Конспект НОД по экологическому воспитанию "Лесные беспорядки"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Литвиненко Ольга Владимировна

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лесные беспорядки»

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе

ЛИТВИНЕНКО О.В.,

воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка», пос.Залари Заларинского р-на Иркутской обл .

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная деятельность: «Познание»

Вид деятельности: формирование  целостной картины мира, расширение кругозора: ознакомление с природой

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе.

Задачи:

Обучающие:

учить основам взаимодействия с природой, правилам поведения в лесу;

учить различать и называть диких животных;

уточнять представления о том, чем дикие животные питаются;

формировать умение оценивать поступки.

Развивающие:

развивать внимание, речевое дыхание;

 умение следить за действиями персонажей;

развивать познавательный интерес, двигательную активность.

Воспитательные:

 воспитывать любовь, отзывчивость, гуманное отношение к объектам природы;

формировать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое;

 желание помогать, трудолюбие.

Оборудование: костюм Лесовичка; декорация природы: береза, ель (искусственная)  - 2шт, пеньки, птицы, бабочки, цветы; декорация вагона веселого паровозика; мультимедиа, музыкальные заставки «Шум леса-пение птиц», «Песенка ежика», «Песенка веселого паровозика»; таблички-знаки правил поведения в лесу «Не рвите лесные цветы!», «Не топчите грибы, ягоды!», «Не разжигайте костры!», «Не мусорите!», «Не шумите!», «Не ломайте, не рубите ветки, деревья!» ; мягкие игрушки диких животных: белка, заяц, лиса, волк, медведь, ежик;  мусор – шишки;  корзинка с угощением для животных: морковка, баночка меда, косточка, гриб, ягодка, рыбка; конфеты (угощение для детей).

Интеграция с образовательными областями:

  • ОО «Коммуникация»  (диалог с лесными жителями, диалог с Лесовичком)
  • ОО «Музыка» (слушание шума леса, песенка веселого паровозика, песенка ежика)  
  • ОО «Познание» (дети справились довольно успешно, большинство правильно называли правила поведения в природе, называли животных, которые живут в лесу, кто, чем питается)
  • ОО «Физическая культура» (двигательное упражнение «Поход в лес и из леса», пальчиковая игра «Хитрый ежик», динамическая пауза «Тень-тень-потетень»)
  • ОО «Здоровье» (дыхательная гимнастика «Чистый воздух»)
  • ОО «Чтение художественной литературы» (знакомство Лесовичка с детьми, приглашение на прогулку в лес в стихотворной форме).

Возраст детей: 3-4 года.

Методическое проведение НОД

 Дети сидят на стульчиках полукругом

 Лесовичок: Здравствуйте, детушки мои дорогие!

Здравствуйте, солнышки мои золотые!

Уж я рад видеть вас, моих любимых,

Уж я рад видеть вас, таких красивых!

Дети: Здравствуйте.

    Лесовичок: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте им улыбнемся и поздороваемся. Повторяйте все за мной.

Скажем  «Здравствуйте» руками!  махать рукой «привет»

Скажем  «Здравствуйте»

глазами!     моргать глазами

Скажем  «Здравствуйте»

Мы ртом-

Станет радостно кругом!

Лесовичок: Давайте с вами познакомимся. Сейчас каждый из вас громко произнесет свое      имя.

       Дети называют свои имена

Лесовичок: Я веселый старичок

      Старичок – Лесовичок

      Я в лесу охранник,

       Грибам и ягодам начальник.

       Знаю лес и лес люблю

        В гости Вас к себе зову.

Лесовичок: Ребята, я приглашаю вас на прогулку в лес. Пойдете?

Дети: Да.

Лесовичок:  Ребята, а кто из вас хотя бы один раз был в лесу?

Дети: высказывают

      Лесовичок: Но, перед тем как нам отправится на прогулку, мы должны вспомнить как нужно вести себя в лесу. Вы уже знакомы со многими правилами поведения, например в магазине, в транспорте, в  больнице. И куда бы вы не пошли везде существуют правила поведения, которых человек должен придерживаться и в лесу тоже. А теперь давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (ответы детей: тихо, чтобы не побеспокоить обитателей леса).

Лесовичок: А еще ребята, в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки деревьев. Ходить нужно только по тропинкам. Не кричать, не топтать грибы и ягоды.

