Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание» Тема: «В мире камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Голотова Ольга Александровна

Предложеный материал позволяет детям с помощью опытно-экспериментальной деятельности изучить свойства, строение, особенности камней. В данном занятии использована технология моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_mire_kamnya.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы по образовательной деятельности «Познание»

Тема: «В мире камней»

                                 

Составитель:

Воспитатель ГБДОУ № 39

Голотова

Ольга

Александровна

Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы, а именно, к камням.

Задачи: 

  • Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
  • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение;
  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
  • Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)
  • доказать свойства камней экспериментальным путём;
  • развивать исследовательские навыки;

        

Оборудование: 

Подносы с различными камнями и куском пластилина, лупы, бумага и простые карандаши.

 Предварительная работа:

За несколько дней до занятия в группе выставляется коллекция камней, дети ее рассматривают.

Ход занятия: 

Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы - в учёных. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: Это камень. Это разные камни.

Воспитатель: Правильно.

Ребята, а вы знаете, что значение камня в жизни человека очень велико. Камень появился гораздо раньше всего живого на земле и оставил важный отпечаток в развитии человека.

Из камня были сделаны первые: жилища человека, орудия, очаг, мукомол, древние украшения, игрушки, краски   и многое другое.

А теперь проходите и садитесь за столы. Ребята, это - исследовательская лаборатория, а вы учёные - исследователи.
Мы будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями.

Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями.

Итак, перед вами подносы, скажите, пожалуйста, что на нём лишнее?

Дети: пластилин…

Опыт 1.  Твёрдость камня.

Воспитатель: Возьмите в правую руку камень, а в левую – пластилин и сожмите крепко-крепко. Что произошло?

Дети: Пластилин изменил  форму, а камень – нет.

Воспитатель: Теперь вам понятен смысл выражения: «Твёрдый, как камень»?

Вывод: камень твёрдый и не может менять форму.

Опыт 2.  Определение характера поверхности.

Воспитатель:  Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

Дети: гладкие, шершавые…

Закройте свои глазки, и попробуйте найти среди своих камешков самый гладкий.

Дети выполняют.

А теперь с закрытыми глазами найдите самый шершавый камень.

Дети выполняют.

Выстройте ваши камешки в ряд от самого шершавого до самого гладкого.

Дети выполняют. Делают вывод.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт 3.    Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

Воспитатель объясняет правила пользования лупой.

Дети рассматривают свои камни.

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. А давайте, сделаем отпечаток понравившегося вам камня на пластилине.

Дети выполняют.

Воспитатель: Теперь рассмотрите получившийся отпечаток в лупу и зарисуйте его на бумаге.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка
(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает
, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает,
(встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.
(часть детей отходят в сторону)

Опыт 4.    Определение температуры.  

Воспитатель:  Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее?

Дети выполняют. Делают вывод.

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт 5.    Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт 6.    Определение размера.

Воспитатель:  Все камни одинакового размера?

Дети: Нет.

Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Выложите свои камешки в ряд от самого маленького до самого большого. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  

Дети выполняют. Делают вывод.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт 7.    Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Заключение:

Воспитатель: Ребята! Вы – молодцы! Вам понравилось делать опыты? Давайте подведём итог. Что же мы узнали с помощью экспериментов? Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней?

Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах. С опорой на зрительную схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы – «Насекомые весной»

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы – «Насекомые весной»(интеграция образовательных обл...

Организованная образовательная деятельность «Подснежники» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный конспект занятия разработан по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Целью, которого является формирование интереса к созданию изображения, используя различные художест...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы на тему: «Путешествие на остров правильной речи»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий  для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...

Конспект образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы. Тема: Птицы и животные весной

Конспект образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы. Тема: Птицы и животные весной....