Конспект занятия для подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бурматова Елена Ивановна

Образовательная деятельность: «Природный мир» в интеграции с образовательными областями: художественное творчество,  познание (математическое, речевое развитие).

Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perelyotnye_ptitsy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ «Детский сад № 397 комбинированного вида» г.Омска

Образовательная деятельность: «Природный мир» в интеграции с образовательными областями: художественное творчество,  познание (математическое, речевое развитие).

Подготовительная группа.

(2012-2013 гг.)

Подготовила воспитатель Бурматова Е.И.

Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Цели и задачи.

  1.  Дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.
  2.  Закладывать основы экологического воспитания.
  3. Активизировать наблюдательность.
  4. Расширять словарь за счет                                                    

  существительных: грач, скворец, ласточка, соловей, гнездо, скворечник, яичко, птенец;

 имен прилагательных: перелётный, птичий;

 глаголов: возвращаться, откладывать,  вылупляться, защищать,     заботиться.  

  1. Активизировать употребление в речи приставочных глаголов: прилетел, подлетел, залетел, влетел, вылетел, взлетел, пролетел.
  2. Закреплять в речи предлоги: на, в, к, около, над, под.
  3. Активизировать употребление в речи имен существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.
  4.  Учить отвечать на вопросы полными ответами.
  5.  Развивать артикуляционную моторику – подвижность губ, нижней челюсти.

10.) Развивать слуховое и зрительное внимание

11.) Развивать фонематический слух – различать и воспроизводить триады звукоподражаний, отличающиеся друг от друга по принципу глухости – звонкости.

12.) Развивать пальчиковую моторику – умение выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

13.) Учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

14.) Развивать счетные навыки.

15.) Закреплять знание геометрических фигур.

16.) Учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.

17.) Развиваем логическое мышление – учим детей отгадывать загадки.

Оснащение.

У детей:

1. Счетные палочки в коробках.

2. Макеты скворечников со скворцами из картона.

У воспитателя:

1. Картинки перелетных птиц: грача, скворца, ласточки, соловья.

2. Запись песен птиц.

3. Рисунок образца для выкладывания птичьей стаи из счетных палочек.

4. Рисунок для пальчиковой игры «Птица».

5. Рисунок для пальчиковой игры «Птичка».

6. Пособие «Скворечник» с привязанным к нему на нитке или веревке скворцом.

7. Картинка «Где скворец?».

8. Плакат «Приметы весны».

9. Картонное или тряпочное солнышко.

10. Клетка с птицами (музыкальная).

11. Макеты деревьев (деревянные).

12. Две березки с листьями  ( из бумаги ).

Ход занятия.

      1.  Организационный момент.

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Ой, а солнышко наше спит.

Давайте его разбудим потешкой:

Солнце ясное покажись,  (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное нарядись.

Платье алое надень  (Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

Переворачиваем солнышко.

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

Назовите приметы весны.

Кто весной прилетает с юга?

Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.

Включаем музыку.

     2.  Ответы на вопросы.

Как называются эти птицы? (Перелетные).

Почему их так назвали? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка, соловей. При ответе на этот вопрос дети могут смотреть на картинки).

Каких перелетных птиц вы видели?

Голоса каких перелетных птиц вы слышали?

     3.  Грачи летят.

Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая.

Показываем рисунок.

Сейчас мы с вами с помощью счетных палочек выложим целую стаю грачей.

Сколько птиц на картинке?

Сколько палочек нужно для того, чтобы выложить одного грача? (2 палочки)

Сколько птиц вы хотите сложить?

Сколько палочек вам для этого потребуется?

Молодцы, у нас получилась большая стая птиц.

 4.  Пальчиковые игры «Птица» и «Птичка».

Вот он, грач-

Проворный, черный,

Кричит «крак – крак»,

Всем червякам – враг!

(Перекрестить руки в запястьях и помахивать кистями рук, как крыльями.

Дети повторяют движения и звукоподражания.)

Вслед за грачами спешат домой из дальних стран соловьи, ласточки, скворцы.

Игра «Птичка».

Птички летят, спешат-

Домой хотят.

(Развернуть руки ладонями к себе, перекрестить ладони и зацепить их одна за другую большими пальцами – это будет «головка» птицы. Помашем пальцами рук, как крыльями. Дети повторяют движения).

     5.  У скворечника.

Что станут делать перелетные птицы, когда вернутся домой? (Вить гнезда, откладывать яйца, выводить птенцов).

Как называется этот домик? (Скворечник.)

Для каких птиц люди делают скворечники?

Почему люди строят жилища для скворцов и развешивают их на деревьях около своих садов и огородов? (Скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых.)

Возьмите свои скворечники.

Сейчас будем работать вместе со мной.

Вот сейчас в наш скворечник прилетит хозяин – скворец. (Показываем фигурку скворца, привязанного на нитке к скворечнику, а до этого момента она была спрятана за скворечником.)

 

Работа по картине со скворечниками.

Скворец к скворечнику подлетел. ( А)

Скворец в скворечник залетел. (Б)

Где скворец?

