НОД "Живая аптека"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ирина Александровна Шурховецкая


Конспект по окружающему миру для детей средней группы на тему: "Живая аптека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы:

«Живая аптека»

Программные задачи: Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине. Закреплять знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы). Учить детей готовить настой. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Методы и приёмы: Вопросы, рассматривание, описание, наблюдение, игра, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.

Обогащение словаря: Лекарственные растения (каланхоэ, алоэ, толстянка ,традесканция, бриофиллюм, календула, мята, ромашка, одуванчик), аптека, настои, ополаскивать, ангина, ожоги, ушибы, клумба, прозрачная, бесцветная.

Предварительная работа: Рассматривание лекарственных растений, чтение и заучивание стихов о растениях, дидактическая игра « узнай по описанию».

Материал: Иллюстрации лекарственных растений, книга, стакан, горячая вода, атрибуты к дидактической игре.

 

Ход занятия:

Стук в дверь групповой комнаты.

В.: Ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. Это зайчик из леса принес нам посылку. А хотите узнать, что в ней интересного?

Воспитатель открывает посылку и достаёт книгу.

- Посмотрите, какая красивая, удивительная книга (открывает). Эта книга познакомит вас с лекарственными растениями.

Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?

Д.: Потому что они лечат людей от разных болезней.

В.: Молодцы, правильно. К лекарственным растениям относятся: одуванчик, календула, подорожник ромашка. А  также комнатные растения: каланхоэ, алоэ, толстянка ,традесканция, бриофиллюм, календула, мята.  В нашем краю много полезных трав растет, которые помогут человеку справиться с той или иной болезнью.

- Ребята, а вы знаете, что такое аптека?

Д.: Это там где продают таблетки.

В.: А что значит «Зеленая аптека».?

Д.: Это где продаются лекарственные травы.

В.: Для всех нужна зеленая аптека. Посмотрите, как много вокруг нас растет лекарственных трав. Вот одно из них, отгадайте, что это:

 На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки, ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

 Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика.

В.: Это красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?

Д.: Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья, и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темного цвета. Цветок похож на солнышко.

В.: А чем растение полезно?. В листьях одуванчика есть много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.

- Ребята, а кто знает стихотворенье об одуванчике?

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У  него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

 

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

(Дети стоят в узком  кругу, спиной  к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.

В.: Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадки:

1. Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

 

2. Стоят в лугах сестрички:

Золотой у них глазок,

Белые реснички.

(Ромашки)

Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку.

В.: Это также нужное и красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?

Д.: Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, на речке. У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая.

В.: а вы знаете, что ромашка лучше всех помогает при ангине. Настоем можно полоскать горло, промывать глазки, носик.

- Пожалуйста послушайте ещё одну загадку:

Я совсем не царапучий,

И не жгучий, не колючий.

На ромашку я похож,

Только жёлтый, ну и что ж?

Вот когда я отцвету,

Ноготками обрасту.

(Календула, ноготки)

Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение календулы.

В.: Кто из вас помнит, как в народе называют растения?

Д.: Ноготки.

В.: А почему его так называют?

Д.: Потому, что семена, которые люди собирают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.

В.: Кто желает рассказать об этом ярком растении?

Д.: Календула растет на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок.

Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые.

В.: Ноготки применяют для заживлении ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке.

- Ребята, а кто знает стихотворенье о календуле?

Д.: Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,

В народе просто- «НОГОТКИ»,

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять-

Можно горло полоскать.

Ноготки должны помочь-

Уходи ангина прочь!!!

В.: Ребята какие вы молодцы, как много знаете о лекарственных травах, о их пользе для человека.

Воспитатель предлагает детям выбрать пакетик с лекарственной травой.

В.:А теперь я хочу узнать, какое растение выбрал каждый из вас?

Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения. Воспитатель предлагает детям приготовить настой из лекарственных трав.

В.: с помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем стакан. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий корни одуванчика. Заливает горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, и ждём пока настоится.

- Что происходит? (наблюдаем)

Д.: Вода меняет цвет.

В.: А почему вода изменила цвет, что это значит?

Д.: Потому, что растения отдают воде свой цвет.

                                        традесканция

В.: Правильно, а еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.

                                         традесканция

                                     календулакалендулаhttp://plantus.ru/sites/default/files/imagecache/120x80/1279778135_big_2.jpg

 Красула толокнянкаhttp://www.floralworld.ru/gallery/albums/userpics/10001/Crassula_portulacea_2008-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....