Конспект НОД по экологии и рисованию в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Коростелева Татьяна Ивановна

Цель данного конспекта - углублять представления детей о зимующих птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии и рисованию в старшей логопедической группе

Тема: «Зимующие птицы» (с использованием дидактических игр).

Цель: Углублять представления детей о зимующих птицах

Образовательные задачи:

  • Закрепить и уточнить представление о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связи между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни  
  • Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; согласовании существительных с местоимениями
  • Совершенствовать нетрадиционную технику рисования (на манке)

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Расширять словарь по теме
  • Развивать логическое мышление, зрительное внимание, речевой слух, фонематическое восприятие
  • Память, общую и тонкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать

Материал: Иллюстрации с изображением птиц, мячи, макет дерева, птицы из картона, фланелеграф, игровизоры «Покорми птицу», счетные палочки, фонограмма упражнения «Птицы-пальчики», подносы с манкой.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Безопасность», «Здоровье», «Художественная литература».

Предварительная работа: Наблюдение. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах. Просмотр видеоролика о птицах с сайта «Родная тропинка».

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

 Пальчиковая игра «С добрым утром».

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

Художественное слово:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

Воспитатель: Как называют птиц, остающихся на зиму? Назовите их (ответы детей)

C:\Users\Sergei\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN0578.jpg

Игра «Четвертый лишний».

На доске картинки с изображением птиц (три зимующие, одна перелетная).

C:\Users\Sergei\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN0582.jpg

Воспитатель: А теперь посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему? (ласточка лишняя, потому, что она перелетная)

Упражнение «Назови ласково» (с мячом).

  • Птица-птичка, перо- перышко, крыло-крылышко, хвост- хвостик, клюв- клювик, синица-синичка…

Игра «Отгадай загадку и найди отгадку».

Воспитатель: Она маленькая птичка и зовут ее (синичка).

Как она выглядит? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса - галстук, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые). Любит сало, прикрепленное на ветке к кормушке.

Непоседа пестрая,

Птица белохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Как она выглядит? (У сороки голова и крылья черные, бока белые, поэтому сорок называют пестрыми.)

Сорока – крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крылья и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока - белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая, хвост держит веером. Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.) Где она гнездо устраивает?  (В густых ветвях деревьев или кустарников). Само гнездо шарообразной формы, а вход сбоку. Какие звуки издает сорока? (Стрекочет). Напоминают эти звуки треск, стрекот.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю,

Здесь под крышей облетаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый…(Воробей).

Верно, как он выглядит? Воробей - маленькая птичка, очень подвижная, с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Юркие, веселые, часто ссорятся. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавший друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли, часто ссорятся, задиры, выхватывают из-под носа синички ее семечки.

Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах). Где они находят пищу? (Во дворах, на свалках, в кормушках). Воробьи селятся стайками. Если «сторож» заметит в небе хищника, кричит «чир-р» - воробьи улетают.

Динамическая пауза «Воробей»

В гнезде воробышки живут

(Дети сидят на корточках)

И утром раньше всех встают.

(Тянутся, руки вверх)

Довольно, воробьи, сидеть!

Пора на солнышко лететь!

(Бегут, изображают полет птиц)

Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

А еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

C:\Users\Sergei\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN0594.jpg

Воспитатель: Кто это?

Дети: Снегирь.  (Дети показывают иллюстрацию)

Воспитатель: Почему эта птица называется снегирь?  (От слова снег.) Опишите его.  (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у самочки- серое, клюв короткий, толстый, черный. Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать зерно, семена клена, липы, ясеня). Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Звук голоса у них особый - они тихонько насвистывают

Черный жилет,

Красный берет.

Нос как топор,

Хвост как упор.

Всё время стучит.

Деревья долбит.

Но их не калечит –

А только лечит. (Дятел)

Воспитатель: Кто хочет описать его? (Верх тела – головы, шеи, спины и крыльев – у него черный, а на голове и шее белый пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные)

Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет)

А где проводит большую часть времени? (На дереве)

Дети: Дятел лечит деревья, добывает жучков из-под коры.

