НОД «П» по духовно- нравственному воспитанию в средней группе «Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ёлгина Валентина Ивановна

 

Формирование духовно-нравственной, эстетической культуры детей.

 

 Ознакомление детей с образом Богородицы-Матери Божией; ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа; продолжать знакомить с жизнеописанием Богородицы; учить понимать смысл послушания, смирения, любви.

Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с иконографией; обогащать словарный запас за счет слов: Богородица, Божия мать, Любовь, мама, заботится, прощает, любит, поучает, шалит, благодарит; развивать умение строить распространенные предложения.

Воспитывать любовь к ближнему (матери), послушание, смирение, противление злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера, позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 27

Шатурского муниципального района Московской области

Конспект

НОД «П»   по духовно- нравственному воспитанию в средней группе

«Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы»

 

Цель:

Формирование духовно-нравственной, эстетической культуры детей.

Задачи:

 

Познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией; ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа; продолжать знакомить с жизнеописанием Богородицы; учить понимать смысл послушания, смирения, любви.

Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с иконографией; обогащать словарный запас за счет слов: Богородица, Божия мать, Любовь, мама, заботится, прощает, любит, поучает, шалит, благодарит; развивать умение строить распространенные предложения.

Воспитывать любовь к ближнему (матери), послушание, смирение, противление злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера, позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.

Средства:

Демонстрационные:  Икона «Пресвятой Богородицы Владимирской», репродукции картин «Благовещенье Пресвятой Богородицы», «Рождение Иисуса Христа» (авторы творческой мастерской), макет «Наши мамы», люлька, кукла в люльке, лампада, игрушка «солнышко».

Раздаточные: сердечки из красного картона, цветы из бумаги, клей – карандаш, салфетки.

Предварительная работа:

Обращение к образам «Пресвятой Богородицы».

Разучивание стихотворения Ю. Могутина «Доброта», стихи о маме, пословицы о материнской любви.

Прослушивание мелодии «Колыбельная».

Разучивание движений под мелодию песни «Мама - жизнь подарила».

Пальчиковая игра « Не плачь - куколка моя».

Дидактическая игра «Укладывание куклы».

Дидактические игры: «Назови маму ласково», «Благодарение», «Пожелание».

Способы:

 Рассказ воспитателя «О матери Бога»,  рассматривание иконы пресвятой Богородицы Владимирской,  чтение стихотворений,  вопросы к детям, музыкальная пауза, чтение рассказа,  игра-перечисление,  продуктивная деятельность, релаксация.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

«День добрый, день добрый,                                                                                                                             Слова мы эти говорим.                                                                                                                         День добрый, день добрый,                                                                                                                Всем друзьям мы это повторим!»

Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о наших мамах, о любви к маме, об образе Пресвятой Богородицы. Подойдем к макету «Наши мамы».

Посмотрите, чьи это портреты? (Это портреты наших мам).

Чья это мама? А это чья мама? (Ответы детей).

Почему фотографии мам расположены вокруг солнышка? (Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей лаской, добротой).

Как любит вас мама? (Мама меня целует, ласкает, заплетает косички, варит обед).

Какая твоя мама, Егор?  (обращение к ребенку по имени)? (Моя мама добрая, ласковая, заботливая).

А твоя ,Аня? (Моя мама умная, красивая, любимая).

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Много мам есть на свете, а есть еще Божья мама - матерь всех мам. Она сильна тем, что всех любит, оберегает, защищает, помогает, поэтому верующие молятся Пресвятой Богородице. (Показывает икону).

2. Основная часть:

2.1. Воспитатель: Послушайте, дети, рассказ (сопровождается показом репродукций картин «Благовещенье Пресвятой Богородицы», «Рождение Иисуса Христа»):

В одном городе жили Муж и жена (Иоаким и Анна). У них до старости не было детей. Они усердно молились богу. У них родилась дочь, которую назвали Марией. Когда ей исполнилось три года, родители привели её в храм. Мария жила в монастыре и молилась богу. Однажды прилетел Архангел и принес весть, что она родит Иисуса Христа, Божиего сына. Эта весть её обрадовала. У Пресвятой Марии и её мужа Иосифа родился сын. Мария всегда была с сыном, заботилась о нем, поучала, наставляла правильно жить и хорошо относиться к людям».

Воспитатель:                                                                                                                                                                          Как звали сына пресвятой Марии? (Иисус Христос).                                                                                          Кто принёс весть, что она родит Иисуса Христа? (Архангел).

2.2. Воспитатель: Посмотрите на святой образ Пресвятой Богородицы. Это икона Владимирская. Посмотрите, дети, как мама Богородица ласково смотрит на сына Иисуса, во взгляде заложена большая сила любви, заботы. Богородица нежно обнимает сына. А другой рукой поучает, чтоб сын не шалил, слушался и не огорчал маму. Радуйся, Пресвятая Богородица! Чтоб наши дети росли добрыми, послушными.

2.3. Воспитатель: Все мамы заботятся о своих детях, сейчас я Вам прочитаю стихотворение о маме, которое называется «В бурю»:

Комнату лампада                                                                                                                                      Кротко озаряла.                                                                                                                                          Мать, над колыбелью,                                                                                                                   Наклоняясь, стояла. 

Дождь шумел, раскаты                                                                                                                Слышались грома;                                                                                                                                         И гремел, казалось,                                                                                                                                       Он над крышей дома. 

