Конспект занятия "Ярмарка народной игрушки" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беляевская Ольга Владимировна

Занятие для детей старшей группы "Ярмарка народной игрушки" с использованием электронных материалов "Стань школьником с Робобориком", "Окружающий мир с Робобориком", "Знай больше с Робобориков" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_yarmarka_narodnoy_igrushki.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Беляевская Ольга Владимировна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №1

Город Иркутск

Конспект занятия «Ярмарка народной игрушки» для детей старшей группы

с использованием электронных материалов «Стань школьником с Робобориком!», «Окружающий мир с Робобориком!», «Знай больше с Робобориком!»

Цели и задачи:

  • Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
  • Продолжать знакомить с творчеством народных мастеров.
  • Расширять представления о народной игрушке, учить выделять их  характерные особенности, различать материал из которого сделана игрушка.
  • Учить ориентироваться по карте.
  • Совершенствовать диалогическую речь, расширять и словарный запас.
  • Развивать познавательный интерес к творчеству мастеров народной игрушки.
  • Развивать музыкально – творческие способности.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение и бережное отношение к работе мастеров народной игрушки.

Материалы

 Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта России с силуэтами игрушек народных мастеров, демонстрационный материал «Народная игрушка», игрушки – дымковские, филимоновские, гжельские, матрешки, корзинка, разрезные картинки, русские народные музыкальные инструменты – колокольчики, трещотки, лошки, бубенцы.

Материалы курса «Стань школьником с Робобориком!»:

Раздел «Художественно- эстетическое развитие. Ознакомление с искусством», неделя 21 «Народная игрушка», видеоролик; задание №6,7,9

Раздел «Художественно- эстетическое развитие. Ознакомление с искусством» неделя 14 «Народное декоративно – прикладное искусство: Гжель». Задание № 1,2,7

Раздел «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений», неделя 12 – «Число и цифра 9», задание №2

Материалы курса «Знай больше с Робобориком!», «Дымковская Игрушка», видеоролик, задание №1

Материалы курса «Окружающий мир с Робобориком!» Плакат «Наша страна» (часть 3)

План проведения занятия

Мотивационный этап

Педагог: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро.

-Доброе утро!-

Солнцу и птицам.

- Доброе утро!-

- Улыбчивым лицам.

- И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

https://www.liveinternet.ru/users/sinijmishka/post310266599/

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы замечали, что в нашей группе и у вас дома очень много самых разных игрушек? А как вы думаете, кто их сделал? Где мы их берем? 

Выяснилось, что игрушки делают на специальных фабриках, затем их привозят в магазины, там их покупают взрослые и после этого они попадают к нам.

Педагог: А в далекие времена игрушки делали своими руками. Наш друг Робоборик расскажет из чего делали игрушки в давние времена (курс «Стань школьником с Робобориком», неделя 21, «Народная игрушка», видеоролик 00:00-1:00 минут).

Почему игрушки называются народными? Из чего они делались?

Ориентировочный этап

 Посмотрите на экран, что вы видите? (демонстрируется карта России «Окружающий мир с Робобориком.» Плакаты для детей. Часть 3. «Наша страна»). Правильно, это карта, на ней показана наша страна, посмотрите какая она большая. И в разных уголках страны живут мастера, которые делают неповторимые игрушки. Например, в московской области живут мастера семеновской матрешки и гжельской игрушки, в курской области народные умельцы делают дымковские игрушки, а в тульской филимоновские игрушки.

 Педагог на карте показывает места происхождения игрушек. 

Велика Россия наша 
И талантлив наш народ. 
О русских мастерах-умельцах 
На весь мир молва идет. 
 https://stihi.ru/2015/06/10/6892

Исполнительный этап

Начинает звучать фонограмма – музыка, смех, голоса. В группу забегает Петрушка.

 Петрушка:

Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки...
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkaya-yarmarka/zazyvalki-zaklikalki-na-yarmarku/ 

Эй, а вы чего тут сидите? Сегодня же ярмарка открывается, мастера – умельцы со всей странны приедут показать свои работы: красивую, расписную посуду, забавные, яркие игрушки!

