Провалился я под лед, кто теперь меня спасет!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Практическое занятие в игровой форме объясняет детям о правилах поведения на люду водоемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kovarnyy_led.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название конспекта: «Провалился я под лед, кто теперь меня спасет?».

Тема: «Правила поведения на льду»

Время на занятие: 25 мин.

Возраст: старшая группа

Область ФГТ:  Безопасность.

Программа, в рамках которой проводится занятие: Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Используемые медиа-объекты: мультимедиапроектор.

Используемое оборудование для проведения занятия: экран

«Провалился я под лед - кто теперь меня спасет?».

Задачи.

  1. Образовательные:

Познакомить детей с правилами поведения на льду водоемов в осенний, зимний и весенний периоды. На практических занятиях в игровой форме закрепить полученные знания.

  1. Воспитательные:

Воспитание дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу).

  1. Развивающие:

Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового.  Развитие физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность)..

Подготовка к занятию:

     

Спортивный инвентарь: обручи, скакалки, два кольца (от игры – «Кольцеброс»), гимнастические палки. Изготовление медалей «Юный спасатель». Подбор слайдов.

Ход занятия:

Воспитатель:

Зима к нам приходит не только с первым снегом и морозами, но и с зимними забавами и видами спорта - это коньки, лыжи, хоккей. Наверное, каждый из вас любит кататься с горки на санках, играть в снежки и, конечно же, кататься на лыжах и коньках. Вот тут-то некоторых из вас могут подстерегать опасности. А какие, спросите вы? Опасности ожидают тех, кто решил организовать игру на тонком льду речки или озера. Вы можете мне рассказать мне о них.

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель:

Опасность первая - нельзя кататься на коньках на льду водоемов, для этой забавы специально заливаются ледовые катки во дворах, на стадионах на территории школьных дворов. (Показ слайда. Обсуждение с детьми).

На ледовых площадках вы в безопасности, тогда как на льду речек и озер вы можете провалиться по лед в холодную воду. Выбраться из ледяной воды самому очень трудно. После такого купания у вас сразу может подняться температура, и вы заболеете.

Опасность вторая - нельзя скатываться с горки на лыжах или санках на заснеженную поверхность водоемов.

(Показ слайда. Обсуждение с детьми).

Под снегом также может быть лед тонкий. И вы вместе с санками или лыжами окажетесь в холодной воде. А потом только постельный режим, горькие лекарства и горчичники. Ваши друзья будут играть на улице, а вы длительное время проваляетесь в постели.

Даже в сильные морозы, когда вам кажется, что лед выдержит даже грузовик, он по толщине не везде одинаковый. Внешне он очень обманчив. Его толщина изменяется на протяжении поздней осени, зимы и ранней весны. Так как зимой постоянно меняется температура, то оттепель- все тает, то грянет трескучий мороз- все замерзает. Если зимой теплая погода держится 2-3 дня лед на речках становиться рыхлым и хрупким. А весной солнышко вообще уже сильно припекает. Лед тает прямо на глазах и теряет свою прочность, он становиться таким тонким, что даже не выдерживает ваш вес. А ведь особенно весной мальчишки любят покататься на оторвавшихся льдинах или прыгать с берега на лед. Льдина может расколоться, и маленькие хулиганы оказываются не на льдине, а под ней - в холодной воде. (Показ слайда. Обсуждение с детьми).

Все должны знать, что ни по первому (осеннему), ни по последнему (весеннему) льду ходить нельзя (опасно!), даже если на первый взгляд он достаточно прочный.

Лед опасен! Помни это!

Выходить на лед нельзя!!!

Расскажи своим соседям,

 Расскажи своим друзьям.

Запомните, ребята, лед на речке бывает непрочным там, где из трубы в реку или озеро стекают талые воды или воды с фабрики или завода. (Показ слайда. Обсуждение с детьми).

Также непрочный лед обычно вблизи кустов, камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед. Тонкий лед там, где бьют ключи, где быстрое течение или где ручей впадает в реку. Под снегом лед всегда тоньше. Особенно осторожно надо спускаться с берега: под снегом на льду могут быть трещины или изломы. При сильном ветре в любое время года лед может оторваться от берега и поплыть по течению.

А теперь давайте с вами разберем, как нужно себя вести при проваливании под лед:

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель.  Вы правы, ребята. Во-первых, нельзя размахивать руками и бить ими по кромке льда. Тем самым диаметр проруби может увеличиться. Нужно постараться широко раскинуть руки по кромке льда и удержаться от погружения с головой, то есть необходимо занять как можно большую площадь опоры. Затем без резких движений надо выбраться на лед, наползая на него грудью или спиной, а ногами поочередно выталкивая тело из воды.

