НОД интеграция областей «Познание» (окружающий мир) и «Коммуникация» (развитие речи) на тему: «В гости к бабушке».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Прохорова Надежда Александровна

Занятия содержит интересные факты о животных, о сказочных хранителях леса: лешем, водяном, бабе Яге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

НОД интеграция областей «Познание» (окружающий мир)

и «Коммуникация» (развитие речи)

на тему: «В гости к бабушке».

Цели:

  • воспитание экологической культуры, развитие у детей дошкольного возраста интереса к защите окружающей среды;
  • повторить правила поведения в лесу;
  • учить бережно относиться к животным, помогать им;
  • показать на примере наших предков, как бережно относились люди

 к лесномубогатству;

  • повторить образование относительных, притяжательных

 прилагательных;

  • пропаганда экологических знаний в дошкольной среде.

Оборудование: игрушки (барсучок, ежик, лиса с лисенком, совенок,

 зайчонок, медвежонок), малиновое варенье, ромашковый чай, грибной суп, дерево с дуплом, картинка леса, костюм бабушки, дом бабушки, корзинка с пирожком и бинтом, ножницы, план леса, фломастер, волшебная палочка, нарисованная елка, еловая шишка, яблоко, куст, за которым спрятались звери, норка барсука.  

Программное содержание.

Ребята, сегодня я расскажу вам о лесе. Ведь в лесу так много всего интересного.

         У меня идея: а, что если нам поехать в деревню к моей бабушке, Нине Петровне, она может рассказать о лесе больше меня. Как вам моя идея? Понравилась? Здорово. Идите скорее все ко мне. У меня есть волшебная палочка, она может перенести нас куда мы захотим. А куда мы хотим? Верно, к бабушке в деревню. Закройте глаза, я произнесу заклинание. Глазки не открывайте, пока я не скажу. (Воспитатель произносит заклинание и открывает домик бабушки).

Открывайте глаза. Вот мы и у бабушки. Я пойду ее позову, а вы подождите здесь.

Бабушка, бабушка! Мы с ребятами к тебе приехали. Нам очень хочется узнать о лесе много интересного

Здравствуйте, Внучики! (Дети здороваются). Давайте знакомиться. Меня зовут Нина Петровна. А вас как? (Ребята называют свои имена). Очень приятно. Я так рада, что вы ко мне приехали! Моя внучка много о вас рассказывала. Пойдемте, я угощу вас вкусненьким.

Вот, пожалуйста, супчик из грибочков. Как он называется? (Грибной). Понравился? А теперь чайку из ромашки, сама собирала. Как его назовем? (Ромашковый). Да с вареньецем из малинки лесной. Что за варенье? (Малиновое). Подкрепились? А теперь я приглашаю вас на прогулку в лес, ведь именно там я собирала все, чем вас сегодня угощала. Тем более, мне надо проведать барсучка. На днях он поранил лапку, я ему ее забинтовала. Нужно снять бинт и посмотреть, как она. Готовы? Тогда в путь.

Пока мы идем к лесу, вспомните, пожалуйста, какие правила необходимо соблюдать в лесу? (Не рубить деревья, не ломать ветки, не загрязнять лес, не разводить костры) Совершенно верно. Это очень простые правила, но, к сожалению, не все их соблюдают.

Давным-давно славяне (наши предки) жили в лесу (лес начинался за оградой дома). Из дерева они делали все - от ложек до пуговиц. Лес считали своим кормильцем. Какую еду мог дать людям лес? Подумайте (ягоды, грибы, мясо животных). Перед тем как срубить дерево, они просили у него прощения, потому, что считали его живым существом. Но оно ведь действительно живое: дерево растет, питается, дает семена для продолжения рода.

Еще славяне придумали сказочных хозяев леса. Самый главный – Леший. Он похож на человека и не похож: глаза горят зеленым огнем, весь покрыт шерстью, одевается в мужскую одежду. Трудно от него уйти, но можно: нужно оставить в дупле дерева кусок пирога. На добро Леший злом не отвечает. Всего лишь нужно, чтобы человек вел себя в лесу аккуратно: муравьиных троп не топтал, ветки не ломал, огонь не разводил. Леший ведь хозяин леса, он ему - дом родной. Поэтому вы как увидите дерево с дуплом - скажите, мы положим в него кусок пирога. Договорились? Идем дальше.

