Главные вкладки

    Конспект НОД по образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: Дикие животные зимой.
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Минченко Нина Владимировна

     

    Непосредственно образовательная деятельности соответствуют теме, комплексно-тематическому  планированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), а также содержанию коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

    На данной непосредственно образовательной деятельности  решались  дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей. В результате чего воспитанники закрепили навыки согласования и словоизменения  по теме «Дикие животные»; у детей пополнился словарь  по употреблению распространенных  предложений (образовательная область «Коммуникация); закрепились навыки поведения в игре, беседе; (образовательная область «Социализация»);  формировались  навыки культуры  в природе на основе познавательной игры «Экологические знаки»                                                                                                                                                     (образовательная область «Безопасность»); а также формировались точные координированные движения в сочетании с речью (образовательная область «Физическая культура»).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл открытое занятие28.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сургутская (коррекционная) начальная школа-детский сад I ,V вида.

    Конспект  НОД

     по образовательной области «Познание»

    Формирование целостной картины мира

    в старшей группе.

    Тема: Дикие животные зимой.

    Воспитатель: Минченко Н.В.

    Сургут

    2012.

    Цель:   Развивать  экологическую  культуру, уточнять  и углублять  экологические знания. Расширять  представления о диких животных и их образе жизни зимой.  

             

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные

    • Закрепить и обобщить знания детей о том, как животные готовятся к зиме
    • Закрепить названия диких животных и их детенышей
    • Расширить знания детей о правилах поведения в лесу  
    •  Формировать представления об  интересных фактах из жизни диких животных, знаний о взаимосвязи всего живого в природе.
    • Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных

    Коррекционно-развивающие

    • Развитие внимания, слуха, логического мышления  без опоры на наглядность

    Коррекционно-воспитательные

    • Развивать социальные навыки: умение  договариваться, учитывать мнение партнера.
    • Воспитывать любознательность.
    • Способствовать осознанию правильного отношения к диким животным.

    Дидактические  задачи  по реализации  принципа  интеграции  образовательных областей:

    образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать,  активизировать словарь по теме «Дикие животные»; закреплять навыки согласования и словоизменения; формировать навыки употребления распространенных предложений;

    образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;                                                                                                                                                              

    образовательная область «Безопасность»: формировать  навыки культуры  в природе.

     образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное  восприятие;

    образовательная область «Физическая культура»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

     

    Словарь:   барсук, крот, дикие животные, берлога, логово,  нора,  дупло, лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий, охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

    Оборудование и материалы:  ноутбук, проектор, экран,  иллюстрации к занятию «дикие животные», экологические знаки, юла, шапочки – ободки  для играющих,  три  корзинки, шишки, медали «Знайки».

    Предварительная работа:

    Разучивание загадок  по теме  «Дикие животные».

    Дидактические игры «Кто, где живет?», «Дикие животные»; «Найди лишнюю картинку»; рассматривание иллюстраций ;  чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», “Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»; П. Воронько «Хитрый ежик»; рассказов В. Бианки.

    Разучивание пальчиковой гимнастики   «Сидит белка на тележке».

    Список литературы:  Т.М. Бондаренко  «Экологические занятия с детьми»

    Т.А Шорыгина « Какие звери в лесу»

    Ход  непрерывно  образовательной  деятельности:

    Этапы занятия

    Ход занятия

    Примерные ответы детей

    I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ          

    1.Организационный момент. «Лучик солнца»

    2.Игра  «Прогулка в лес».          

     

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.            

       

    2.Обсуждение рассказа

    3. Физкультурная минутка

    4. Игра «Клуб знатоков».

    1 задание:  «Отгадай загадку»

     

    2  задание:  Работа с предметными картинками

    3 задание:  «У кого кто?»

    4 задание: «Назови признаки животных»

    Физкультурная пауза  

    5 задание:    

     «Кому что дадим?»

    6 задание:

     «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные»

    7 задание:

    «Четвертый лишний»  (Игра на развитие внимания, слуха, логического мышления проводится без опоры на наглядность).

     III. ИТОГ

    Подведение итогов игры

    Рефлексия

    Поздоровайтесь с гостями.  За окном сейчас холодно, закройте глазки, представьте тёплое солнышко. Оно согревает вас и дарит каждому  теплый лучик. Вместе с солнечным лучиком нам не страшен холод  и

    мы с вами отправляемся путешествовать по лесным тропинкам.  Нам будут встречаться различные экологические знаки. Какие экологические знаки вы знаете?  Объясните, что они обозначают

    - Знак «Не ломай ветки деревьев»  

    - Знак «Не бери из лесу животных домой»  

    --Знак «Нельзя шуметь»

    - Знак «Не рви цветы»  

    - Молодцы, что  хорошо знаете правила поведения в лесу.

    Знаете, ребята, я хочу рассказать вам, как готовятся звери к зиме.

    - Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних - на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

    Медведя наших лесов называют Косолапый, Михаил  Потапыч, Топтыгин.  Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, делает большие прыжки, лазает ловко по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, короткая, глазки маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. Медведи живут поодиночке, не переносят  общества друг друга.

     Медведь всю осень по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок. Спит медведь всю зиму в берлоге и ничего не ест.

        А  барсук и ёж, когда настанут холода, забирается в свои теплые  и уютные домики и крепко спят до весны.

         Кроты и мыши запасаются колосками.

        Домик белки называется – дупло или гнездо. Она ловко орудует лапками, сплетает гнезда из тонких веточек, плотно прижимая их друг к другу. Устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

     Хоть и нет в лесу зимой  ни грибов ни орехов, но белка запасла их еще летом и осенью и теперь отыскивает свои кладовые Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев..

           Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся. Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

    – Как медведь готовится к зиме?

    – Кто попрятался в норы?

    – А что же делает белочка?

    – Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

    Встаньте посвободней, выполняем движения вместе с Утенком Кряком.

    Воспитатель:

    - Ребята, сегодня мы с вами будем играть:  игра называется  «Клуб знатоков». Для этого вам нужно разделиться на две команды - команду «Зайчиков» и команду «Белочек», надевайте  шапочки – ободки и приготовьтесь к первому заданию.  

    Крутим юлу - желтый сектор это

     «Загадки о животных»

    Первую загадку отгадывает команда «Зайчиков»

     1 .Под соснами, под елками  лежит мешок с иголками.

     2. По веткам скачет, да не птица,   рыжая, да не лисица.

     3. Кто, позабыв тревоги,  спит в своей берлоге.

     4. Кто осенью холодной   ходит злой, голодный.

     5. Хвост пушистый,  мех золотистый.  В лесу живет, в деревне кур крадет.

      6. По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом,  ушки торчком.

    -Крутим юлу - зеленый сектор

    На  мольберте  картинки диких животных.  Дети рассматривают их и называют

    – Как можно  назвать одним словом?      

    – Почему так называются?  

    - Крутим юлу - синий сектор. Назовите детенышей диких животных

    У медведицы -..;  у лисицы -.. ;

    у зайчихи-..; у волчицы -.

    - Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились!

    - Крутим юлу – голубой  сектор. Назовите признаки животных.

     Скажите (какая?) лиса  

    (какой?) заяц

     (какой?)  медведь

    (какая?) белка

    (какой?) волк, лось

    Юла показывает  «Физкультурная пауза»

    Вот студеною зимой                              

     Ветер дует ледяной

     И вздымает снега тучу.                          

     Он суровый и могучий.

     Зайцы прячутся в кустах.                      

     Даже хитрая лиса                                  

     Притаилась и сидит,

     Ну а снег летит, летит.                          

     Но утихла злая вьюга,

     Солнце светит в небесах.                  

     Скачет по полю лиса.  

     Ну а мы чуть-чуть пройдемся                

     И домой к себе вернемся.                    

     

    Сейчас узнаем следующее задание

    -Крутим юлу - белый сектор

    Следующее задание игра «Кому что дадим»

    Мясо –  ;       мед и малину  ;

    морковку и капусту  –; орехи и грибы –…

    Крутим юлу - оранжевый сектор.

    Задание такое: «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные»

    Каждая команда называет одну сказку, затем ход переходит следующей команде.

    Крутим юлу – красный  сектор. Очень трудное задание, нужно быть всем внимательными.

    Сейчас посмотрим  кто самый внимательный. Игра  называется «Четвертый лишний»  Назовите то, что считаете лишним  

    Я буду называть слова, кто знает ответ, поднимает руку. Если ответ не верный, отвечает другая команда.

     1) Медведь, волк, лиса, заяц.

     2) Волк, лиса, медведь, олененок.

     3)Собака, медведь, заяц, волк.

     4) Береза, осина, сосна,  дуб.

    Сейчас посчитаем заработанные шишки.

    Команды «Зайчиков» и «Белочек» считают свои шишки

     Воспитатель:

    -Ребята, закончилась игра . Все участники были активными, старались помогать своей команде, правильно отвечали на все вопросы. Игра закончилась в ничью. Победила дружба. Спасибо всем за участие. Все участники награждаются медалями «Знайка».

    -  Что нового узнали?

    - Тебе понравилась игра?

    - Что было интересным?

    - «Выбери настроение»  На столе у каждого  по три мордашки

    - Растения нужно беречь

    - Лес это дом для зверей, а в доме не сорят

    - Животные не смогут жить дома, погибнут

    - Чтобы не пугать лесных птиц и зверей

    - Если рвать цветы, то придет время, когда цветов вообще не останется

    - Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

    - Ежик, барсук, полевая мышь.

    - Белочка не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.

     

     - Ёж

     - Белка    

      - Медведь  

    - Волк    

     - Лиса  

    -  Заяц  

     - это звери,  дикие животные

    -  потому, что живут в лесу

      медвежонок

     лисенок

    зайчонок

    ежонок

     волчонок

    - хитрая, рыжая, пушистая

    -трусливый, длинноухий

    - бурый, косолапый, неуклюжий

    - проворная, быстрая  

      - злой, серый, зубастый, страшный,

     – рогатый, сильный.

    (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    Дети машут руками.

    Дети выполняют круговые движения руками.

    Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.

    Дети машут руками.

    Потягивания — руки в стороны.

    Прыжки.

    Ходьба.

    Дети садятся за столы

    Волку, медведю, зайцу, белке, зайцу, лосю

    «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Ёж и заяц»;  «Рукавичка»; «Колобок»,

    «Два жадных медвежонка»; «Теремок».

    - Медведь единственный впадает в спячку

    - Ежонок - детеныш, все остальные - взрослые животные

    - Собака - домашнее животное, все остальные - дикие.

    -  Сосна - хвойное дерево, все остальные - лиственные.

    Дети выбирают мордашки, соответствующему настроению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)

    Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....

    Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Дикие животные»

    Конспект НОДпо формированию целостной картины мира в средней группе«Дикие животные»...

    Конспект НОД по образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Часы. Как узнать время».

    Конспект НОДпо образовательной области «Познание».Формирование элементарных математических представленийв подготовительной группе «Ромашка» №3.Тема: «Часы. Как узнать время»....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»

    Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области " по формированию целостной картины мира для детей среднего возраста"

    Мною представлен конспект для воспитателей, который я надеюсь будет будет использован педагогами в работе с детьми...