Конспект НОД "Индийские сказки" в подготовительной группе с родителями.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Куракина Ольга Славовна

Расширять представления детей о природе и обществе людей. Уточнять и расширять знания детей о Индии. Продолжать знакомить детей с глобусом, формировать понятия: «страны», «граница», «материки». Продолжать учить называть экзотических животных  (цвет, форма, величина, повадки, среда обитания). Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_indiya.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида №724

111401, Москва, ул. Металлургов, д.16                                    тел.(495)304-08-72

 e-mail: gou724@newmail.ru                                                             (495)304-03-00

КОНСПЕКТ НОД

«социализация», «коммуникация»

«Индийские сказки»

в рамках проекта

«По странам и континентам»

в подготовительной группе № 4 «Аистенок»

с родителями

                                                                        Составила и провела:

                                                                         воспитатель

                                                                         Куракина О.С.          

Москва, 2014год

Цель: расширять представления детей о природе и обществе людей.  

Уточнять и расширять знания детей о Индии. Продолжать знакомить детей с глобусом, формировать понятия: «страны», «граница», «материки». Продолжать учить называть экзотических животных  (цвет, форма, величина, повадки, среда обитания). Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования.

Демонстрационный материал: презентация «Удивительная страна Индия», натуральные объекты: предметы одежды и посуды, музыкальное сопровождение: народные песни и танцы.  

Раздаточный материал: материал к дид. игре «Соедини по точкам и назови животное», фломастеры, подставки, ноутбук  на каждого ребенка.  

Ход занятия:

Педагог рассказывает детям об Индии, иллюстрируя свое выступление видами Индии, на интерактивном экране (презентация «Удивительная страна Индия» (слайд 1):

 - Далеко, далеко, за морями и лесами, за реками и пустынями стоит высокая гора и имя ей Эверест, это самая высокая точка нашей планеты.  Представьте, что вы поднялись на эту гору и под вами далеко, далеко, внизу раскинулась прекрасная сказочная страна Индия.

Индия. Вид с Эвереста (слайд 2).

Дети декламируют стихотворение.

На земле нет выше места,

Чем вершина Эвереста.

Заберись на Эверест -

И увидишь всё окрест.

Вы бы сразу разглядели

Каликут, Мадрас и Дели,

Город сказочный Бомбей

С танцем ядовитых змей,

Йогов, пляшущих на углях,

Обезьян и тигров в джунглях,

Носорога, что как танк

Движется вдоль речки Ганг...

С высоты видны все храмы:

Будды, Вишну, Кришну, Рамы

Виден Шивы третий глаз...

Панорама - высший класс!

Стул поставьте на вершину

И любуйтесь свысока...

Если только всю картину

Не закроют облака.

Педагог:

- Давайте я расскажу вам про эту страну полную тайн и волшебства.

Название своё страна получила в честь реки Инд.

Флаг Индии (слайд 3).

Педагог:

- Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос равной ширины: верхней — «глубокого шафранного», средней — белого и нижней — зелёного цвета. В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Оранжевый цвет флага указывает на духовность, белый - на миролюбие, зеленый - на плодородие, круг - религиозный символ.

Герб Индии (слайды 4, 5).

Педагог:

- На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке. Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников». Абака украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений: Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада (видны Лошадь и Бык). Абака опирается на лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни.

Когда говорят про Индию сразу вспоминается великая река Ганг (слайды  6, 7). Ганг — одна из самых полноводных и длинных рек Южной Азии. Ганга в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.

По Конституции страны столица Индии официально именуется Нью-Дели, но её обычно Индии находится знаменитый на весь мир Тадж-Махал - памятник любви и восьмое чудо света.

(Слайд 8). Индия - родина одной из самых распространённых мировых религий - буддизма, которого придерживаются многие коренные жители. Вегетарианство (отказ от приёма в пищу мяса и рыбы) также имеет индийские корни. (Слайд 9). С одной стороны это можно объяснить климатическими условиями (в жарком климате мясо и рыба быстро портятся). (Слайд 10). С другой - употребление в пищу мяса строжайше запрещено религиозными законами и древними обычаями. Коровы вообще являются священными животными и свободно разгуливают по оживлённым улицам индийских городов.

