Конспекты кружка "Юный эколог" (октябрь).
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Ильина Жанна Фёдоровна

Конспекты для работы с детьми старшей группы. Могут быть использованы воспитателями и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь

Конспект №5 «Грибное царство».

Цель: Развитие познавательного интереса детей.

Задачи:

Познакомить детей с грибами (как выглядят, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от  съедобных);

Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов;

Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вешенка.)

Содержание

Дети, вы знаете, что после зимы наступает весна, а вслед за летом приходит осень. А почему это происходит?

(Потому что Земля вращается вокруг Солнца и поворачивается к нему то одним, то другим боком.)

Вот и мы только что сказали Лету : «До свидания», а сейчас говорим: «Здравствуй , Осень!»

Послушайте стихотворение:

Разыгрался ветер на лесной  поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с берёзы золотистой пчёлкой

Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

Облетели листья клёна, клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

Дети, какие приметы осени вы знаете?

Ответы детей

(Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях.)

Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему?                   Ответы детей

Я приглашаю вас в осенний лес за грибами.

( В группе построен автобус из стульчиков, дети рассаживаются, звучит весёлая музыка.)

Вот и лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

* не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;

* срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

* не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;

* не собирать грибы у проезжей части;

* собирать только известные грибы;

* не срывать старые и очень маленькие грибы.

А вот и первый гриб. (игрушечный гриб боровик)

 Он хочет загадать нам загадку о себе.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы…      (боровик)

Верно, ребята, это боровик , Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. А ещё его называют белым грибом. Почему? (потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы)

Когда я была маленькой, мне было интересно знать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем чёрные. Она сказала: «Вот это белые грибы и подберёзовики. Белые не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберёзовики почернели, поэтому в народе их ещё называют чернушками. И все грибы темнеют, кроме белых, поэтому белый гриб ещё называют гриб-полковник».

 Гриб Боровик предлагает нам познакомиться с его друзьями.

Послушайте загадку:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик)

Почему его так называют?

Ответы детей

Вы правы чаще всего он растёт под осиной. Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.

А вот ещё один гриб.

Загадка:

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще.

(подберёзовик)

Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому - что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же всё-таки их различить? (на изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым).

А вот сразу несколько грибов, целая семейка.

Загадка:

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.  (опята)

Опята бывают летние и осенние. Растут обычно на пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.

Вот как много интересного мы узнали о грибах съедобных.

А какие грибы ещё бывают. (Несъедобные или ядовитые)

Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб?

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он в красной шляпке, на шляпке горошки…

(мухомор)

А вы, знаете, почему его так называют?  (потому что мухи его боятся и падают замертво от него) Лоси им лечатся, они проглатывают их целиком.

Какие ядовитые грибы вы ещё знаете? (бледная поганка, белая поганка, ложный опёнок).

Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. А что можно приготовить из грибов?

Наше небольшое путешествие подошло к концу спасибо тебе Боровик, а нам пора возвращаться.

Конспект №6 «Овощи».

Цель: Формирование обобщённых представлений об овощах.

Задачи:

Уточнить представления о многообразии овощей;

Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью;

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

Содержание

  1. Воспитатель приносит в группу поднос с овощами. Спрашивает, что на нём лежит и как всё это назвать одним словом (овощи). Откуда пришли к нам овощи? Где они растут? (на огороде) Кто выращивает овощи? Верно,  ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце – осенью получает урожай овощей.

 Овощи  - это плоды растения, его часть. Скажите, ребята, все ли овощи       растут на поверхности земли? Есть овощи, плоды  которых находятся в земле и называются корнеплодами.(дети называют овощи-корнеплоды)

Овощей много, все они разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.  Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность.

 Для чего люди выращивают овощи?

Все ли овощи одинаковы на вкус? Значит, они различаются и по вкусу.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на тёрке. Она вкусная и полезная». (морковь)

«Живёт дед – во сто одёжек одет, сверху лёгкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашёл?» (лук)

«Жёлтая, а не солнце, круглая, а не луна. Её и варят, и парят, и сырую едят, и сказки о ней говорят.» (репка)

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

(выполняются соответствующие движения)

  1. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Вершки и корешки». Берёт два обруча: жёлтый и синий, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. Воспитатель объясняет: в обруч синего цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч жёлтого цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются  и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.)
  2. Опыт: возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее.  Когда в одной из мисочек не станет воды, обсуждаем с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться?

(Капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то пришли на землю в виде дождя.)

Конспект №7 «Золотая осень».

