Экспериментальная лаборатория «Воздух и его свойства»»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Андрюшина Ольга Владимировна

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdukh_i_ego_svoystva_na_zanyatie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
Экспериментальная лаборатория

«Воздух и его свойства»»

Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи: 

  • Познакомить детей с понятием «воздух» его свойствами.
  • Развивать наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
  • Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства — невидимость, не имеет запаха, обладает упругостью, дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (воздушные шары.).  

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

 2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ожидаемый результат: 

Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Материал: Одноразовые стаканчики по 3 на каждого ребенка, Шарики воздушные на каждого ребенка,   Баночки с «запахом» по одной на ребенка, Кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Емкость с водой; веера на каждого ребёнка; салфетки, по две соломинки для коктейля на каждого ребенка, сырые картофелины.

Методы:

1. Организационный момент;

2. Художественное слово;

3. Уточнения, опросы.

Приемы:

1. Игровые;

2. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Ход работы. 

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня, знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и  какой он по счету.

  Например – рыба, назовите 3 звук - «б».

1. ВЕТЕР – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

2. ВОДА - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

3. Сосулька – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «С»,

4. ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

5. ПРУД – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «У»

6. ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ», сколько слогов «2», сколько звуков слышим в слове «6», сколько букв «6», сколько гласных «2», согласных «4». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ»

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать!

Воздух – ЭТО НЕВИДИМЫЙ ДРУГ. Ребята, давайте сейчас, мы с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами, вдохнули. (ВОЗДУХ) Правильно,

Да мы настолько привыкли к воздуху, что даже и не замечаем его. А сейчас, попробуем, сделать вдох и задержать дыхание. Вам было хорошо или плохо без воздуха (ПЛОХО). Чего нам не хватало - ВОЗДУХА. А у нас в группе есть воздух? (Да) Воздух нас окружает везде и вокруг.

Какой вывод можно сделать: Человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг.

Ребята, посмотрите вокруг себя, вы видите воздух? (НЕТ).

Опрос детей. Давайте, попробуем его на вкус? Он имеет вкус? (НЕТ).

Вот сейчас я вам постараюсь доказать и показать, что воздух прозрачный, не имеет запаха, не имеет вкуса. Для этого я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию, где и проведем с вами опыты с воздухом. Но для начала давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории.

ПРАВИЛА: 1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

                    2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа

                    3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой.

Проходим в экспериментальную лабораторию.

№ 1. Ребята, посмотрите внимательно на то, что стоит на столе.

Посмотрите, на то как я буду проводить опыт. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (НЕТ). Правильно.

Я опускаю стакан   прямо, медленно в   воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (Воздух)

Опрос детей: Теперь я наклоню стакан немного в сторону, и в стакан будет набираться вода, вытесняя воздух.

А теперь каждый возьмите стакан и проделайте аккуратно тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно воду. Что получается, вода отталкивает вверх стаканчик, тяжело удерживать? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ВОЗДУХ)

Давайте сделаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки, воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух   невидимый и прозрачный) Руки вытрите салфеткой.

Именно поэтому воздух называют невидимкой. 

№ 2. Выявить, что воздух обладает упругостью.

Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движение втыкают ее в картофелину.

Опрос детей: Что случилось с соломинкой? (она согнулась, не воткнулась)

А теперь, ребята, посмотрите внимательно, как я делаю.

Соломинку беру за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем, также втыкаю резко в картофелину.

Опрос детей: Что произошло на этот раз? (она воткнулась)

Дети выясняют, что внутри соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться.

Давайте сделаем вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае – воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше выросло, укрепив стенки соломинки.

АУТОТРЕНИНГ (физический и моральный отдых, в виде самовнушения)

Ребята, давайте выйдем на ковер и немножко отдохнем, закройте глаза, давайте мы себе представим что ….. ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной летают птицы и поют свои песни. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. 

Итак, воздух окружает нас вокруг.

Проходите за стол. 

№ 3. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?  Мы можем ощутить ветерок, хотя его и не видим.

Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите веером, перед собой, который лежит на столе. Что теперь вы чувствуете? (ХОЛОД) А мы видим воздух? (НЕТ) Скажите, а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус? (НЕТ). Давайте, понюхаем воздух, чистый воздух не пахнет. Воздух в нашей группе чистый (ДА), потому что всегда убирается пыль, моют полы и игрушки и много комнатных растении.

Вывод: значит - 1. Воздух невидимый, прозрачный

                              2. Воздух может быть теплый и холодный

                              3. Воздух не имеет вкуса.

                              4. Чистый воздух не имеет запаха

Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Как вы думаете, чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом – около костра, летом у клумбы – цветами, духами)

№4 Я предлагаю в этом убедиться.

У вас на столе стоят 2 стакана под цифрой 1 и 2,   вы должны по запаху в стакане под цифрой 2 определить, что было в стаканчиках. (запах апельсина, чеснока), а другом под цифрой 1 чистый стаканчик.

Возьмите стаканчик под цифрой 1, понюхайте, вы что-нибудь чувствуете, чем пахнет (ничем не пахнет) Теперь возьмите стаканчик под цифрой 2 понюхать и отгадать запах (апельсина, чеснока). Что вы почувствовали под цифрой 2? А теперь обменяйтесь с соседом стаканчиком под цифрой 2.

Например, если в помещении ели апельсин, чеснок, то воздух будет иметь запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух? (нет).

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. 

Подолжаем наше знакомство с ВОЗДУХОМ И ЕГО СВОИСТВАМИ

- Ребята, а вы любите воздушные шарики, (ДА) Посмотрите, у вас на столе лежат воздушные шарики. Как вы думаете, воздух внутри этих шаров есть? (нет).

Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?

Правильно, приставляете ко рту шарики.

А чем ещё можно надувать шары. (насосом)

Давайте надуем с вами маленькие шарики и посмотрим, есть ли теперь в нем воздух. (ВОЗДУХ ЕСТЬ). И он может у нас летать, т.е. двигаться при помощи воздуха.

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон – да - зеленый

Чистый воздух имеет запах - нет

Воздухом дышат люди и животные - да

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим - да

Воздух имеет свой вкус - нет

Человек может жить без воздуха – нет

Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха- да

Молодцы, ребята, а скажите,   вам понравилось ставить опыты, а какой опыт вам показался интересным больше всего (ответы детей).

Ребята, я благодарю вас за внимание на нашем занятии. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:• Познако...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом

Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...

Мастер-класс для педагогов по экспериментальной деятельности «Воздух и его свойства»

Цель мастер-класса: продемонстрировать  воспитателям некоторые виды экспериментирования с воздухом.Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дош...