На малютку-сына                                                                                                                               Нежно мать глядела;                                                                                                                          Колыбель качая,                                                                                                                                         Тихо песню пела:

(Звучит запись)

«Да, уймись ты, буря!                                                                                                                                   Не шумите, ели.                                                                                                                                        Мой малютка дремлет                                                                                                                              Тихо в колыбели!

Ты, гроза Господня,                                                                                                                                  Не буди ребенка!                                                                                                                                     Пронеситесь, тучи                                                                                                                               Черные, сторонкой!»

Спи, дитя, спокойно!                                                                                                                                  Вот гроза стихает,                                                                                                                                  Матери молитва                                                                                                                                       Сон твой охраняет.

Воспитатель: О чем пела мама в песне? ( Просила бурю не будить ребенка.  Просила, чтобы дождь не шумел,  гром - не гремел).

Воспитатель: Мама охраняет сон ребенка молитвой, чтоб он вырос здоровым и помогал маме. Мамина молитва очень сильная. Ваши мамы тоже молятся за вас. Пресвятая Богородица обязательно услышит и поможет им.

2.4. Физминутка:  звучит мелодия песни «Мама - жизнь подарила…» Дети под музыку выполняют движения.

2.5. Воспитатель: Послушайте рассказ о мальчике Игнате:

 «Жил-был Игнат со своей мамой. Игнат играл в саду. Мама смотрела в окно. Он наломал прутиков и стал сажать их рядами. Мама спросила: - Что это ты делаешь, сынок? Мальчик отвечал: - Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу. Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку».

Воспитатель: Что сделал мальчик Игнат? ( Игнат посадил садик).

Как мама поблагодарила сына? (Мама поцеловала его беленькую головку).

Воспитатель: Да, дети, мама ничего не сказала сыну, а просто его поцеловала. Часто поступки важнее слов. Но надо не забывать благодарить своих близких за добрые дела.

2.6. Игра «Благодарение»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Будем передавать игрушку друг другу, у кого игрушка - тот благодарит маму за то, что она для тебя сделала. Например: я благодарю маму за то, что она испекла вкусные пирожки, помогла мне застегнуть куртку, сшила мне красивое платье, прочитала книгу  и т.д.)

Воспитатель: Спасибо, ребята за ваши добрые, ласковые слова для мамы.

2.7. Продуктивная деятельность: (музыкальное сопровождение)

Воспитатель: А сейчас мы сделаем приятный подарок мамам. У вас на столах лежат сердечки, которые мы недавно вырезали, и цветочки. Какого цвета сердечки? (красного), а цветочки? (розового). Мы украсим цветочками наши сердечки и потом прикрепим их к фотографиям мам.

(Дети приклеивают цветы на сердечки).

Релаксация:

Воспитатель:

«В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своих сердечках, которые у вас на столе. Маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой как солнце.  Оно согревает наши сердечки,  и они несут тепло всем, всем, всем».                                                                                (Открываем глаза)                                                                                                                                       И вот теперь наши тёплые сердечки мы прикрепим к фотографиям своих мам, согревали и оберегали.  (Дети выходят и с воспитателем прикрепляют сердечки к фотографиям).                                                                                                                                        

3.Итог занятия:

Воспитатель: О ком сегодня мы с вами говорили на занятии?

(Мы говорили о Матери Божией, о Богородице, о наших мамах).

Воспитатель: Мы поговорили о наших мамах. Мы любим их за заботу, доброту,  ласку, потому что наши мамы – самые лучшие.

Дети  читают стихотворения:

  1. «Мама! Это святое,                                                                                                                                       Нет важнее её на Земле!                                                                                                                        Маму бог будет вечно хранить!                                                                                                               А я её буду вечно любить!»
  2. «Доброта»

Кто тянется к церкви и молится богу,                                                                                                                      Тому не свернуть на худую дорогу.                                                                                                             Он любит животных, котенка, козла.                                                                                                                       И людям вовек он  не сделает зла.

Воспитатель: Пресвятая Богородица! Радуйся, чтоб дети росли добрыми,  любили мам, всех вокруг и верили в Бога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы

Актуальность. В нашей стране относились к хлебу всегда по - особому. Если человек в чём-то не очень разбирается, о нём говорят: » думает что булки на деревьях растут». Где же действительно растёт...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе"Одно единственное в мире зернышко

Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно – единственное в мире маковое зернышко», учить детей замечать красоту природы. Объяснить детям, что в природе большенство растен...

Экскурсия «Посёлок наш – нет его краше» по духовно-нравственному воспитанию в средней группе ДОУ

Материал  по духовно-нравственному воспитанию. Экскурсия по посёлку Приморскому детей средней группы ДОУ. Задачи: расширять знания детей об истории родного просёлка; прививать интерес...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Презентация "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы."

Цели:Создание условий для духовно -  нравственного воспитания ребёнка.Формирование духовно – нравственной личности.Задачи:Познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией;Приобщать...

Тематическое развлечение по духовно-нравственному воспитанию для младших дошкольников ко Дню Матери

Сценарий - конспект предназначен для педагогов, работающих с воспитанниками младшего дошкольного возраста.Подарок на День Матери воспитанники выполняют вместе с мамами. Мастер-класс от воспитателей - ...