Конспект НОД в старшей группе интегрированного типа по гендерному воспитанию «Унтик с планеты Унти-Фунти в гостях у мальчишек и девчонок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Потичко Ирина Юрьевна

Данный конспект НОД интегрированного типа по актуальному вопросу гендерного воспитания. Содержит в себе методы и приёмы ТРИЗ. Развивает у детеймышление, воображение, умение классифицировать и моделировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе интегрированного типа по гендерному воспитанию

«Унтик с планеты Унти-Фунти в гостях у мальчишек и девчонок»

Разработала: воспитатель  АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 106 «Изюминка» Потичко И. Ю.

Цель: развивать у детей понимание отличий между мальчиками и девочками, осознание своей половой принадлежности; закрепить знание характерных занятий и качеств между полами, одежду, сходство и отличие; развивать логическое мышление, умение классифицировать, аналитико-синтетические способности, понимание символической аналогии. Активизировать словарь прилагательными. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Демонстрационный материал: игрушка – инопланетянин, рисунки с символами – «страна мальчиков», «страна девочек», морфтаблица, наборное полотно, карточки – символы  с изображениями мальчика, девочки, мальчика и девочки вместе, одежды, игрушек, спорт, профессии,  имена; картинки Волшебников Объединения и Деления.

Раздаточный материал: карты в виде альбомных листов для создания «моделей» (описание в конспекте)

Ход НОД.

Воспитатель: У нас сегодня необычный гость, но он появится, если вы отгадаете загадку:

Не мальчишка, не девчонка,

Он в ракете прилетел.

Нет волос, лишь две антенны.

Дружить с вами захотел.

Кто это?

Дети отвечают, что это инопланетянин.

Воспитатель достаёт игрушку – инопланетянина.

Воспитатель: «А зачем он к нам прилетел, вы поймёте, если вспомните первую строчку загадки. (Ответы детей)

Да, ребята, ему интересно, кто такие мальчишки и девчонки, чем они отличаются, а чем похожи.

Унтик, так зовут инопланетянина с планеты Унти-Фунти, нарисовал нам, как он представляет мальчишек и девчонок, но я вам признаюсь, там много ошибок»

Воспитатель достаёт два рисунка с символами. Мальчики зачёркивают, что неправильно в «стране девочек», девочки – в «стране мальчиков». Затем дети объясняют, что исправили и почему.

Воспитатель: «Ребята, я думаю, всё равно Унтику не всё понятно про мальчиков и девочек. Давайте предложим ему поиграть».

Детям предлагается игра «Как поступают мальчики, а как девочки». Ребята выбирают карточки с символами, характеризующими мальчиков и девочек: мальчики помогают девочкам одеться, защищают их, девочки любят ухаживать за малышами, хозяйничать по дому и т.п.

Мальчики выбирают карточки, рассказывающие о девочках, девочки – о мальчиках. Карточки помещаются на планшет, на котором отмечены символами по две полоски. Дети ставят карточки на нужную полоску, объясняют значение карточки с символом.

Воспитатель проводит по ходу игры работу по словообразованию: если девочки любят помогать по хозяйству,  то они какие? Хозяйственные, хозяйки. Если мальчики защищают девочек, то как их можно назвать? Защитники. И т.д.

Воспитатель: «Ребята, получается, что у вас всё разное, одни отличия. Вы с этим согласны? Конечно, нет. Давайте объясним и Унтику, чем вы похожи».

Детям предлагается игра «Чем похожи, чем отличаются мальчишки и девчонки». В основе игры вариант «морфтаблицы (ТРИЗ). По горизонтали следующие графы: мальчики (символ), девочки (символ), мальчики и девочки (символ). Графы по вертикали: одежда, игрушки, профессии, виды спорта, имена. Все клетки таблицы пронумерованы. Ребёнок наугад берёт каротчку с цифрой, называет её, находит место в морфтаблице и определяет, что он должен назвать. За каждый ответ получает фишку. Другие дети дополняют и тоже получают фишки. В конце игры определяется ребёнок, у которого больше всех фишек, он получает от Унтика медаль «Молодец».