Лесовичок: Ребята, а вы все правила выполняете, когда ходите летом в лес?

Дети: Да.

Лесовичок: А вот сейчас мы это и проверим. Ребята, а кто живет в лесу?

Дети: Белки, медведи, волки, лисы, зайцы, ежики.

Лесовичок: Молодцы. Давайте возьмем гостинцы для животных. (Лесовичок берет с собой корзину с угощением для животных)

Двигательное упражнение «Прогулка в лес» на веселом паровозике.

Дети выстраиваются паровозиком и отправляются в центр зала, где стоит макет леса.

Лесовичок: В лес волшебный  на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребятки, не найти.

Друг за другом становитесь,

В паровозик превратитесь.

Встают дети  все «паровозиком» и под веселую музыку отправляются на прогулку в лес. Звучит музыкальная заставка «Песенка веселого паровозика»

«Я- веселый паровоз

Дым пускаю через нос

Еду летом и в мороз

Мимо сосен и берез

Чух-чух-чух ,  тра-ля-ля

В путешествие друзья

Чух-чух-чух,  тра-ля-ля

    В дальние края!»»        

Звучит  на фоне  всего занятия музыкальная заставка «Звуки леса-пение птиц».

Лесовичок: Вот мы и приехали.

 По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять идём.

Чудеса в лесу зелёном

Обязательно найдём!

. Не забывайте, ребята,  как нужно вести себя в лесу. Мы пришли в гости, а с хозяевами надо здороваться. Давайте скажем все вместе.

Дети повторяют за Лесовичком слова и движения.

Здравствуй, здравствуй,

добрый лес,                           широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес      повороты влево вправо с вытянутыми руками

Кто в глуши твоей таится?  всматриваться вдаль, держа округленную ладонь над бровями

Что за зверь? Какая птица?        поворачиваясь при этом  влево – вправо

Все открой, не утаи,         широко развести руки в стороны
Ты же видишь,- мы свои!

Лесовичок: Вот мы и пришли. Пойдемте, сядем на полянку, отдохнем немножко и послушаем, как птички поют. (Воспитатель рассаживает детей на расстеленное покрывало)

Звучит фонограмма «Пение птиц».

Лесовичок:  Воздух  свежий и чистый. Давайте подышим этим воздухом.

Дыхательная гимнастика под  музыкальную заставку «Шум леса» - Глубокий вдох носом и медленный выдох через рот.

Лесовичок: Слышите, как птички поют?

Дети: Да!

Лесовичок обращает внимание на цветы и оторванные стебельки, которые разбросаны недалеко от детей

Лесовичок: Ребята, смотрите, кто-то все цветочки оборвал! Что же здесь случилось? (Дети подходят поближе к деревьям)

Появляется – Лиса

Лесовичок: Ребята кто это бежит?

Дети: Это бежит лиса.

Лесовичок: Лиса, ты не видела, кто цветочки все оборвал?

Лиса: Это я. Я хотела веночек себе сделать, но у меня не получилось, поэтому я все цветы выбросила.

Лесовичок: Как плохо ты поступила, лисичка! Ребята, можно срывать все цветы и потом выбрасывать их?

Дети: Нет.

Лесовичок: А почему?

Дети: Нельзя срывать все цветы и потом выбрасывать их. Лесные цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать.

Лесовичок: Молодцы.  Нельзя собирать букеты из лесных цветов. Нужно самим их выращивать на клумбах.

Лиса: Извините, я больше так не буду.

Лисичка убегает.

Лесовичок: Ребята, какое у нас первое правило будет?

Дети: Нельзя рвать лесные цветы.

Лесовичок: Давайте поставим этот знак, чтобы тот, кто приходил в лес посмотрел на него и понял, что рвать цветы нельзя.

Лесовичок вместе с детьми ставит знак «Не рвите лесные цветы!»

Появляется волк.

Лесовичок: Дети, кто это?

Дети: Это волк.

Волк начинает топтать ягоды и грибы.

Лесовичок: Постой волк! Что ты делаешь? Нельзя портить грибы и ягоды!

Волк: Я ягоды и грибы не люблю!

Лесовичок: Ну и что! Люди и звери  любят. Ребята, какие звери любят грибы? Ягоды?