(Слайды 11, 12, 13, 14). Из-за благоприятного климата Индия отличается большим разнообразием растительного и животного мира. Здесь обитает огромное количество  различных видов животных, насекомых, растёт множество видов растений. В Индии созданы 83 национальных парка,  заповедники, тигровые заказники, 200 зоопарков.

- В прошлом слон - символ власти и величия правителей страны - махараджей, а сейчас - трудолюбивый помощник крестьян. Это животное является героем многих индуистских и буддийских притч и легенд. Самый лучший комплимент для индийской девушки - это сказать ей, что у неё походка, как у слона.

Педагог:

- Ребята, каких животных обитающих в Индии вы знаете?

Дети называют. Далее педагог предлагает им отгадать загадки, если дети отвечают правильно, на экране появляется названное ими животное.

Загадки про животных Индии:

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

То сидит на задних лапах,

То на четырех идет.

А-то с веточки на ветку

Прыгает, как скороход.

Очень любит покататься

На больших лианах....

Вы, наверно угадали – это…(Обезьяна).

Величава, грациозна.

Пасть её, знай, смертоносна.

Коль раздует капюшон,

Убирайся лучше вон! (Кобра)

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный... (Тигр)

Изящна, красива, сильна и ловка,

 Легендами издавна окружена.

 Глаза изумрудами ярко горят,

 К ним так подходит чёрный наряд. (Пантера)

Педагог: - А вот еще одна загадка, она о мальчике. Назовите его имя.

Мальчик вырос в волчьей стае,

Волком он себя считает,

Дружит с мишкой и с пантерой,

Ловким он слывёт и смелым.

Педагог:

- Правильно – Маугли, а вы знаете, что действие этой сказки происходит как раз в Индии. Давайте вспомним героев этой замечательной истории (Дети называют животных) ну вот теперь вы имеете представление о богатейшем животном мире индийских джунглей.

Слова

Движения

Про Индию, про Индию

мне стали снится сны,

Где бродят лопоухие

индийские слоны.

1.И.п. - о/с, руки в «замок», лежат на груди.

Вытянуть вперед руки, вывернуть «замок».

2.О/с, ноги на шир. плеч, руки согнуть к плечам, ладони развернуть. Покачиваем корпус вправо-влево. «Уши слона».

Под пальмой, в позе «лотоса»,

Сидит индийский йог,

Хотел и я попробовать,

да только вот не смог.

И.п. – о/с, пятки вместе, носки врозь, руки «йог». «Пружинка».

И где-то там – лианою,

висит огромный Каа,

Не подходите ближе,

голодный он слегка.

И.п. – о/с, руки вверх. Поворот корпуса в правую сторону, руки разводим в сторону. Вернуться в и.п. То же влево. «Повороты».

А вот Балу с Багирой,

искать напрасный труд,

Открыт сезон охоты,

и Джунгли их зовут!

И.п. – о/с, руки на пояс. Согнуть правую ногу в колене, подтянуть руками к туловищу. То же левой ногой. «Подтянуть колено». 

Священные коровы

по улицам бредут,

А пастухи их смелые

от тигров стерегут.

И.п. – о/с, руки у головы – «рожки». Наклон вперед, колени прямые, руками коснуться пола. Выпрямиться и.п. «Наклоны».

Но главное, что в Индии –

Индийский океан…

Прилив отлив –

луною дан.

И.п. – о/с, руки на пояс. Приседаем руки вперед. «Приседание». 

И волны цвета изумруд

свой отбивают счет,

Поэтому и время там

так медленно течет…

И.п. – о/с. Прыжком ноги врозь, руки в стороны, прыжком ноги вместе, руки вдоль туловища. «Прыжки».

Про эти сны рассказывать

могу я долго вам,

Но верю в то,

что Индия  дождется и меня.

И.п. – о/с, ноги на ширине плеч. Восстанавливаем дыхание. Медленно руки разводим в стороны, носом вдох, «обнимаем себя» -  медленный выдох через рот.

 Далее педагог проводит с детьми глазную гимнастику и дидактическую игру «Соедини по точкам и назови животное». Затем дети называют животное, которое они узнали на своей картине, описывают характерные особенности его строения и внешнего вида, среду обитания, поводки. Затем педагог предлагает детям выйти из-за стола и пройти на ковер. С детьми проводится физминутка «Индия».

