Открытое занятие по теме: «Мой Пушкин»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Некрасова Ирина Викторовна

Познавательное занятие, знакомящее детей подготовительной группы с творчеством А.С.Пушкина, с отдельными периодами его жизни (учеба в Царскосельском лицее, Болдино, Михайловское). Закрепление знания сказок, поговорок, чтение стихов о природе. Просмотр тематических слайдов и мультфильма, проигрывание инсценировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pushkin.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 101 «Дашенька»

г.Волжский Волгоградской области

Открытое занятие по теме:

 «Мой Пушкин»

Выполнила:         Некрасова И.В.

воспитатель I категории

Цель:         Воспитание у детей нравственно-патриотических черт характера, средствами знакомства с творчеством А.С.Пушкина.

Создание проблемной ситуации: Выяснить, что дети знают о А.С.Пушкине, что еще хотели бы узнать.

Задание:         Воспитывать интерес и:

  1. Любовь к творчеству А.С.Пушкина, продолжать знакомство детей с его жизнью и творчеством.
  2. Помочь детям полюбить и понять творчество поэта, активировать восприятие его творчества.
  3. Видеть выразительные средства языка его произведений: музыкальность, поэтичность, точность, выразительность.
  4. Продолжать развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить рассуждать, делать выводы, использовать различные обороты в речи.
  5. Развивать творчество, мышление, воображение.

Предварительная работа: Чтение сказок, стихов, отрывков из произведений А.С.Пушкина. Заучивание пословиц и поговорок. Заучивание стихов, рассматривание иллюстраций времен года и иллюстраций к сказкам. Знакомство с семьей А.С.Пушкина. Рассматривание портретов А.С.Пушкина в разные годы его жизни. Оформление книжного уголка, рисование по сказкам А.С.Пушкина. Выставка детских рисунков по творчеству А.С.Пушкина, драматизация отрывка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.

Материал к занятию: Портрет А.С.Пушкина, книги А.С.Пушкина, иллюстрации времен года, детские рисунки, слайды, мультфильм (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»), сказочный ларец: яблоко, зеркало, веревочка, золотая рыбка, петушок, белочка, орешек.

Ход занятия

Воспитатель:         Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте их поприветствуем.

Дети:                 Здравствуйте!

Воспитатель:         Ребята, а что вы больше всего любите делать?

Дети:         Играть, рисовать, смотреть мультфильмы, помогать маме, кататься на велосипеде.

Воспитатель:         А если бы меня спросили, что я больше всего люблю делать, то я бы ответила: «Читать книги». И вот недавно, разбирая свою библиотеку, я наткнулась на вот эту книгу (предлагаю рассмотреть ее). Посмотрите, какая она старая, зачитанная, какой у нее потертый переплет, ей, наверное, очень много лет. Да, она, действительно, очень старая. Ей больше 63-х лет. А давайте узнаем, кто же ее автор?

Дети (читают):         А.С.Пушкин.

Воспитатель:         А вы знаете, кто такой А.С.Пушкин?

Дети:                 Великий русский поэт.

Воспитатель:         А вы бы хотели еще больше узнать А.С.Пушкина?

Дети:                 Да, хотели!

Воспитатель:         А.С.Пушкин – великий русский поэт, и наследие его дошло до наших дней, и еще долго будет жить в веках.

Есть имена, как солнце! Имена,

Как музыка! Как яблоня в расцвете.

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена.

(И.Северянин)

Воспитатель:         Много лет прошло со дня смерти поэта, но мы его помним и в наши дни, любовь к нему не проходит и живет в наших сердцах. Во многих городах есть памятники А.С.Пушкину, есть улицы, названные в его честь. А 10 февраля в городе Москва каждый год на площади Пушкина собираются люди, они возлагают цветы к памятнику, читают стихи и отрывки из его произведений. Там звучат музыка и слова благодарности.

Воспитатель:         А вы ребята, знаете, что написал А.С.Пушкин?

Дети:                 Поэмы, сказки, стихи, повести, драмы.

Воспитатель:         Талант поэта многогранен, но он еще много написал стихов: о любви, о дружбе, о природе. А какое сейчас у нас время года?

Дети:                 Зима.

(показ слайда)

Воспитатель:         А давайте подберем слова к этому времени года. Зима (какая?).

Дети:                 Холодная, долгожданная, снежная, суровая, морозная.

Воспитатель:         Снег (какой?).

Дети:                 Пушистый, легкий, мягкий, искрящийся, белый.

Воспитатель:         Солнце (какое?).

Дети:                 Холодное, зимнее, яркое.

Воспитатель:         Замечательные вы подобрали определения.

Воспитатель:         А теперь подберем слова, обозначающие действие предмета. Зима (что сделала?).

Дети:                 Наступила, пришла.

Воспитатель:         Снег (что сделал?).

Дети:                 Упал, лег, полетел, закружился.

Воспитатель:         Солнце (что сделало?).

Дети:                 Взошло, осветило.

Воспитатель:         А теперь давайте послушаем, как видел зиму А.С.Пушкин.

(показ слайда)

Воспитатель:        Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов. 
Брега с недвижною рекою 
Сравняла пухлой пеленою; 
Блеснул мороз, и рады мы 
Проказам матушки-зимы.

                                (из романа Евгений Онегин)

Воспитатель:         Много стихов посвящается зиме, но также он любил весну, как возрождение новой жизни, как гимн «утру года».