Дети: Ягоды любят медведь, ежик. Грибы любят белка, ежик.

Лесовичок: Ребята ягоды надо собирать очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, грибы нужно срезать ножиком, а не вырывать с корнем, иначе на следующий год их не будет.

- И еще запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной и  грибы  – оставьте часть зверям и птицам, которые тоже ищут корм в лесу.

Волк: Я все понял…. Извините меня.

Волк убегает.

Лесовичок: Вот как нехорошо поступил волк. Он испортил грибы и ягоды!

Лесовичок: Ребята, какое у нас следующее правило будет?

Дети: Нельзя топтать грибы и ягоды.

Лесовичок вместе с детьми ставит знак «Не топчите грибы,  ягоды!»

Лесовичок: Какие вы молодцы, что знаете,  что топтать грибы и ягоды нельзя. А теперь давайте немного отдохнем.

Динамическая пауза «Лесные звери»

Тень- тень - потетень,               дети хлопают  в ладоши

Выше города плетень.              поднимаются на носочки,

                                                     подняв руки вверх            

 Сели звери под плетень,

 похвалялись весь день.            приседают

 Похвалялась лиса: «Всему свету я краса.»   изображают лису

 Похвалялись ежи: «У нас шубы хороши.»  повороты вправо-влево

 Похвалялся медведь: « Могу песни я петь.» покачиваются из   стороны в сторону

 Похвалялся зайка: «Ну-ка  догоняй – кА!»     прыгают на  носочках

Лесовичок: Ребята, как много интересного в лесу…

С елочки начинают лететь шишки.

Лесовичок: Ой! Кто это там мусорит?

Появляется белка.

Лесовичок: Ребятки, кто это?

Дети: Это Белка.

Белка: Это я. А куда мне мусор складывать?

Лесовичок: Ребята, подскажите белочке, куда нужно мусор в лесу девать?

Дети: Мусор нужно закапать в ямку или собрать в мусорный пакет.

Лесовичок: Ребята, можно мусорить в лесу?

Дети: В лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений. Если мы будем мусорить, то растения погибнут, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.

Лесовичок: Ребята, какое у нас следующее правило будет?

Дети: Нельзя в лесу мусорить.

Лесовичок вместе с детьми ставит знак «Не мусорите в лесу!»

Белка убегает.

Лесовичок: Ребята, давайте наведем порядок. Соберем все шишки в корзинку.

Дети собирают шишки в корзинку.

Лесовичок: Молодцы, ребята вы с этим заданием справились…

Лесовичок: Ребята это что за шум?

Появляется ежик и поет песню, «Какой хороший день». Звучит музыкальная заставка «Песенка ежика».

«Какой хороший день, какой хороший пень

Какой хороший я и песенка моя!»

Лесовичок: Ежик ты чего расшумелся?

Ежик: У меня сегодня хорошее настроение, и вообще я всегда песни пою.

Лесовичок: Нельзя в лесу шуметь. Ребята объясните ежику, почему нельзя шуметь.

Дети: В лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, кричать – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.

Лесовичок: Вот видишь, ежик как ты плохо поступил.

Ежик: Я больше не буду.

Лесовичок: Хорошо. Ребята, какое у нас следующее правило будет?

Дети: Нельзя в лесу шуметь.

Лесовичок вместе с детьми ставит знак «Не шумите в лесу!»

Лесовичок: Ежик, а мы про тебя игру знаем.

Ежик: Какую?

Лесовичок: Ребята, давайте поиграем.

Проводится пальчиковая игра «Хитрый ежик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, 
на клубочек ты похож,             сложить пальцы замком

На спине иголки 
очень-очень колкие,                поднимать и  опускать пальцы

 Хоть и ростом ёжик мал, 
 нам колючки показал,            повертеть ежика вправо и влево

А колючки тоже   
на ежа похожи,                        поднимать и опускать пальчики
На ежа мы поглядим, 
молочка ему дадим,                 сделать блюдечко ладошками 
Но не тронем колкие 
на спине иголки мы.                погрозить пальчиком

Лесовичок: Молодцы!

Ежик: Ребята, я больше не буду мусорить

Появляется медведь.

Лесовичок: Дети, кто это?

Дети: Это медведь.

Медведь: Я сейчас костер разожгу.

