«Богородица - образ любящей матери»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Васильева Наталья Григорьевна

Программное содержание:

·        Знакомить детей с православной культурой, формировать представление о Божьей Матери на примере иконы  Владимирская. Учить детей чувствовать и понимать характер образа Пресвятой Богородицы.

·        Развивать навык связной речи (составлять небольшие рассказы), обогащая словарный запас и образный строй, умение говорить с выражением и чуткостью о своей матери.

·        Воспитывать внимательное, уважительное отношение, любовь к матери, представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Оборудование: магнитная доска, икона Пресвятой Богородицы - Владимирская, иллюстрации с изображением мамы, фотовыставка « Моя мама», цветы магнитофон, записи песен о маме.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о маме, рассматривание икон, чтение православной художественной литературы для детей.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываю свечу). Я хочу вместе с вами зажечь свечу и побеседовать с вами о маме.

 

Дети слушают стихотворение.

Комнату лампада

Кротко озаряла;

Мать, над колыбелью

Наклоняясь, стояла.

На малютку сына

Нежно мать глядела;

Колыбель качая,

Тихо песню пела:

«Ах! Уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Сладко в колыбели!

Спи, дитя, спокойно…

Вот гроза стихает,

Матери молитва

Сон твой охраняет.

- Мама! Как нежно и тепло звучит это слово! Не зря оно почти одинаково звучит на языках разных народов.

Мамой называют самого близкого, дорогого и единственного человека! « От чистого сердца. Простыми словами, давайте друзья, потолкуем о маме…»

Ребята, посмотрите на фотографии Ваших мам!

Они все разные, и сейчас мы расскажем у кого какая мама?

 Рассказы детей о маме:

Ребенок: Лепили мы из пластилина

А за окошком дождик шел,

Мы с мамой думали при этом

Как вместе быть нам хорошо!»

Ребенок: « Встану утром рано, поцелую маму,

Подарю я ей букет,

Лучше мамы друга нет!»

Ребенок: Я подаpок pазноцветный

Подаpить pешила маме.

Я стаpалась, pисовала

Четыpьмя каpандашами.

Hо сначала я на кpасный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за кpасным сpазy

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оpанжевый сломала...

Все равно портpет кpасивый,

Потому что это - мама!

Воспитатель: Молодцы, с какой нежностью и теплом вы произносили слова о своей маме. Посмотрите, как смотрит на вас мама.

Рассуждения детей:

Ребенок: моя мама красивая, добрая, нежная. У моей мамы красивые, лучистые и добрые глаза. У мамы самая красивая улыбка.

Ребенок: « Будто бирюза мамины глаза, ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звездочки горят, озаряя все вокруг

И со мною говорят: « Мама - мой любимый друг!»

Ребенок: Ничего милее нет

Маминой улыбки–

Словно вспыхнет солнца свет,

Мрак развеет зыбкий!

Воспитатель: Молодцы, с какой любовью и благодарностью Вы отзываетесь о своих мамах. Посмотрите, какое настроение передают нам мамы с фотографий? Не секрет, что для Вас ваша мама самая красивая на свете!

 

Ребенок:  « Красивые мамы - на свете вас много.

В глаза Вы глядите, открыто и прямо.

В какую бы даль не звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

Ребенок: У моей мамы прекрасные глаза, ласковые руки,

нежный голос!»

Воспитатель: Ребята, как Вы  считаете, почему у мамы руки « золотые»?

(ответы детей: потому что она все умеет делать - шить, вязать, стирать, готовить, играть, убирать).

Воспитатель: Действительно, все мамы заботятся о своих детях. Ребята, как Вы благодарите маму за ее заботу?

 (ответы детей: «Я маму слушаю», «Я помогаю маме по дому», «Я помогаю маме готовить еду», «Я помогаю маме развешивать постиранное белье», «Я читаю маме книжки», «Я люблю свою маму»).

Воспитатель: Ребята, мы много рассказывали о маме, какая она, как заботится о нас. А вы знаете пословицы о маме?

ü « Всякой матери свое дитя мило».

ü  «Материнская молитва со дна моря вынимает».

ü  « Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Релаксация: (дети ложатся  на ковер, звучит музыка).

Воспитатель: Дети, закройте на минуту все свои глазки и вспомните свою мамочку. А теперь ласково, нежно, шепотом произнесите слово « мама». Вы почувствовали, как стало теплее, как мама вам на расстоянии передает свою нежность, ласку, заботу, она постоянно думает о вас. Открыли глазки, как вы думаете, почему?

(ответы детей: потому что она наша мама, она нас любит и заботится о нас, она беспокоится за нас, когда мы болеем).