Воспитатель: «Ребята, а музыку мальчишки и девчонки любят разную?»

Дети отвечают, что мальчики любят маршевую – они будущие солдаты,

девочки любят нежную, романтичную.

Воспитатель: «Дети, Унтик предлагает вам отдохнуть и потанцевать под его музыку – космическую»

Дети танцуют под музыку, имитируя движения инопланетян.

Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашего танца, он словно у себя на планете побывал. Он хочет ещё одному из вас вручить медаль и благодарность, поэтому объявляется конкурс эрудитов!

-А кто такие эрудиты? Да, это те, кто много знает и хочет узнать ещё больше.

Давайте наденем «умную шляпу», она поможет нам всё вспомнить.

(Проводится упражнение на саморегуляцию «Умная шляпа» - дети надевают воображаемую шляпу)

Вопросы «Конкурса эрудитов».

-Кто носит шляпу-цилиндр – мужчины или женщины?(Мужчины)

-В какой стране носят шляпу-цилиндр? (В Англии)

-В какой стране мужчины носят юбки? (В Шотландии)

-На каком материке национальная одежда и мужчин, и женщин – юбки из перьев? (В Африке)

-Как называется одежда женщин в Индии? (Сари)

-Как называется одежда мужчин и женщин в Японии? (Кимоно)

-Как называется национальный головной убор мордовской девочки?(Тухья)

-Что носили на шее чувашские девочки, чтобы защитить себя от беды? (Монисто)

-Как называется национальная одежда русской женщины? (Сарафан)

-Как называется национальный головной убор русской девочки? (Кокошник)

В конце конкурса подсчитываются баллы, эрудит получает медаль ль Унтика, дети аплодируют ему.

По ходу конкурса воспитатель, задав вопрос, показывает детям подсказку – символ.

Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашей эрудированности. И, конечно, он захотел увезти на память о Земле и о нас какой-нибудь предмет одежды. Но проблема в том, что он, как вы помните, не мальчишка, не девчонка. Что же делать?»

Дети отвечают, что надо объединить одежду мальчиков и девочек.

Воспитатель: «Кто нам может помочь в этом, что за волшебники?»

Дети отвечают, что Волшебники Деления и Объединения.

Воспитатель показывает картинки Волшебников Деления и Объединения (методика ТРИЗ), а дети говорят, как они «творят свои волшебства».

Дети садятся за столы. Перед каждым лежит альбомный лист, разделённый на три графы: 1) вверху изображён символ Волшебника деления, на графе лежит вырезанное из цветного картона платье, которое надо разделить; 2) вверху символ Волшебника Деления, на графе  - рубашка для мальчика, её тоже надо разделить; 3) вверху символ Волшебника Объединения, графа пустая.

Воспитатель объясняет,  что сначала к нам пришёл Волшебник Деления, он предлагает нам разделить платье и рубашку. Дети простым карандашом делят предметы одежды на 3-4 части произвольно, разрезают ножницами по линиям деления. Затем к детям «приходит» Волшебник Объединения и предлагает объединить некоторые части от рубашки и платья в новую модель – для Унтика. Дети произвольно, в соответствии со своей фантазией, объединяют детали одежды и наклеивают на графу с символом Волшебника Объединения. Воспитатель хвалит детей, отмечает лучшие модели, дети выбирают ребёнка, достойного значка «Художник – модельер». Модели дарят Унтику.

Воспитатель: «Ребята, Унтик говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему разобраться, кто такие мальчики и девочки. А он будет рассказывать на своей планете, какие вы дружные, умные, как умеете фантазировать. И на память всем вам значки о  Унтика»



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе интегрированного типа по гендерному воспитанию

«Унтик с планеты Унти-Фунти в гостях у мальчишек и девчонок»

Разработала: воспитатель  АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 106 «Изюминка» Потичко И. Ю.

