НОД по социально-личностному развитию детей «Ярмарка- народная игрушка»
план-конспект занятия (окружающий мир, младшая группа) по теме

Байкова Замира Худайбердиевна

Нодпо социально-личностному развитию детей "Ярмарка-народная игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_-narodnaya_igrushka.docx141.88 КБ

Предварительный просмотр:

        МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»

НОД по социально-личностному развитию детей

2-младшая группа

«Ярмарка- народная игрушка»

          http://storage5.static.itmages.ru/i/12/0911/h_1347344846_9755968_8a475a55c2.jpeg     http://www.souvenirs-online.ru/pic/product/148_1.jpg

Составила воспитатель: Байкова З.Х.

2014г.

НОД по социально-личностному развитию детей.

«Ярмарка- народная игрушка»

Цель:

  • продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек.
  • создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Конкретизировать первоначальные представления о народной игрушке -деревянной.
  • Способствовать становлению первоначального интереса культуре   своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора.
  • Способствовать отражению полученных впечатлений в специально организованной деятельности: игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной.
  • Развивать творческую активность, внимание.
  • Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души;

Предварительная работа.  

Познавательная деятельность –рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка»;

Речевая деятельность  заучивание и обыгрывание потешек («Еду, еду на базар», «Петушок», «Ваня, Ваня простата», «Из-за леса, из-за гор»); стихи о матрёшки др.

Изобразительная деятельность – рисование «Украсим кукле сарафан», лепка «Петушок»;

Музыкальная деятельность – игры на музыкальных инструментах.

Игровая деятельность – настольно-печатные игры («Одень Машеньку», «Подбери матрешке сарафан», «Собери матрешку»).

Материал к занятию – грамзапись («Во саду ли в огороде», «Коробейники»),ширма, петрушка, три латка с игрушками (свистульки, дудки, бубны, флейты и др. музыкальные инструменты), деревянные игрушки- лошадка, медведи, грибок, матрёшки -Семёновской и Полхов-Майданской росписи.

Ход занятия.

Воспитатель: С давних пор и по сей день любят на Руси ярмарки. Ярмарка для русского человека – это праздник. Нарядно одетые люди приходили на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. Где мастера делали различные деревянные игрушки и продавали их на ярмарке.

Сегодня, я приглашаю вас на ярмарку игрушек (отправляются в путь под русскую народную музыку «Во саду ли в огороде». Во время ходьбы читаю потешку.)

Еду, еду на базар, покупать себе товар.

На лошадке в красной шапке

По ровненькой дорожке, на одной ножке.

В старом лопаточке, по рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо и приехали на ярмарку.

(роль петрушки играет воспитатель, используя игрушку – петрушку)

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовёт!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается –

Ярмарка открывается!

Звучит музыка «Коробейники». На столах расставлены игрушки.

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары-бары,

Всякие разные товары…

Подходите, посмотрите.

Дети подходят к первому лотку, где лежат деревянные игрушки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красота, игрушки мастер смастерил из дерева: свистульки, ложки и др. музыкальные инструменты

(Дети рассматривают инструменты).

Петрушка: Кто, меня потешит, тому дудку подарю, а если в ложки бить и в дудки дудеть, получится весёлый оркестр.

(Звучит народная музыка, дети играют на русских народных инструментах.)

Петрушка: За хорошую игру я вам дудочку дарю.

(дети подходят ко второму лотку, где лежать деревянные игрушки: лошадка, гриб, медведь –дергач и др.)

Воспитатель: Ребята, а кто расскажет потешку про лошадку.

Ваня, Ваня-простата, купил лошадь без хвоста

Сел задом на перёд и поехал в огород.

        Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

       Сам на лошадке, Женя на коровке,

      Дети на телятках, внуки на козлятках.

(дети подходят к третьему лотку. Лоток накрыт расписным платком)

Петрушка: Что душа твоя желает –

Всё на ярмарке найдёшь!

Всяк подарки выбирает,

Без игрушки не уйдёшь

Петрушка: Отгадайте мою загадку.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: - Это матрешка.

Петрушка: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу вам рассказать о матрёшке.

Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: Из чего делают матрёшку?
Дети: Из дерева, молодцы!
Воспитатель: А кто знает стихотворения про матрёшек.
Дети  читают стихи.
Матрёшка на окошке, в ярком сарафане.
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.
       Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
      Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Предлагаю игру. Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки   (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки        (топают)
Влево, вправо наклонись,                           (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись                         (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные    (кружатся)

Воспитатель: Давайте  внимательно рассмотрим их.

(матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)
Семёновская матрёшка  (показ матрешки)

У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове розовая косынка с мелким узором.

А, это Полхов-Майданская матрёшка (показ матрешки)

По форме она более вытянутая и стройная.

Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый.

 Узор на сарафане красивые цветы.

Воспитатель: Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?

Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)
Петрушка: Ребята вам понравилось на ярмарке (ответы детей)

Приходите ещё раз, веселится, играть да песни распевать.

(Дети прощаются с Петрушкой).

Воспитатель: Наша прогулка по ярмарке закончилась, мы ещё раз прейдём.

Но нам пора возвращаться в садик (звучит музыку «Во саду ли в огороде»)

Вопросы:

Ребята вам понравилось ярмарка?

Какие игрушки мы с вами видели?

Какая игрушка тебе понравилась и почему?

Во второй половине дня.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были сегодня?

Дети: На ярмарке.

Воспитатель: Предлагаю, вам разукрасит сарафаны для матрёшек (дети садятся за столы и расписывают)

(Выставка «Матрёшка в нарядном сарафане»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...

Ярмарка народной игрушки

Знакомство детей с народными игрушками...

Открытое развлечение в средней группе по патриотическому воспитанию. "Ярмарка народной игрушки"

Развлечение позновательной направленности для родителей прошло очень интересно. В проведение развлечения участвовали не только дети, но и родители....

Праздник «Ярмарка народной игрушки»

Воспитание патриотических чувств - любви к родной стране, гордости за народных умельцев.  В  ходе праздника дети знакомятся с различными народными промыслами - Филимоновскими, Дымковскими...

Конспект занятия "Ярмарка народной игрушки" в старшей группе.

Занятие для детей старшей группы "Ярмарка народной игрушки" с использованием электронных материалов "Стань школьником с Робобориком", "Окружающий мир с Робобориком", &quo...