Педагог предлагает поставить стулья полукругом на ковре и оказаться на рыночной площади старинного Дели. Педагог (слайды с видами Дели и людей, одетых в национальные индийские костюмы):

-А теперь давайте спустимся с вершины Эвереста и посмотрим ближе  на чудеса, спрятанные среди запутанных улиц старинного Дели. Смотрите, как необычно одеты люди в этом городе!

Звучит индийская мелодия. Входят девочка и мама, одетые в индийские национальные костюмы.

 Индианка девочка рассказывает (слайды 15, 16, 17):

- Почему индийская одежда такая необычная? Потому, что она сохранила свою традиционность и национальные особенности. Даже находясь под влиянием других культур, она взяла всё лучшее. Индийская одежда очень элегантна, комфортна и удобна. Несмотря ни на что, индийцы носят её с большой гордостью. Праздники, семейные торжества, официальные церемонии являются тем моментом, когда индийцы отдают особое предпочтение традиционной национальной одежде.

Девочка раздает детям отрезки тканей традиционной индийской расцветки и фактуры. Педагог проводит с детьми дидактические игры «Назови цвет» и «Угадай на ощупь».  

 Взрослая индианка продолжает, показывая свой наряд (слайды 18, 19, 20):

- Индийская одежда знаменита своей цветовой насыщенностью и исходящей от неё благостью. Одежда для женщин, такая, например, как сари, подчёркивает в них женственность, а мужская комфортна и удобна в условиях жаркого климата. Индийские наряды также разнообразны, как и вся индийская культура. Каждая деревня, город, регион отличаются друг от друга не только образом жизни, языком, пищей, но и стилем ношения, цветовой гаммой, способом драпировки одежды. Здесь не существует строгого единообразия, хотя и просматривается общий стиль.

В Индии повсеместно мужчины носят тюрбаны. Это длинный кусок ткани, обычно 5 метров длиной, который оборачивают множество раз вокруг головы. Тюрбан изначально предназначался оберегать голову от жары и знойного солнца. Чтобы справиться с жаркими климатическими условиями пустыни этот длинный кусок ткани замачивали в воде на ночь и затем утром завязывали вокруг головы. Множество слоёв тюрбана сохраняют влагу в течении всего дня и так спасают от пылающей жары.

Сари является одним из самых прекрасных нарядов, которые носят индианки. Когда кто-либо представляет себе индийскую женщину, первое, что приходит на ум — это сари, в которое одета женщина.

Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину, сотканный из нежного хлопка или шёлка. Однотонное или с цветочными узорами оно может быть как повседневным, так и праздничным, расшитым золотыми нитями и блестками.  Бесспорно одно — традиция ношения сари, существующая тысячи лет, не исчезнет здесь никогда.

Звучит медленная индийская мелодия и на середину ковра выходит Факир (мужчина, одетый в национальную индийскую одежду), в руках у него большой плетеный короб.

 Девочка индианка испуганно вскрикивает: - Ой что это?

Мама- индианка ей отвечает:

- Не пугайся  это еще одно из чудес Индии - это заклинатель змей. (Слайды 21, 22, 23). Заклина́ние змей («беде»), - одна из древнейших профессий в Индии. Искусство заклинания змей зародилось в Египте. Популярность профессии заклинателя змей возросла в ХХ веке и широко использовалась для привлечения туристов в Индию. Одним из самых искусных заклинателей змей считается Шейх Мусса из Луксора.

Сценка с заклинанием змей. Факир под яркую, импульсивную индийскую мелодию пытается укротить змею, которую изображает ребенок.

Дети аплодируют артистам. Факир и девочка-индианка приглашают детей рассмотреть и обследовать предметы, которые они принесли с собой: посуда, костюмы, книги. Педагог предлагает детям назвать из чего сделаны те или иные предметы, как выглядят, для чего они необходимы людям.

Педагог (слайды 24, 25, 26):

- А теперь давайте мы с вами посмотрим на еще одно чудо, родина которого тоже здесь в Индии. Вы знаете кто такие йоги?