Цель: развивать у детей понимание отличий между мальчиками и девочками, осознание своей половой принадлежности; закрепить знание характерных занятий и качеств между полами, одежду, сходство и отличие; развивать логическое мышление, умение классифицировать, аналитико-синтетические способности, понимание символической аналогии. Активизировать словарь прилагательными. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Демонстрационный материал: игрушка – инопланетянин, рисунки с символами – «страна мальчиков», «страна девочек», морфтаблица, наборное полотно, карточки – символы  с изображениями мальчика, девочки, мальчика и девочки вместе, одежды, игрушек, спорт, профессии,  имена; картинки Волшебников Объединения и Деления.

Раздаточный материал: карты в виде альбомных листов для создания «моделей» (описание в конспекте)

Ход НОД.

Воспитатель: У нас сегодня необычный гость, но он появится, если вы отгадаете загадку:

Не мальчишка, не девчонка,

Он в ракете прилетел.

Нет волос, лишь две антенны.

Дружить с вами захотел.

Кто это?

Дети отвечают, что это инопланетянин.

Воспитатель достаёт игрушку – инопланетянина.

Воспитатель: «А зачем он к нам прилетел, вы поймёте, если вспомните первую строчку загадки. (Ответы детей)

Да, ребята, ему интересно, кто такие мальчишки и девчонки, чем они отличаются, а чем похожи.

Унтик, так зовут инопланетянина с планеты Унти-Фунти, нарисовал нам, как он представляет мальчишек и девчонок, но я вам признаюсь, там много ошибок»

Воспитатель достаёт два рисунка с символами. Мальчики зачёркивают, что неправильно в «стране девочек», девочки – в «стране мальчиков». Затем дети объясняют, что исправили и почему.

Воспитатель: «Ребята, я думаю, всё равно Унтику не всё понятно про мальчиков и девочек. Давайте предложим ему поиграть».

Детям предлагается игра «Как поступают мальчики, а как девочки». Ребята выбирают карточки с символами, характеризующими мальчиков и девочек: мальчики помогают девочкам одеться, защищают их, девочки любят ухаживать за малышами, хозяйничать по дому и т.п.

Мальчики выбирают карточки, рассказывающие о девочках, девочки – о мальчиках. Карточки помещаются на планшет, на котором отмечены символами по две полоски. Дети ставят карточки на нужную полоску, объясняют значение карточки с символом.

Воспитатель проводит по ходу игры работу по словообразованию: если девочки любят помогать по хозяйству,  то они какие? Хозяйственные, хозяйки. Если мальчики защищают девочек, то как их можно назвать? Защитники. И т.д.

Воспитатель: «Ребята, получается, что у вас всё разное, одни отличия. Вы с этим согласны? Конечно, нет. Давайте объясним и Унтику, чем вы похожи».

Детям предлагается игра «Чем похожи, чем отличаются мальчишки и девчонки». В основе игры вариант «морфтаблицы (ТРИЗ). По горизонтали следующие графы: мальчики (символ), девочки (символ), мальчики и девочки (символ). Графы по вертикали: одежда, игрушки, профессии, виды спорта, имена. Все клетки таблицы пронумерованы. Ребёнок наугад берёт каротчку с цифрой, называет её, находит место в морфтаблице и определяет, что он должен назвать. За каждый ответ получает фишку. Другие дети дополняют и тоже получают фишки. В конце игры определяется ребёнок, у которого больше всех фишек, он получает от Унтика медаль «Молодец».

Воспитатель: «Ребята, а музыку мальчишки и девчонки любят разную?»

Дети отвечают, что мальчики любят маршевую – они будущие солдаты,

девочки любят нежную, романтичную.

Воспитатель: «Дети, Унтик предлагает вам отдохнуть и потанцевать под его музыку – космическую»

Дети танцуют под музыку, имитируя движения инопланетян.

Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашего танца, он словно у себя на планете побывал. Он хочет ещё одному из вас вручить медаль и благодарность, поэтому объявляется конкурс эрудитов!

-А кто такие эрудиты? Да, это те, кто много знает и хочет узнать ещё больше.

Давайте наденем «умную шляпу», она поможет нам всё вспомнить.

(Проводится упражнение на саморегуляцию «Умная шляпа» - дети надевают воображаемую шляпу)

Вопросы «Конкурса эрудитов».

-Кто носит шляпу-цилиндр – мужчины или женщины?(Мужчины)

-В какой стране носят шляпу-цилиндр? (В Англии)

-В какой стране мужчины носят юбки? (В Шотландии)

-На каком материке национальная одежда и мужчин, и женщин – юбки из перьев? (В Африке)

-Как называется одежда женщин в Индии? (Сари)

-Как называется одежда мужчин и женщин в Японии? (Кимоно)

-Как называется национальный головной убор мордовской девочки?(Тухья)

-Что носили на шее чувашские девочки, чтобы защитить себя от беды? (Монисто)

-Как называется национальная одежда русской женщины? (Сарафан)

-Как называется национальный головной убор русской девочки? (Кокошник)

В конце конкурса подсчитываются баллы, эрудит получает медаль ль Унтика, дети аплодируют ему.

По ходу конкурса воспитатель, задав вопрос, показывает детям подсказку – символ.

Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашей эрудированности. И, конечно, он захотел увезти на память о Земле и о нас какой-нибудь предмет одежды. Но проблема в том, что он, как вы помните, не мальчишка, не девчонка. Что же делать?»

Дети отвечают, что надо объединить одежду мальчиков и девочек.

Воспитатель: «Кто нам может помочь в этом, что за волшебники?»

Дети отвечают, что Волшебники Деления и Объединения.

Воспитатель показывает картинки Волшебников Деления и Объединения (методика ТРИЗ), а дети говорят, как они «творят свои волшебства».

Дети садятся за столы. Перед каждым лежит альбомный лист, разделённый на три графы: 1) вверху изображён символ Волшебника деления, на графе лежит вырезанное из цветного картона платье, которое надо разделить; 2) вверху символ Волшебника Деления, на графе  - рубашка для мальчика, её тоже надо разделить; 3) вверху символ Волшебника Объединения, графа пустая.

Воспитатель объясняет,  что сначала к нам пришёл Волшебник Деления, он предлагает нам разделить платье и рубашку. Дети простым карандашом делят предметы одежды на 3-4 части произвольно, разрезают ножницами по линиям деления. Затем к детям «приходит» Волшебник Объединения и предлагает объединить некоторые части от рубашки и платья в новую модель – для Унтика. Дети произвольно, в соответствии со своей фантазией, объединяют детали одежды и наклеивают на графу с символом Волшебника Объединения. Воспитатель хвалит детей, отмечает лучшие модели, дети выбирают ребёнка, достойного значка «Художник – модельер». Модели дарят Унтику.

Воспитатель: «Ребята, Унтик говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему разобраться, кто такие мальчики и девочки. А он будет рассказывать на своей планете, какие вы дружные, умные, как умеете фантазировать. И на память всем вам значки о  Унтика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"

Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...

Новогодний сценарий для подготовительной группы «Новогодние приключения на планете Унти – Фунти».

Волшебное представление со сказочными героями и инопланетянкой Унти....

Конспект занятия в старшей группе по типу квест-игры «Шахматные приключения»

Конспект занятия в старшей группе по типу квест-игры «Шахматные приключения" разработан по программе И.Г. Сухина "Шахматы - школе"...

Конспект НОД в старшей группе (интегрированное занятие) на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)

Раскрывются аспекты создания условий для закрепления представлений о добре, вежливости, способах их выражения у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и коррекции зрительного восприятия на тему: «Чебурашка в гостях у детей»

Конспект занятия в старшей  группе по развитию речи и коррекции зрительного восприятия на тему: «Чебурашка в гостях у детей»...