Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группыТема: «Чудо всюду» /атмосфера/
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Веселова Галина Ивановна.

Непосредственно образовательная деятельность состоит из серии опытов по определению физических свойств воздуха /изменение температуры и объема/ и путешествия по атмосфере, цель которой, вызвать у детей интерес иследовательской деятельности и способствовать формированию целостного мировидения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 39 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Непосредственно  образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Чудо всюду» /атмосфера/

Интеграция ОО  «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

                                                       Воспитатель Веселова Галина Ивановна

Использование современных образовательных технологий:

компьютерные технологии

экспериментирование

Цель:  Развить у детей интерес исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. Способствовать формированию целостного мировидения ребенка.

Задачи:

  1. Расширять представления:
  • о физических свойствах воздуха: изменение температуры и объема, путем     экспериментирования
  • об  атмосфере и атмосферных явлениях /гроза, облачность, радуга, северное сияние/, атмосферных осадках /дождь, снег, град/.
  • об использовании человеком факторов природной среды /воздух и его свойства/ для удовлетворения своих потребностей.
  1. Формировать умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
  2. Развивать навыки диалогической речи.
  3. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.
  4. Совершенствовать  умение договариваться со сверстниками о выборе оборудования  во время проведения опытов.
  5. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, /отгадывание загадок, умение делать выводы после опытов/
  6. Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.
  7. Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы /загадки/, музыки, уметь соотносить поэтический образ с явлениями природы.

Оборудование:

 Пластиковые бутылки,  воздушные шарики, миска с кусочками льда, таз с горячей водой, фен, термометры.  Карта и фотографии поселка. Карточки-схемы на закрепление свойств воздуха.

Предварительная работа:

Проведение серии опытов по определению наличия воздуха в воде и земле. Игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека в совместной деятельности. Наблюдения на прогулке за атмосферными явлениями. Экскурсии по поселку. Рассматривание фотографий  поселка  Понтонного и энциклопедий, атласов, карт.

Работа перед НОД: измерение  температуры воздуха в групповой комнате.

1 часть.

Воспитатель: Ребята, мы не раз проводили опыты с воздухом. Что вы узнали о нем? /Воздух есть везде. Он вокруг нас и внутри нас. Воздух есть в воде и в земле./

Воспитатель: А сегодня мы узнаем, какими качествами обладает воздух и как человек использует эти свойства.

Ребята, посмотрите вокруг, сегодня это не просто группа, сегодня – это лаборатория, где мы будем проводить опыты.

2 часть.

Опыт 1: Нагревание и охлаждение воздуха.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, что находится на столе.

Дети перечисляют.

Воспитатель: Возьмите три шарики и натяните на горлышки бутылок. В каком положении находятся шарики?  Снимите с одной бутылки шарик, насыпьте в нее лед и опять натяните шарик. Возьмите еще одну бутылку и тоже насыпьте лед и закрутите крышкой. А теперь потрясите обе бутылки со льдом. Что произошло с бутылками и с шариком? /Закрытая бутылка сжалась, сплющилась. Бутылка с шариком не изменила форму, но шарик втянулся вовнутрь./

Воспитатель: Теперь я другую бутылку с шариком опущу в таз с горячей водой. Еще одну бутылку нагрею феном. Что происходит? Как вы думаете, ребята, когда вы опустили лед в бутылку, воздух в ней остался прежним или стал холоднее? А когда нагревала бутылку, температура воздуха внутри изменилась?  Почему в первом случае бутылка и шарик втянулись, а во втором надулись?  /Высказывания детей/

Воспитатель: Так какой сделаем вывод? Когда воздух охлаждается он сжимается, то есть его становиться меньше и бутыль сжимается, а шарик втягивается не оставляя пустого места. Когда воздух нагревается, он расширяется, то есть его становиться больше, он занимает место в шарике, надувая его.

Воспитатель: Скажите, ребята, в природе воздух меняет температуру? От чего это происходит?

Воспитатель: А еще при грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что происходят хлопки, и мы  слышим…?  /Если дети не дают правильного ответа сразу, предложить загадки о грозе. /

Сперва блеск,
         За блеском треск,
         За треском плеск.
                                  (
Молния, гром, дождь)

Гаркнул гусь
         На всю Русь.

                       (Гром)                              

         Басовитый и серьёзный,

У него характер крут:

Заворчит он очень грозно —

Все тотчас же убегут!