Воспитатель: Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки).

Только дятел может истребить насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла

 считают санитаром леса.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Кле-кле-кле поет со свистом?


Дети: Клест. (Дети находят и показывают иллюстрацию)

Воспитатель: Это необычная птица, опишите её. (Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато желтая)

Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. Как поют клесты? (Кле-кле)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь – кружит двадцать пар

И кричат кар – кар - кар-кар.

Дети: Ворона. (Дети показывают иллюстрацию)

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики».

Упражнение: «Составь новое слово»

Черные крылья – чернокрылый; Длинный хвост – длиннохвостый;

Красная (желтая, серая) грудка – красногрудый, желтогрудый, серогрудый;

Крепкий (острый, тонкий) клюв – крепкоклювый, остроклювый, тонкоклювый…

Игра: «Загадки снегиря»

Мое уютное – это дом или гнездо? Мое пушистое – это перышко или хвост?

Моя любимая – это мама или дедушка? Мой большой – это клюв или голова?

Игра: «Кто как подает голос?»

Воробей - чирикает, сорока - стрекочет, голуби - воркуют, клест - свистит …

Работа со счетными палочками.

Воспитатель: Ребята, выложите птиц из счетных палочек по образцу. (Дети выкладывают на столе птицу из счетных палочек)

Упражнение «Посчитай-ка»

Воспитатель: Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря… (Воробей, синица)

Составление предложений по картине

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено

Вопросы:

  1. Как живется птицам зимой?
  2. Чем они питаются зимой? (Ягодами, шишками, салом)
  3. Хватает ли им пищи?
  4. Почему им ее не хватает?
  5. Чем мы можем им помочь?

Пальчиковая гимнастика

«Я зимой кормлю всех птиц».

Я зимой кормлю всех птиц: (Движения по тексту)

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Игра: «Угости птицу»

Воспитатель: Чем мы можем угостить птиц? У каждого из вас игровизоры. Вы должны соединить птицу с кормом, который она любит (дети выполняют задание).

Рисование птиц на манке

Воспитатель: А сейчас, ребята, подойдите к столам.  На подносах рассыпана манка, нарисуйте, пожалуйста, птиц на манке (дети рисуют). Молодцы! Замечательные птицы!

Релаксация.

 Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Каких новых зимующих птиц вы узнали? Что было интересного? Что вас заинтересовало? Теперь я спокойна – вы не оставите зимой птиц в беде, а весной они порадуют нас своим пением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

КОНСПЕКТ занятия по рисованию в старшей логопедической группе Тема: «Уронило солнце лучик золотой»

Познакомить детей с новой техникой рисования –«узелковый» батик. Развивать творческий потенциал, изобразительные возможности в реализации замысла, вводя нетрадиционную технику изображения. Закреплять ...

КОНСПЕКТ занятия по рисование в старшей логопедической группе Тема: «Разноцветный мостик»

Учить детей отражать в рисунке признаки лета, используя различные способы рисования цветов (печатка, сжатая бумага). Уметь подбирать цветовую гамму, согласно цветам радуги. Воспитывать любовь к природ...

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для старшей логопедической группы на тему: “Какого цвета весна”

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая но...

Конспект занятия по экологии ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА в старшей логопедической группе

Основные задачи, решаемые представленным конспектом НОД:·        сформировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;·...

Конспект по рисованию в старшей логопедической группе Тема: «Автопортрет»

Программное содержание:Учить детей рисовать автопортрет, передавая в рисункеособенности своего лица.Приучать правильно располагать части лица.Закрепить знания детей о жанре портрета, о том, что художн...

Конспект ООД по рисованию в старшей логопедической группе «Лиса в зимнем лесу» (Нетрадиционное рисование сухой кистью)

Данный материал будет интересен для воспитателей ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста, для родителей....