Мы с вами увидели, услышали и почувствовали еще и еще раз, что самый лучший человек на земле - МАМА.

Воспитатель: Ребята, трудно быть одному, если нет рядом мамы, но с нами всегда есть Матерь Божья. Каждый из нас находится под ее покровительством. Посмотрите, пожалуйста, на икону Божьей Матери?

Давайте, внимательно ее рассмотрим, и расскажем какая она Богородица?

(рассуждения детей).

·        Богородица, это мама Бога.

·        Богородица – это икона.

·        Богородица – это святая женщина.

Воспитатель: А вот как описывает поэт В. Копинский в стихотворении «Присутствие Божьей Матери»

С треском взрываются почки…

Солнце играет в листве…

Матери божьей стопочки

Свежи еще на траве.

Дивное благоухание!

Что еще сердцу милей

Матери Божьей дыхание

Веет цветами полей.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, когда мы с Вами обращаемся к Богородице?

(ответы детей: «Пресвятая Дева Мария», «Пресвятая Богородица», «Матерь Божья»).

Воспитатель: Правильно, Богородица приходила и приходит на помощь в самую трудную минуту. А теперь давайте рассмотрим слайды (показ слайдов

 

Итог занятия: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (ответы детей: «О Богородице», «О наших мамах», «О Боге», «О святых иконах»).

Воспитатель: а закончить я хочу наше занятие стихотворением.

Я свечу свою поставлю

К лику Пресвятой

И со мной молиться будет

Добрый Ангел мой.

А потом меня в кроватку мама унесет.

И звезда на темном небе новая взойдет.

 

 

 

Воспитатель: а сейчас я раздам вам буклеты, которые вы вечером раздадите своим мамам и расскажите, что вы сегодня нового узнали на занятии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  • Знакомить детей с православной культурой, формировать представление о Божьей Матери на примере иконы  Владимирская. Учить детей чувствовать и понимать характер образа Пресвятой Богородицы.
  • Развивать навык связной речи (составлять небольшие рассказы), обогащая словарный запас и образный строй, умение говорить с выражением и чуткостью о своей матери.
  • Воспитывать внимательное, уважительное отношение, любовь к матери, представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Оборудование: магнитная доска, икона Пресвятой Богородицы - Владимирская, иллюстрации с изображением мамы, фотовыставка « Моя мама», цветы магнитофон, записи песен о маме.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о маме, рассматривание икон, чтение православной художественной литературы для детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываю свечу). Я хочу вместе с вами зажечь свечу и побеседовать с вами о маме.

Дети слушают стихотворение.

Комнату лампада

Кротко озаряла;

Мать, над колыбелью

Наклоняясь, стояла.

На малютку сына

Нежно мать глядела;

Колыбель качая,

Тихо песню пела:

«Ах! Уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Сладко в колыбели!

Спи, дитя, спокойно…

Вот гроза стихает,

Матери молитва

Сон твой охраняет.

- Мама! Как нежно и тепло звучит это слово! Не зря оно почти одинаково звучит на языках разных народов.

Мамой называют самого близкого, дорогого и единственного человека! « От чистого сердца. Простыми словами, давайте друзья, потолкуем о маме…»

Ребята, посмотрите на фотографии Ваших мам!

Они все разные, и сейчас мы расскажем у кого какая мама?

 Рассказы детей о маме:

Ребенок: Лепили мы из пластилина

А за окошком дождик шел,

Мы с мамой думали при этом

Как вместе быть нам хорошо!»

Ребенок: « Встану утром рано, поцелую маму,

Подарю я ей букет,

Лучше мамы друга нет!»

Ребенок: Я подаpок pазноцветный

Подаpить pешила маме.

Я стаpалась, pисовала

Четыpьмя каpандашами.

Hо сначала я на кpасный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за кpасным сpазy

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оpанжевый сломала...

Все равно портpет кpасивый,

Потому что это - мама!

Воспитатель: Молодцы, с какой нежностью и теплом вы произносили слова о своей маме. Посмотрите, как смотрит на вас мама.

Рассуждения детей:

Ребенок: моя мама красивая, добрая, нежная. У моей мамы красивые, лучистые и добрые глаза. У мамы самая красивая улыбка.

Ребенок: « Будто бирюза мамины глаза, ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звездочки горят, озаряя все вокруг

И со мною говорят: « Мама - мой любимый друг!»

Ребенок: Ничего милее нет

Маминой улыбки–

Словно вспыхнет солнца свет,

Мрак развеет зыбкий!