                         (Гром)

Показ /слайд шоу и звукозапись, или видео грозы/

Опыт 2: Сравнение температуры воздуха в групповой комнате сверху и снизу.

Воспитатель: Сегодня утром мы с вами сравнили показания двух градусников, которые находились на одном уровне и они показывали одинаковую температуру. Какую?   Перед занятием я один градусник поместила вниз, а второй подняла как можно выше. Давайте,  теперь сравним показания. Какой же сделаем вывод?  Внизу – холоднее, а сверху – теплее.

Почему?   /Ответы детей/

Воспитатель: Теплый воздух поднимается вверх – он легче, а холодный опускается вниз – он тяжелее. Ребята, как человек использует это свойство воздуха? Что он изобрел? Посмотрите подсказки. /Картинки: дирижабль, китайские фонарики, самолет, воздушный шар, шарики./

Воспитатель: Одно из изобретений – это воздушный шар. Посмотрите,  как надувают шар и что делают  потом, чтоб он поднялся с земли и взлетел.  /Презентация./

3 часть.

Воспитатель: Ребята, может быть, и мы совершим путешествие на воздушном шаре?  Скажите, а где у нас в поселке удобная площадка для взлета? Это – стадион.

         Располагайтесь удобно. Путешествие начинается.  /Презентация: облака разной формы/

Воспитатель: Мы поднялись довольно высоко. Мимо нас проплывают облака такой чудной формы!  На что они похожи? /На снег, вату, на сугробы, на кучи снега, ваты./

Воспитатель: И называются такие облака – кучевые. Пролетаем сквозь …

Дети: кучевые облака.

Воспитатель: Поднялись выше…

Дети: кучевых облаков.

Воспитатель:  Поднимаемся выше. Теперь облака другой формы. На что они похожи? /На перья птиц/.

Воспитатель: Называются - перистые облака. Посмотрите, какой чудной формы бывают облака.

Показ слайд шоу /облака чудной формы в сопровождении песни из мультфильма «Облака белогривые лошадки»/.

Воспитатель: А теперь слушайте загадку:

Это что за океан, без брегов и без воды. Мы каждый день купаемся в нем, не замечая этого. А сейчас мы плывем по нему на воздушном шаре. /Воздушный океан/.

Воспитатель: Да, это – воздушный океан, но у него есть и другое название, и это слово вы сами составите и прочитаете.

Дети: АТМОСФЕРА.

Воспитатель: Если бы не было вокруг Земли атмосферы, то планета была бы безжизненной. Почему?

Выводы детей.

Воспитатель: Атмосфера – это рубашка Земли. Она спасает планету от космического холода и бережет от солнечных ожогов. Она сохраняет тепло и воздух. Посмотрите вдаль. Что вы видите?

Дети рассматривают изображения туч, молний, радуги, северное сияние и называют.

Воспитатель:  Это все атмосферные явления, а дождь – атмосферные осадки. Отгадайте загадки.

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет.
(Снег)

Летит – молчит,
Лежит – молчит.
Когда умрёт,
Тогда заревёт
. (Снег)

Падает горошком,
Скачет по дорожкам
.  (Град)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.
(Град)

          Воспитатель: О чем были загадки? /об атмосферных осадках/

Воспитатель: Посмотрите на Землю с высоты нашего полета. Где мы пролетаем? Узнаете места? /Показ слайд шоу фотографий Понтонной, Невы./

Пора возвращаться. Вот наш поселок, я даже вижу детский сад.

Закончилось наше путешествие.

С опорой на схемы, давайте подведем итоги. Какими свойствами обладает воздух?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»Идеи этого конспекта можно применить для ознакомления с родным городом, поменяв фотографии и названи...

Коспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «Веселая Олимпиада»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми "Весёлая Олимпиада"(физкультурный досуг)...

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : «Грач на горе-весна на дворе».

Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы ,по ознакомлению с одной из дат народного календаря: " Г...

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов: «Почему ноябрь пегий?»

Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : ...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы подготовка к обучению грамоте «Мы знаем все гласные буквы»

Конспект итогового  занятия по подготовке к обучению грамоте в форме игры "Вопрос на засыпку". Дети показывают свои знания, зарабатывая желанные мешочки с "золотым" песком. Родители так же являют...

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ

Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)"Играем в школу" Подготовила :Воспитатель Казимбекова Э.Д.

Цель: расширение представлений детей о школе, школьной жизни, атрибутах школьника. Задачи: Образовательные: - закрепить умение детей считать в пределах 20; -закрепить знания о геометрических фиг...