Лесовичок: Постой медведь! Что ты делаешь? Нельзя в лесу костры разводить. Правда, дети?

Дети: Да.

Медведь: А почему?

Лесовичок: Ребята, объясните медведю, почему нельзя разжигать костер.

Дети: В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает всё живое. Огонь испугает зверей, птиц и они убегут с лесной опушки.

Лесовичок: Как тебе не стыдно, медведь?

Медведь: Стыдно-стыдно, я больше так не буду.

Лесовичок: Хорошо, мы тебе поверим. Ребята, какое у нас следующее правило будет?

Дети: Нельзя разжигать в лесу костры.

Лесовичок вместе с детьми ставит знак «Не разжигайте костры!»

Медведь уходит.

Лесовичок: Ребята кто это скачет?

Дети: Это зайчик.

Заяц берет ветки и ломает их.

Лесовичок: Зайчик, так это ты веточки у дерева сломал?

Заяц: Я, а что такого? Новые ветки вырастут!

Лесовичок: Ребята, скажите, можно так делать?

Дети: Нет. Дети. Плохо! Так делать нельзя.

Лесовичок: Крикнем все громко: "Нельзя!"

Лесовичок: Зайчик, дерево тоже живое, ему больно. Если отламывать веточки у дерева. Дерево заболеет и погибнет. А ведь дерево это дом для некоторых животных. Ребята, скажите зайчику, для каких животных дерево-дом?

Дети: Для белочки, для птиц.  

Заяц: Да? Извините меня, пожалуйста.

Лесовичок: Ребята, какое у нас следующее правило будет?

Дети: Нельзя рубить, ломать деревья.

Лесовичок вместе с детьми ставит знак «Не рубите, не ломайте ветки, деревья!»

Ребята, как много интересного в лесу…

Лесовичок: Ребята, какой беспорядок устроили в лесу звери! Но мы лесу помогли. Вот как хорошо потрудились! Теперь в лесу опять порядок. Мы лесным животным угощение принесли, но я так разволновался, что забыл, кого, чем угостить. Вы мне поможете?

Дети: Да

Лесовичок: Ребята, все животные куда – то убежали. Давайте их позовем.

Дети: Лиса, медведь, зайчик, ежик, волк, белочка.

Появляются животные

Разыгрывается игра «Кто, чем питается».

Лесовичок предлагает одному ребенку достать из корзинки «угощение».

Лесовичок: Это что? Правильно, рыбка. А кто рыбку любит кушать?

Дети: Лисичка.

Лесовичок: Правильно, лисичка. Угостим лисичку рыбкой.

Потом Лесовичок  предлагает другому ребенку достать предмет и т. д. (для волка косточка, для белки ягодка, для медведя баночка меда, для ежика грибочек, для зайчика морковка)

Лесовичок: Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.

Проводится игра «Можно-Нельзя»

  • Ломать деревья и ветки? (Нельзя)
  • Сажать деревья в лесу? (Можно)
  • Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
  • Ходить по тропинкам? (Можно)
  • Топтать грибы? (Нельзя)
  • Рвать букеты цветов? (Нельзя)
  • Шуметь в лесу? (Нельзя)
  • Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
  • Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
  • Топтать ягоды? (Нельзя)

Лесовичок: Вы, молодцы, ребята, за то, что бережно относитесь к лесу. Расскажите своим родителям, бабушкам, дедушкам, друзьям, знакомым как нужно вести себя в лесу: что можно делать, а что нельзя. Наша прогулка подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Вы сначала улыбнитесь, на носочки поднимитесь.

Руку правую вперед, ногу левую назад,

А теперь остановитесь и немножко покружитесь. В паровозик превратитесь.

Двигательное упражнение «Возвращение в детский сад» на веселом паровозике. Звучит музыкальная заставка «Песенка веселого паровозика»

Лесовичок: Ребятки, вы сегодня такие молодцы! Порядок в лесу навели, зверей угостили. У меня для вас тоже есть угощение.

Лесовичок раздает детям конфеты.

Лесовичок: «Берегите, ребята природу

И цветы, и деревья, и луг

И животных и птичек и воду,

Ведь природа - надежный наш друг!»

Лесовичок: Ребята, спасибо за прогулку. Ходите в лес, но никогда не забывайте правила поведения. До свидания!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...