Педагог: Извините, а вы кто?

Петрушка: Да, я же Петрушка! Выступаю на ярмарках, народных гуляниях, показываю представления! Песни пою и играю на русских народных инструментах.

Педагог: А что на ярмарке делают?

Петрушка: Да вы что! На ярмарке столько товара, что глаза разбегаются!  Там можно купить и продать, все что душе угодно! И конечно, на людей посмотреть и себя показать!

Педагог: Ребята, а может сходим на ярмарку и купим нам в группу настоящие народные игрушки? У нас как раз и полочка подходящая для них есть.

Петрушка приводит детей и педагога в музыкальный зал, где проходит ярмарка. На доске висит карта России с силуэтами представленных игрушек, откуда она родом.

Семеновские матрешки

Петрушка: А на нашей ярмарке сегодня игрушки не продаются их заслужить нужно: загадки отгадывать, песни петь, в игры играть.

Педагог: Ну, с этим наши ребятишки легко справятся.

Петрушка: Тогда слушайте загадку.

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Что это за подружки?  (Матрешка)

https://kykyryzo.ru/загадки-про-матрешку-18-штук/ 

Правильно, это матрешка!

Педагог: Давайте спросим у Робоборика, откуда родом матрешки и из чего их делают.

Просмотр видеоролика (раздел «Художественно- эстетическое развитие. Ознакомление с искусством», неделя 21 «Народная игрушка» 1:22- 2:20 минут, выполнение задания №6,7)

Петрушка: Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша.

Педагог: Положим ее в корзинку, а картинку матрешки прикрепим на карту туда,  откуда она родом. Один ребенок находит силуэт матрешки на карте, крепит цветную картинку к ее силуэту.

Дымковская игрушка

Педагог: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще интересного на ярмарке. Ой, ребятки посмотрите  какие расписные игрушки, что ни в сказке сказать не пером описать!

Петрушка:

Чудо всем на удивленье: расписные медвежата,

Барыни, коньки, утята, расписные даже хрюшки

– Царство дымковской игрушки!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. http://www.eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib75/Рекомендации%20родителям/Стихи%20о%20Дымковской%20игрушке.pdf 

Педагог включает видеоролик дымковская игрушка (курс «Знай больше с Робобориком!», «Дымковская Игрушка», видеоролик 1:39-2:41, задание №1, курс «Стань школьником с Робобориком», «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений», неделя 12 – «Число и цифра 9», задание №2)

 Педагог: Спасибо Робоборик за интересный рассказ о дымковской игрушке.

А теперь, чтобы наши глазки не устали, сделаем для них гимнастику:

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

http://mshishova.ru/gimnastika-dlya-glaz-v-stixax/ 

Петрушка: В старину о мастерах, которые хорошо делали свою работу, говорили - «Добрая работа мастера хвалит».  Каждый мастер должен был хорошо потрудиться, чтобы его изделие получилась прочным, красивым.

Понравились вам дымковские игрушки? Хотите себе их? Тогда закончите пословицы о труде.

Без труда не вытащишь ……(рыбку из пруда) 
Дело мастера……(боится) 
Делу время……..(потехе час) 
Труд человека кормит…… (а лень портит)

Глаза боятся…….(а руки делают)

После того как дети получили игрушку, они крепят цветную картинку к силуэту дымковской игрушки к карте.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов

Петрушка: Ребятишки, а на ярмарке не только покупают и продают товар, на ярмарке еще и артисты разные представления показывают. Актеры театральную постановку ставят, певцы поют, а я вам   предлагаю стать музыкантами и поиграть на русских народных музыкальных инструментах.

Дети берут музыкальные инструменты на выбор – бубенцы, лошки, трещотки, колокольчики , играют с Петрушкой отрывок из  репертуара музыкального оркестра  «Русский» https://www.youtube.com/watch?v=cTq46NyWexQ

 После игры на музыкальных инструментах дети отправляются к следующему столу.