Это люди, посвятившие свою жизнь совершенствованию тела и духа. Говорят и этому есть множество подтверждений, что опытный йог может не только ходить босыми ногами по горячим углям или острым гвоздям, но и даже летать. А вы бы хотели стать немножко йогами?

Педагог и индианки проводят с детьми знакомство с упражнениями из комплекса для детей «Хатха-йога».  

Дыхание животом:

I. Свободно положите руки на живот.

2. Медленно и глубоко вдохните воздух через нос, выпячивая живот как надувной шар.

3. Медленно выдыхайте воздух через нос, напрягая мышцы живота.

4. Повторите упражнение три раза.

Дыхание «кузнечные мехи»:

I. Поместите руки на грудную клетку.

2. Медленно и глубоко вдохните воздух, расширяя грудную клетку.

3. Медленно выдохните воздух, сокращая грудную клетку.

4. Повторите упражнение три раза.

Поза кошки

Серый маленький котенок

Тянет лапки, спинку, хвост

Может так любой ребенок

Потянуться. И подрос!                 

Встаем на четвереньки, выгибаем спинку вверх, кошечка недовольна. Прогибаем спинку вниз, кошечка потягивается. как кошечка разговаривает? «мяу».

Поза бабочки

 Бабочка – красавица Крылышками машет.

Хочет нам понравиться,

Не взлетая даже.                 

Садимся прямо. Обхватываем ножки руками, колени разводим в стороны, машем бёдрами, словно крыльями бабочки.

Птички к солнцу полетели,

А потом на травку сели.

Посидели, посидели,

Снова в небо улетели.                 

Стоим прямо, прогибаем спинку назад. Затем наклоняемся вперед. Ножки стараемся не сгибать

Поза пилота

В небе синем самолет,

В самолете я – пилот.

Вот включаю полный ход, Как стрела лечу вперед!                 

Упражнение на равновесие. Встаем прямо. Медленно наклоняем корпус вперед, руки ладонями друг к другу вытягиваем перед собой. Одну из ног отводим назад. Возвращаемся в исходное положение и выполняем симметричную позу.

Поза львенка

Будет грива, как у папы,

И с когтями будут лапы.

Львенок — он ведь тоже кошка,

Только покрупней немножко…                 

Садимся на колени, пятки под себя, положив ручки на колени. Делаем полный вдох, втягиваем животик. Широко  растопыриваем пальчики рук, выпрямляем ручки в локтях, вытаращиваем глазики, сводя их внутрь, высовываем язык и стараемся достать до подбородочка. Рычим: - ррр. Асана укрепляет носоглодку, делает речь более внятной. Рекомендуется деткам с нарушением речи.

Поза дерева

В поле дерево стоит

А над деревом сова летит. «Ух,ух,ух» говорит

Села, посидела

И дальше полетела                 

Встаем ровненько.  Представляем, что наши ножки словно корни могучего дерева.  Берем ручками ступню одной ноги и поднимаем ее так высоко, как получается. Ручки сгибаем в локтях, соединяя ладошки вместе — это ветви дерева. Стоим в этой позе столько, сколько приятно. Затем меняем ножку.

Педагог:

- Ребята, в Индии снимают много художественных фильмов, но это не только фильмы для взрослых, но и мультфильмы для детей. Давайте посмотрим индийский мультфильм.

После просмотра дети делятся впечатлениями друг с другом, а затем педагог приглашает гостей из Индии и детей на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр "Путешествие в сказку" (подготовительная группа)

Конспект занятия по математике для закрепления материала по теме "Количество и счёт". Занятие помогает закрепить: знания детей о порядковом счёте; умение увеличивать и уменьшать числа в пределах перво...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия подготовительной группы (для родителей) Тема «Играем в сказку».

Тема «Играем в сказку». Цель:     Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь. Задачи:    1.Закреплять навык правильного произношения звука Ш...

Конспект викторины в подготовительной группе по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Хочу поделиться конспектом викторины,которая была проведена с детьми подготовительной группы на день рождения А.С. Пушкина...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект ООД в подготовительной группе «Сказки любим, сказки знаем! »

Конспект ООД в подготовительной группе "Сказки любим, сказки знаем"...