В лесу можно встретить реки, озера, болота, ручьи, родники. Они тоже должны кем-то оберегаться. Как зовут этого стража? (Водяной). Славянам представлялось, что Водяной - это некрасивый старик с длинной бородой, зелеными усами и весь в тине (водоросль); плавает на коряге. Любит тишину и может неделями отдыхать на дне. И если только рассердят его громким смехом, может утянуть за ногу под воду. А прислуживают ему русалки. Они красивы. По ночам выходят из воды на берег и водят хороводы. Идем дальше.

Баба-яга считалась хозяйкой зверей. Живет она в глухом лесу, в избушке на курьих ножках. А вы знаете, почему так называлась ее избушка?  В древности славяне ставили свои избы на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. Эти пеньки с корнями очень напоминали куриные ноги. О Бабе-яге сложено много сказок. Вспомните какие?

Молодцы! Посмотрите мы дошли до дерева с дуплом. Что нужно сделать? Верно, положить кусочек пирога, задобрить лешего. Ой, меня кто-то клюнул (появляется Совенок).

Совенок: Здравствуйте, ребята. Зачем вы меня разбудили? (Ответы детей) А вы знаете, что совы самые умные птицы в лесу? Мне моя мама, сова, рассказывала очень много интересного. Сейчас я задам вам вопросы и узнаю, знаете ли вы столько, сколько знаю я. Согласны? Итак, первый вопрос: какое животное считается самым большим в лесу? (Лось).  А почему его называют сохатым? (Рога лося напоминают соху - широкую и большую.) Второй вопрос: какой гриб является лекарством для лесных жителей? (Мухомор). Третий вопрос: почему волка называют санитаром леса? (Волк хищник. А убивает только тех, кто слаб или болен. Этим он оздоровляет животный мир леса). Четвертый вопрос: какого лесного жителя зовут рыжей плутовкой? (Лису.) Вспомните, как называли лису в русских сказках? (Лисичка-сестричка, рыжая плутовка, воровка, кума, Лиса Патрикеевна). Последний вопрос: как белочка готовит запасы на зиму, и почему ее можно назвать маленьким лесничим? (Грибочки сушит на ветках, желуди и орешки закапывает в землю, про многие из них забывает. А весной появляются новые росточки. Поэтому и лесничий). Вы просто молодцы. А теперь мне пора спать, набираться сил для ночной охоты. До свидания.

Зрительная гимнастика.

Ох, что-то переживаю я за барсучка. У меня есть план леса, давайте определим, по какой дороге быстрее добраться до барсучка. (Бабушка достает из корзинки план леса, чертит три дорожки и вешает на доску). Посмотрите, только глазками, головой не крутите, какая дорога короче всех? Верно прямая. Какая длиннее всех? Следите только глазками и называйте, куда пойдем сначала, потом, потом? Молодцы. Расскажите, как пройти по дорожке средней длинны. Следим только глазками. Умнички, Внучики. Пойдем короткой. Договорились?

Ой, что это за колючий клубочек под елкой? Верно, Ежик. Что случилось, Ежик? Почему ты свернулся клубочком?

Ежик: Здравствуйте, ребята. Бежал я под елочкой, вдруг на меня что-то упало. Я испугался и свернулся в клубочек.

Я знаю, что на тебя свалилось: еловая шишка, смотри.

Ежик: А я так перепугался… Ребята, я вижу вы очень умненькие и разумненькие. Объясните мне, старому ежу, почему меня порой называют: ежик без головы и ножек. Ведь у меня и голова и ножки есть, вот, посмотрите… Мне даже обидно… (Объяснения детей) Спасибо, вам ребята. Теперь я не  буду больше обижаться.

Давайте угостим Ежика яблочком и отправимся дальше.

Посмотрите, кажется, лесные зверята решили поиграть с вами в прятки. Чьи это ушки? Верно, заячьи. Из-за куста выпрыгивает зайка.