Гжельские игрушки

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная бело-голубая роспись на игрушках?

Петрушка: 

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка.

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

http://www.eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib75/Рекомендации%20родителям/Стихи%20о%20Гжели.pdf 

Педагог: К сожалению  нет, но думаю наш друг Робоборик нам сейчас о ней расскажет!

Педагог включает видеоролик о гжельских игрушках (курс «Стань школьником с Робобориком» раздел «Художественно- эстетическое развитие. Ознакомление с искусством» неделя 14 «Народное декоративно – прикладное искусство: Гжель» 0:18-1:38 минут. Задание № 1,2,7

Педагог: Действительно, игрушки словно из сказки.

Петрушка: Хотите, такую игрушку себе в группу? Тогда вы должны со мной поиграть в  игру «Карусели».

Звучит ярморочные голоса, смех и зазывалки на подвижную игру  «Карусели». После игры Петрушка дарит игрушку детям, а воспитатель предлагает на карту прикрепить цветной силуэт гжельской игрушки

Филимоновская игрушка

Дети переходят к следующему столу, где стоят филимоновские игрушки.

Педагог: Ой, какие необычные игрушки, совсем не похожи на тех которые мы видели. Это не просто игрушки, а игрушки свистульки.  Давайте узнаем  как называются и откуда к нам приехали.

 Педагог включает видеоролик «Народные игрушки» (курс «Стань школьником с Робобориком», неделя 21, «Народная игрушка», видеоролик 3:37-4:45 минут. Задание №9)

Петрушка: Ну что узнали как называются эти игрушки? А откуда они к нам приехали? Какими элементами узора мастера расписывают свои игрушки?

Молодцы, все верно!  Думаю тогда для вас не составит труда собрать картинку филимоновской игрушки.

 Дети делятся на две команды и собирают разрезные картинки, называют игрушки, которые получились.

Петрушка:

Подарок на счастье пусть тульский хранится,

Ведь каждой семье оберег пригодится.

Пусть свистом своим отгоняют беду,

Игрушки пускай охраняют семью.

 http://www.filimonovo-museum.ru/museum/konkurs/2011/literature.html 

Дети получают свою игрушку – свистульку и прикрепляют цветную картинку к силуэту филимоновской игрушки к карте.

Рефлексивный этап

Педагог: Вот и закончилась наша веселая ярмарка и нам пора возвращаться в группу. Спасибо тебе Петрушка, что позвал нас на веселую ярмарку народной игрушки. Теперь в нашей группе будут прекрасные работы народных умельцев.  Ребятки,  мастеров народной игрушки очень много, сегодня мы узнали только о некоторых из них, но впереди у нас ещё много интересных встреч и знакомств.

Дети прощаются с Петрушкой, возвращаются  в группу.

Педагог: Где мы сегодня побывали? С какими игрушками познакомились? Что на ярмарке вам понравилось больше всего?

Предлагаю поиграть нашими новыми игрушками, а после красиво расставить на нашу полочку.


Перспективный этап

Педагог: Ребята, кому мы можем  рассказать про народную игрушку? Сыграем еще раз на русских народных музыкальных инструментах?

В последующем дети могут использовать полученные знания на занятиях и в свободной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».

Цель:Познакомить  детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:- Знакомство детей с историей матрёшки русской.- Заинтересовать и развить интерес детей к народному творчеству.-Развивать твор...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: ,,НАРОДНАЯ ИГРУШКА”

Интеграция областей:  Познание (формирование целостной картины мира),коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка.Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно...

Конспект психокоррекционного занятия "Игрушки" (старшая группа)

Развитие зрительного восприятия, закрепления знаний об игрушках, геометрических фигурах....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»

1.Мотивационно-организационный этапВоспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь&ra...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»

Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка"....

Знакомство с народными игрушками старшая группа

quot;Народная игрушка" Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Люди всегда заботились о красоте и ...