Воспитатель: Молодцы, с какой любовью и благодарностью Вы отзываетесь о своих мамах. Посмотрите, какое настроение передают нам мамы с фотографий? Не секрет, что для Вас ваша мама самая красивая на свете!

Ребенок:  « Красивые мамы - на свете вас много.

В глаза Вы глядите, открыто и прямо.

В какую бы даль не звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

Ребенок: У моей мамы прекрасные глаза, ласковые руки,

нежный голос!»

Воспитатель: Ребята, как Вы  считаете, почему у мамы руки « золотые»?

(ответы детей: потому что она все умеет делать - шить, вязать, стирать, готовить, играть, убирать).

Воспитатель: Действительно, все мамы заботятся о своих детях. Ребята, как Вы благодарите маму за ее заботу?

 (ответы детей: «Я маму слушаю», «Я помогаю маме по дому», «Я помогаю маме готовить еду», «Я помогаю маме развешивать постиранное белье», «Я читаю маме книжки», «Я люблю свою маму»).

Воспитатель: Ребята, мы много рассказывали о маме, какая она, как заботится о нас. А вы знаете пословицы о маме?

  • « Всякой матери свое дитя мило».
  •  «Материнская молитва со дна моря вынимает».
  •  « Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Релаксация: (дети ложатся  на ковер, звучит музыка).

Воспитатель: Дети, закройте на минуту все свои глазки и вспомните свою мамочку. А теперь ласково, нежно, шепотом произнесите слово « мама». Вы почувствовали, как стало теплее, как мама вам на расстоянии передает свою нежность, ласку, заботу, она постоянно думает о вас. Открыли глазки, как вы думаете, почему?

(ответы детей: потому что она наша мама, она нас любит и заботится о нас, она беспокоится за нас, когда мы болеем).

Мы с вами увидели, услышали и почувствовали еще и еще раз, что самый лучший человек на земле - МАМА.

Воспитатель: Ребята, трудно быть одному, если нет рядом мамы, но с нами всегда есть Матерь Божья. Каждый из нас находится под ее покровительством. Посмотрите, пожалуйста, на икону Божьей Матери?

Давайте, внимательно ее рассмотрим, и расскажем какая она Богородица?

(рассуждения детей).

  • Богородица, это мама Бога.
  • Богородица – это икона.
  • Богородица – это святая женщина.

Воспитатель: А вот как описывает поэт В. Копинский в стихотворении «Присутствие Божьей Матери»

С треском взрываются почки…

Солнце играет в листве…

Матери божьей стопочки

Свежи еще на траве.

Дивное благоухание!

Что еще сердцу милей

Матери Божьей дыхание

Веет цветами полей.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, когда мы с Вами обращаемся к Богородице?

(ответы детей: «Пресвятая Дева Мария», «Пресвятая Богородица», «Матерь Божья»).

Воспитатель: Правильно, Богородица приходила и приходит на помощь в самую трудную минуту. А теперь давайте рассмотрим слайды (показ слайдов

Итог занятия: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (ответы детей: «О Богородице», «О наших мамах», «О Боге», «О святых иконах»). 

Воспитатель: а закончить я хочу наше занятие стихотворением.

Я свечу свою поставлю

К лику Пресвятой

И со мной молиться будет

Добрый Ангел мой.

А потом меня в кроватку мама унесет.

И звезда на темном небе новая взойдет.

Воспитатель: а сейчас я раздам вам буклеты, которые вы вечером раздадите своим мамам и расскажите, что вы сегодня нового узнали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ Богородицы, как любящей матери».

Конспект открытого занятия по духовно - нравственному воспитанию дошкольников "Образ Богородицы, как любящей матери"...

Тематическая разработка НОД подготовительной группы в ДОУ "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".("Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины матери"), посвященному дню Материи в России.

Познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; формирование умения понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; воспитывать в детях необходимос...

НОД «П» по духовно- нравственному воспитанию в средней группе «Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы»

Формирование духовно-нравственной, эстетической культуры детей.  Ознакомление детей с образом Богородицы-Матери Божией; ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-н...

Сценарий общешкольного праздника "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" (Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины – матери. «Нет тебя дороже») , посвящённый Дню Матери в России.

Цели для команды детей:  -  Выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.Задачи:  Формирование у учащихся  представлений о земной жизни Пре...

Презентация "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы."

Цели:Создание условий для духовно -  нравственного воспитания ребёнка.Формирование духовно – нравственной личности.Задачи:Познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией;Приобщать...

Богородица - образ любящей матери

О любви Богородицы к людям. Об обретении чудотворной иконы "Знамение"....