Цель: Формирование   представлений  о пейзажной живописи.

Задачи:

Учить выделять средства выразительности;

Упражнять в подборе эпитетов, сравнений;

Воспитывать любовь к осенним явлениям природы.

Содержание

  1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень». Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и тёплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное  настроение. И не случайно, глядя на картину И. Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

…Небольшая речка спокойно несёт свои глубокие воды. Вода у берега тёмная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные  травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка всё светлее и светлее. По  берегам реки узкой каймой растёт побуревшая, а местами багряная трава птичья гречишка.  Красновато-розовый куст на тёмном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетённый умелыми руками крестьянской девушки. Молодые берёзы с тонкими стволами на левом берегу сплошь покрыты золотистой листвой. Солнечные лучи ярко освещают природу. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщённо, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зелёные ветви сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, тёмно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, тоже желтеющего берёзового леса. Луг на правом берегу реки также покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как регулировщик на посту, высокая берёза с золотой кроной.  В конце поймы реки, по берегу, выстроились ивы и берёзы. За  постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое, с лёгкой дымкой. Розоватые лёгкие облака плывут по тёмно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности всего пейзажа. Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания  поля, построек, дальнего леса очень чётки и ясны.

Вопросы:

  1. Какой период осени изобразил Левитан на этой картине? Что в ней особенно красиво?
  2. Почему осень называется золотой?
  3. Объясните выражение «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?
  4. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
  5. Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите.
  6. Какие деревья остаются зимой зелёными? Покажите их на картине.
  7. Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.
  8. Почему окраска у них разная? Почему вода в речке у левого берега тёмная, а дальше становится светло-голубой?
  9. Что видно на высоком берегу вдали?
  10.  Чем осенью может быть засеяно поле?

Сюжетно-ролевая игра «Магазин  Овощи-фрукты »

Конспект №8 «Дом под крышей голубой».

Цель: Знакомство с понятием, что природа – это наш общий дом.

Задачи:

Учить  детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы;

Составлять небольшие рассказы на тему: « Я путешествую на облаке»;

Воспитывать любовь к  природе, умение сопереживать.

Содержание

Воспитатель читает стихотворение «Дом под крышей голубой»:

Словно крыша над землёю,

Голубые  небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса,

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты. (В.Орлова)

Воспитатель: Что такое природа?

 Ответы детей

Правильно солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы  и т. д.

А что нельзя назвать природой?  (То, что сделано руками человека.)

А машина есть в природе? Нет, потому что она сделана руками человека, а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек,  - это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

Люди часто придумывают такие вещи, которые похожи на «природу». Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы. На  столе лежат картинки, помогите мне разделить. На правою сторону доски прикрепите живую природу, на левую – неживую Природу.

Дети расставили и объясняют: живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается и умирает.

Дети посмотрите, к нам в гости пришёл старичок - лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет.

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если не природа, то почему так думают (потому что сделано руками человека). Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая).

Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Это дом – Природа.

Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос. Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?

Ответы детей.

Правильно человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

А в группе у нас есть природа?

Ответы детей. (растения, вода, воздух, солнечные лучи).

От чего в вашем доме бывает светло?

Ответы детей. (свет идёт от лампы).

А что можно сравнить с лампой в природе? Правильно солнце.

Но солнце не только светит, но и греет. Его можно сравнить с домашними обогревателями,  с плитой или батареей.

В природе идёт дождь. – В нашем доме есть душ.

В природе ветер. – В доме – вентилятор.

В доме есть пол. – В природе под ногами земля, почва.

В доме на пол стелют ковёр. – На земле растёт трава.

В обычном доме ест каменные и деревянные стены. – А в природе –горы и деревья.

У нас горит пламя на газовой плите. – А в природе огонь вырывается из вулкана.

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах. – А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

В природе дикие животные. –  В обычном доме  - домашние.

Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

Воспитатель читает стихотворение:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком – мишкой –

Облако – лось.

А ветер гонит, гонит

Торопит облака:

То с налёта тронет,

То шевельнёт слегка.

Дети, мы с вами на прогулке наблюдаем за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.

На нашем воображаемом небе тоже плывут облака. На кого они похожи?

Дети фантазируют: на кого похожи облака и куда они отправляются.

(Дети составляют рассказы о своём путешествие на облаке.)

Воспитатель:

Под одною голубою

Общей крышей мы живём.

Дом  под крышей голубою

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло,

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Отчет по экологии (октябрь).

Отчет по экологическому воспитаннию воспитанников младшего дошкольного возраста....

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...