Выбравшись из воды, откатитесь по льду подальше от пролома, а затем ползите в сторону, откуда шли, то есть где прочность льда, таким образом, проверена. Будьте осторожны до самого берега. На берегу или в безопасном месте рекомендуется найти сугроб и обваляться в снегу, чтобы сухой снег впитал воду с мокрой одежды. Затем необходимо найти место для обогрева и просушки одежды.

Если на ваших глазах человек провалился под лед, то можно придти ему на помощь. Но при этом нужно хорошо знать меры предосторожности и как помочь человеку. Как вы думаете, что можно предпринять в этой ситуации?

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель.

Во-первых, крикните пострадавшему, что вы идете ему на помощь, чтобы у него прошла паника и волнение. К полынье приближайтесь только ползком, широко раскинув руки. По возможности подложите под себя лыжи, доску, фанеру - для увеличения площади опоры и ползите на них. Не подползайте к самому краю льда - провалитесь сами. Не доползая до полыньи, протяните пострадавшему шест (с веревочной петлей), ремни, шарфы, любую доску или жердь, санки, лыжи. Бросать связанные ремни, шарфы, или доски нужно за 3-4 метра до кромки льда. Когда вы вместе с пострадавшим доберетесь до берега, надо постараться найти какое-нибудь убежище, где в обязательном порядке пострадавшему нужно поменять мокрую одежду на сухую и отогреться горячим чаем. После этого вызвать скорую помощь для осмотра медиками.

А сейчас для закрепления пройденного материала и для того, чтобы вы сами приобрели навыки и правильного поведения на льду, и правильного оказания помощи-пострадавшему мы проведем с вами в спортивном зале соревнование юных спасателей.

«Приди на помощь».

На расстоянии 3- 4 м от старта для каждой команды должно лежать по одному обручу. По свистку каждый член команды ползком добирается до условной полыньи (обруча), а обратно бежит бегом.

«Как правильно оказать помощь».

Вытягивание условного пострадавшего из полыньи с помощью гимнастической палки.

Члены команды должны разбиться на пары. Один из пары играет роль «пострадавшего», а другой - «спасателя». «Пострадавший» должен добежать до обруча и встать в нем на четвереньки. Другой ребенок доползает до обруча на таком расстоянии, чтобы длины палки хватило для хватания ее конца пострадавшим. После этого «спасатель» встает на ноги и вытягивает до финиша «пострадавшего».

«Бросание веревки пострадавшему».

Для этого нужна скакалка с привязанным к одному из ее концов кольцу. Обруч должен лежать от старта на расстоянии меньшим длины скакалки. В центре обруча стоит стержень. Каждый член команды должен накинуть кольцо, привязанное к скакалке, на стержень.

«Самоспасание из полыньи».

Каждый член команды до обруча, расположенного на расстоянии 3-4 м от старта, добегает бегом. Затем ложиться внутри обруча на спину, раскинув руки в стороны, а ноги согнув в коленях. Опираясь на локти и отталкиваясь ногами, ребенок тем самым должен выползти из лежащего обруча. Затем ребенок поворачивается на живот и ползет к финишу.

По окончании занятия можно попросить детей изобразить ситуации в рисунках,

где нельзя кататься на коньках или лыжах и что может произойти, и ситуации, где можно безопасно заниматься зимними видами спорта.

Наиболее отличившиеся ребята  награждаются медалями «Юный спасатель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мы теперь не просто дети, мы теперь – выпускники"

       В Международный день защиты детей, 1 июня 2018г. в детском саду №29 «Солнышко» города Сольвычегодска состоялся выпускной вечер воспитанников подготовитель...

Памятка "Если провалился под лёд"

Памятка для родителей и детей старшего дошкольного возраста....

мы теперь не просто ребята,мы теперь эколята-дошколята !!!

Цельпроекта. Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы. ценностных отношений к природе, её животному и растительному. миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как. сле...

"Мы дошкольниками были, мы ходили в детский сад. А теперь, а теперь открывай нам, школа, дверь!"

Отчетная презентация о преемственности дошкольных учреждений и школы....

консультация для родителей будущих первоклассников " МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ, МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ"

Вот и приближается тот день, когда Ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас Вас волнует вопрос: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые шк...