Зайка: Здравствуйте, ребята. Почему некоторых моих братиков и сестренок называют листопадничками? (Родились осенью, в листопад). Верно. Ну, мне пора к маме. Пока.

Чьи это лапки? (Медвежьи).

Медвежонок: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, что зиму мы проводим в берлоге. А что мы там делаем? (Ответы детей). Всем известно, что зимой в берлоге медведь спит и лапу сосет. Многие думают, что от голода. А на самом деле во время зимней спячки у медведей линяет кожа на подошвах лап. Лапам немного больно. И медведи сосут лапу, чтобы успокоить боль. Помогает! Пока я сюда шел, видел куст с малинкой. Пойду - соберу. До свидания.

А чей это хвостик? (Лисий)

Лиса: Верно, это мой хвостик. Но я здесь не одна. Кто это? (Лисенок). Вы знаете, ребята, почему у лисиц кончик хвоста белый? (Лисята в сумерках следуют за белым кончиком хвоста своей мамы и не теряются). Какие вы молодцы, настоящие знатоки леса. Нам пора. До свидания.

На окраине леса живет еще одно животное. Маленький грызун – хомяк. Я знаю про него чудесное стихотворение. Послушайте, а движения повторяйте вместе со мной.

Динамическая пауза.

Хомка, хомка, хомячок (шаги на месте)

Полосатенький бочок (наклон вперед, руками проводим от щиколоток

                                            до подмышек)

Хомка раненько встает (тянемся)

Шейку моет (моем шею)

Щечки трет (трем щечки)

Подметает Хомка хатку (имитация подметания)

И выходит на зарядку (шаги на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (круговые движения руками вперед и назад)

Хомка хочет сильным стать (показываем мускулы).

 Мы почти дошли до норки барсучка. А вот и он. Здравствуй, Барсучок.

Барсучок: Здравствуй, Бабушка, ребята.

Как ты себя чувствуешь, как твоя лапка?

Барсучок: Уже не болит. Спасибо.

Давай я посмотрю. Очень хорошо, зажила. Теперь можешь бегать и прыгать как прежде. Знаешь, мы сегодня встречали очень много зверят, и каждый рассказывал о себе что-то интересное. Может и ты что-то поведаешь?

Барсучок: Хорошо. Все барсуки замечательные строители. Мы строим не просто норы, а подземные города. И это наша беда, т.к. лисы пытаются отнять их у нас. Но отнимают они не в драке (нас не победить), а хитростью. Они знают, что мы чистюли, и начинают пачкать перед входом в нору. Мы каждый раз убираем, а они все равно пачкают. Когда нам надоедает, мы уходим и строим новую нору, а старая  достается лисе. Вот такое нелегкое у нас житье. (Зевает). Мне пора спать, ведь днем мы спим, как совы, а ночью охотимся. До свидания.

До свидания, Барсучок. Мне кажется, что мы загуляли. Пора и домой возвращаться. Моя внучка, наверное, уже волнуется, куда мы запропастились. Понравилась вам прогулка? Кто из зверей вам больше всего понравился? Вот мы и дома. Слышу, внучка хозяйничает. Пойду ее позову, вам ведь пора домой возвращаться. До свидания, Внучики. Приезжайте еще.(Выходит воспитатель).

Понравилась вам прогулка по лесу? Идите все ко мне. Вот моя волшебная палочка. Закрывайте глаза, возвращаемся домой.

Вот мы и в детском саду. Что нового вы узнали? Кто вам больше всех понравился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (развитие речи, математика). Тема: "В гостях у Бабушки-Сказушки".

На занятии закрепляются знания о русских народных сказках, их характерных отличиях от авторских сказок; проводится работа по словообразованию и развитию творческих способностей детей....

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области: познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовительной группы , посвящённый Дню Матери.

Конспектинтегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области:познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовител...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

Занятие по развитию речи на тему: В гости к бабушки Арине.

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, горшок, ухват, деревянная ложка, самовар). Активизировать познавательную дея...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «В гости к осени»

Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках и приметах осени, закрепить умение использовать знания в решении задани...