Он скворечник осмотрел. (Вынуть птичку из скворечника.).

И вылетел из него довольный. (В)

Сел скворец около скворечника. (Г, на палочку около отверстия скворечника).

И весеннюю песню запел. (Можно посвистеть.)

Песню спел и полетел

Взлетел над скворечником. (Д)

Пролетел под скворечником. (Е)

И сел отдохнуть на скворечник. (Ж)

Воспитатель еще раз повторяет все действия вместе с детьми, а ребята сами комментируют.

     6.  Подвижная игра «Стайка».

Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают. (2-3 раза.)

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом у круг.)

     7.  Птенчики.

Для скворцов люди сами делают скворечники. А где же живут остальные птицы? (Птицы сами вьют себе гнезда.)

Из чего птицы строят свои гнезда? (Из веток, травы, мха, глины.)

Давайте изобразим птичье гнездо с помощью пальчиков.

Пальчиковая игра «Гнездо»: сложить ладони в виде чаши.

Что птицы откладывают в свои гнезда? (Яйца.)

Пальчиковая игра «Яички в гнездышке»: обхватить левой ладонью сложенные в щепоть пальцы левой руки.

Считаем вслух пальчики и говорим, что в нашем гнездышке лежат 5 яичек.

Положите в свое гнездышко 3 яичка.

Сколько яиц снесли птички в ваших гнездышках?

Что потом будет с яйцами? (Из них вылупятся птенцы.)

Птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть.

Что будут делать птицы-родители? (Кормить своих птенцов.)

А  давайте поиграем в «птенчиков».

Вы будете птенчиками, а я мамой-птицей.

Когда птенцы видят свою маму, они широко-широко открывают ротики.

Сейчас я буду вас кормить. Широко открывайте ротики.  (Подношу щепоть ко рту каждого из детей и, не прикасаясь, изображаю, что что-то кладу в рот. При этом говорю: «На тебе червячка, а тебе жучка, а тебе комарика, а тебе мошку, тебе мушку, а тебе бабочку». После того как дети-птенцы получат «корм», они могут закрыть рты.

Когда птица-мама улетает на поиски корма, птенцы не пищат, а тихо сидят – клювики закрывают и маму поджидают.

Давайте сделаем «Клювик»: вытянуть губы вперед в виде трубочки, как при произнесении звука  (У).

Попробуйте по моей словесной команде выполнять артикуляционные упражнения «Ротик» и «Клювик».

Начинаем: «Ротик, клювик, ротик, клювик, ротик, клювик».

Дети садятся за столы, где всё готово к рисованию 
Воспитатель вносит панно с изображением большой птицы с пышным белым оперением. 

- Дети, я хочу подарить вам, нашей группе птицу счастья. Чтобы каждый, посмотрев на неё, получил немного душевной теплоты, света, радости капельку счастья. Но за окном зима, стужа, и у природы сейчас нет ярких красок, красивых оттенков, чтобы разукрасить птицу счастья. Я предлагаю сделать это вам. Чтобы панно получилось действительно красивым, надо особым способом раскрасить перья птицы, подобрав цвета таким образом, чтобы они горели и переливались. (Воспитатель на двух - трёх примерах демонстрирует, как от сочетания отдельных цветов (голубой с жёлтым, красный с зелёным и т. д.) зависит выразительность «глазка», который можно изобразить в верхней части пера). Педагог раздаёт детям белые перья. 

Восп. - У птицы счастья дети, перья по окраске могут быть различными, но все они яркие, красивые, нарядные. Воспитатель предлагает детям подготовить руки к работе, размять пальчики. 

Пальчиковая гимнастика с прищепками. 

На каждое слово дети прищипывают прищепкой подушечку каждого пальца. 

Клюва длиннее 
Не видывал я, 
Чем клювы у аиста 
И журавля. 

Дети приступают к работе. 

3. Заключительная часть 
Расписанными детьми перьями педагог украшает хвост птицы и обратившись к двум - трём детям, просит объяснить, как им удалось добиться нужного результата и передать яркость оперения. 

Анализ детских работ. 

Восп. - Ребята, какая красота! Глядя на нашу птицу счастья, хочется верить, что и в наши края прилетит такая птица, расправит крылья, распустит свой хвост на весь вольный свет, и растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья, зацветут полевые цветы. А что ещё нужно человеку для счастья?!

     8.  Итог занятия.

Загадки:  

Кто без нот и без свирели

Лучше всех  выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?...(Соловей.)

Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины  (Ласточка).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет. (Скворец).

((По мере отгадывания загадок дети ладошкой показывают на определенную птичку на дереве, но там одна лишняя.)

Сколько птичек вы узнали?

Как называются эти птички?

Когда они к нам прилетают?

Пятая птичка тоже перелетная и с ней мы познакомимся на другом занятии.

Вы сегодня все очень хорошо работали. Давайте себе похлопаем.

(На музыкальной клетке включить звук, чтобы птички запели.)

Птички благодарят вас и просятся с нами на улицу.

Возьмем их с собой?

Тогда пойдемте  на прогулку и отпустим наших птиц.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...