Воспитатель:         Давайте с вами вспомним отрывок (из поэмы Евгений Онегин).

Ребенок:                            Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Воспитатель:         Ребята, а какое время года он любил больше всего?

Дети:                 Это осень.

Воспитатель:         Пушкин очень любил осень, его сердце всегда принадлежало этому времени года.

Воспитатель:         Как вы думаете, почему осень стала его музой?

Дети:                 Она яркая, золотая, спокойная, тихая, задумчивая.

(показ слайда)

Воспитатель:         Стихотворение, которое мы сейчас прослушаем – прекрасно, в нем много и тепла и грусти, оно звучит, как музыка. Это отрывок из стихотворения «Осень».

Ребенок:         Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель:         Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель:         Но кроме стихов, А.С.Пушкин писал еще и сказки. А вы любите сказки?

Дети:                 Да, очень.

Воспитатель:         А вы хотите попасть на сказочный остров, в сказки А.С.Пушкина?

Дети:                 Да.

(показ мультфильма «У лукоморья», режиссер А.Бенедиктов)

Воспитатель:         Когда  мы читаем сказки Пушкина, то у нас на лице возникает улыбка, улучшается настроение. Ведь в его сказках есть все: и волшебство, и юмор, и чудеса, и неожиданность. Как вы думаете, а чему нас учат сказки?

Дети:                 доброте, справедливости, честности.

Воспитатель:         Посмотрите на этот сундучок, давайте его откроем и посмотрим, что там внутри.

(Воспитатель достает зеркало)

Воспитатель:         Как вы думаете, из какой сказки это зеркальце?

Дети:                        «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Воспитатель:         Давайте вспомним слова-обращение к этому зеркальцу.

(передает зеркало ребенку)

Ребенок:                 "Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

(Воспитатель достает веревку)

Воспитатель:         Какому сказочному герою принадлежит этот предмет?

Дети:                 Балде.

Воспитатель:         А давайте вспомним поговорку из этой сказки.

Дети:                 «Ел за четверых – работал за семерых».

(Воспитатель достает петушка)

Воспитатель:         Назовите сказку, где присутствует этот герой.

Дети:                 Это «Сказка о золотом петушке».

(Воспитатель достает рыбку)

Воспитатель:         Вы догадались, откуда эта рыбка?

Дети:                 Она из сказки «О рыбаке и рыбке».

Воспитатель:         А какой порок высмеивается в этой сказке?

Дети:                 Жадность.

Воспитатель:         А вы можете вспомнить пословицы и поговорки к этой сказке?

Дети:                        Ненасытному все мало.

                        Много захочешь – последнее потеряешь.

                        Жадность всякому горю начало.

Воспитатель:         А теперь давайте все вместе назовем сказку, которую мы не назвали.

Дети:                 «Сказке о царе Салтане».

Физминутка:

«Ветер по морю гуляет

(руки поднять через стороны вверх)

И кораблик подгоняет;

(махи руками)

Он бежит себе в волнах

(сцепить пальцы в замок)

На поднятых парусах

(руки опустить)

Мимо острова крутого,

(присесть)

Мимо города большого:

(встать)

Пушки с пристани палят,

(похлопать)

Кораблю пристать велят.

(потопать)

(грамзапись Римского-Корсакова)

Воспитатель:         Есть в нашей стране такие места, которые мы связываем с именем А.С.Пушкина.

(показ слайда)

Воспитатель:         Город Пушкин. В этом городе прошло его детство.

(слайд город Пушкин)

Воспитатель:         Закончилось детство, и Пушкина отправили на учебу в Царское село, в лицей, где он нашел верных друзей, где провел свои студенческие годы. Сейчас это город Пушкин, близ Санкт-Петербурга.

Воспитатель:         Есть место, которое Пушкин особенно любил. Это село Болдино.

(показ слайда)

Воспитатель:         Сейчас это музей-усадьба. Болдино Пушкин посещал три раза. Здесь он написал много произведений, одно из них – это «Сказка о золотом петушке».

(показ слайда)

Воспитатель:         А это знаменитое село Михайловское, где он также любил бывать. Будучи уже известным поэтом в этом псковском имении ему пришлось прожить некоторое время. Все свободные вечера он проводил со своей няней Ариной Родионовной, слушая ее сказки, прибаутки. Представьте себе такую картину: горит свеча, за печкой тихо поет сверчок, тихо поскрипывает прялка, и неторопливо звучит сказка.

Воспитатель:         Ребята, сегодня мы вновь были вместе с А.С.Пушкиным, мы узнали много интересного из его жизни, восхитились его незабываемыми стихами, окунулись в мир его сказок, побывали в его любимых местах. Солнце русской поэзии – так называли Пушкина. Так называем его и мы. Хочется вам пожелать, чтобы вы, читая его книги, полюбили его как поэта, как человека. И сохранили незабываемые впечатления от его произведений.

(показ слайда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»

Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»...

Открытое занятие на тему: Квест- занятие по развитию речи «В рамкам проекта: Давайте познакомимся

Квест-занятие по развитию речи, я хотела бы начать  со слов выдающего педагога – новатора В.А. Сухомлинского, он писал:«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития...

Открытое занятие на тему: "Открытие лаборатории Почемучкина"

Основной целью открытия лаборатории Почемучкина является формирование знаний детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности...