Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:"Большое путешествие по Африке".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshoe_puteshestvie_v_afriku.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности

воспитателя МБДОУ №359 г.о. Самара Абаимовой Л.Н

с детьми подготовительной группы

  Тема: «Большое путешествие по Африке».

Цель: способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков.

  1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
  2. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.
  3. Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.
  4. Упражнять в образовании сложных слов, притяжательных, прилагательных, в подборе существительных и прилагательных, в образовании приставочных глаголов.
  5. Закрепить представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (закрепление видов транспорта)
  6. Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах (правила поведения на корабле. ОБЖ)
  7. Научить детей произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций (релаксация для мобилизации обучать приемам само расслабления)
  8. Развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, активизировать моторику рук.
  9. Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Оно должно проходить легко, непринужденно.
  10. Настраивать детей друг на друга,создавать положительный фон в группе.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами интересное, необычное занятие.

Послушайте, что я вам расскажу:

“Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок мне привез.
Сидит она, тоскует
Весь вечер на пролет
И песенку такую
По-своему поет:

“На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подружки,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей”

Видите, ребята, обезьянка какая грустная, невеселая, она тоскует, очень хочет на свою родину.

А если она вернется на свою родину, какое у нее будет настроение?

Давайте с ней поздороваемся, познакомимся.

Ребята: “Здравствуй, обезьянка.

Обезьянка: “Меня зовут Микки”.

Меня зовут Коля, а меня Катя и т.д.

Воспитатель: “Вот мы и познакомились”. Давайте покажем, какие мы.

(пальчиковая гимнастика “Дружные ребята”).

“Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики

1,2,3,4,5..

Начинай считать опять.

1,2,3,4,5…

Мы закончили считать”.

Воспитатель: Вот мы и подружились.

Теперь мы дружная команда. (Давайте все обнимемся, друг другу улыбнемся)

Поможем, ребята, обезьянке Микки вернуться на ее родину?

Дети: Да!

Воспитатель: А знаете ли вы, где живут обезьяны?

Дети:  В Африке.

Воспитатель: Ребята, скажите какое время года сейчас?

Дети: Лето.

Воспитатель: Да, за окном мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело, мы поможем нашему другу - обезьянке.

Попробуйте сами найти Африку на карте. (Показ детьми Африки по карте).

Воспитатель: На глобусе? (Дети показывают Африку на глобусе).

Воспитатель: Послушайте наш маршрут:

“Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре,
Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо.”

Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.

Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?

Дети: Жёлтый цвет обозначает песок.

Воспитатель: Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.

Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Африки?

Дети: На корабле.

Воспитатель: Правильно! Но кто был внимательным, тот скажет, на чем мы отправимся в путешествие?

Воспитатель:Где бы человек не находился; он должен соблюдать определенные правила. Для чего?

Дети: Чтобы уберечь от опасности, чтобы не мешать другим людям работать или отдыхать.

Воспитатель: Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле?

Дети: Не перегибаться через борт.

Воспитатель: Итак, в путь! Плыть предстоит несколько дней.

Как вы думаете, почему так долго?

Дети: Путь не ближний, да и идет корабль сравнительно медленно.

“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.

Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.

Воспитатель: Вот мы и добрались до Африки. В Африке много пустынь.

Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)

Воспитатель: Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.      

Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)

Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.

Как же они обходятся без воды? (ответы)

Воспитатель: У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.

Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей).

Кажется, в пустыне не может быть животных.

Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.

“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.

Кто это? (показ иллюстраций)

Дети: Верблюд.

Воспитатель: Верблюда называют кораблем пустыни.

Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)

Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне?

Дети: Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

Воспитатель: Песок очень горячий, что обжигает ноги.

Чем защищены они у верблюда? (копытами)

Воспитатель: Какие они у верблюда? (На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку).

Воспитатель: Людей от песчаного ветра защищают белые и плотные одежды. Они заматываются в них с головы до ног.

Объясните, почему одежда должна быть плотной?

Дети: Чтобы не пропускать тепло с улицы к телу человека.

Воспитатель: Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность.

Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Нет деревьев, растительности, бананов.

Воспитатель: Скажите, а где могут жить обезьяны?

Дети: В джунглях, тропиках.

Воспитатель: Давайте отправимся дальше.

Садитесь на верблюдов, поедем дальше и послушаем. (имитация поездки) Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации).

Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады.

Вода здесь ценится на вес золота. Современная техника позволяет во многом решить проблему нехватки воды (строят каналы, водохранилища).

Люди берут оттуда воду для полива и выращивают на обширных полях богатые урожаи.

Ребята, отдохнем на берегу озера!

Дети: Да.

Воспитатель: Наша обезьянка Микки тоже очень хочет передохнуть.

Давайте искупаемся, позагораем. (купание)

Релаксационная гимнастика “Волшебный сон”

Веселье, бодры мы снова и к занятиям готовы.

Воспитатель: Ну, вот передохнули, отправляемся дальше, нас ждут автомобили.

Возьмите “рули” управления! Поехали. (делают небольшой круг и по кругу 2-3 раза). Пустыня осталась позади.

Впереди - Африканская саванна (показ иллюстрации).

Чем покрыта земля в саванне? (травой).

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации). Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Воспитатель: Ствол баобаба перенасыщен водой.

Зачем это дерево накапливает воду?

 Дети: Чтобы в засушливый период питаться своими запасами.

Воспитатель: Летом баобаб сбрасывает листья.

Как вы думаете, зачем? (чтобы меньше испарялось воды).

Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык.

Что за зверь рычит? (показ иллюстрации).

Дети: Лев.

Воспитатель: Это царь зверей – лев.

Почему льву важно быть незаметным?

 Дети: Он хищник, выслеживает добычу.

На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы Тяжелы, неторопливы, склонны к царственной лености.

А чем внешне отличаются львы от львицы?

 Дети: У льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет.

На кого охотятся львицы?

 Дети: Их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели.

Воспитатель: В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.

Как же животные спасаются от хищников?

 Воспитатель: Зебры, газели, антилопы очень быстро бегают.

Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра).

Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.

Что делать зебре? (защищаться)

Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.

Ребенок:

“Тут входит голову задрав
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного).

Воспитатель: В саванне живет самое высокое животное на земле.

Почему же жираф выглядит гордо и важно?

Дети: У него длинная шея, ноги.

Воспитатель: Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея?

Дети: Легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья.

Воспитатель: В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

“И петь не поет.
И летать не летает…
За что же народ
Его птицей считает?” (Б.Заходер)

Кто же это? (страус) (показ иллюстраций)

Почему же его считают птицей?

Дети: У страуса есть крылья, но служат ему украшеньем.

Воспитатель: Страус хоть и птица, но летать не умеет, зато очень быстро бегает. Ноги у него сильные, хороший слух и зрение. На голове, как у всех птиц – клюв.

Ребенок:

“Есть очень много рогачей
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове
А у него лишь на носу” (
носорог, показать)

Воспитатель: Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета.

А что у него на лбу? (рог)

Плохо приходится тому, кто встанет на пути, в гневе носорог может сокрушить кого угодно. Но стоит при приближении животного отойти немного в сторону и носорог промчится мимо, видит он плохо. Днем носороги спят в зарослях, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них превосходный, а едят они траву, листья, корни растений.

А вот Африканские гиганты.

Узнали вы их? (слоны, показать)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона?

Дети: Нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится.

Воспитатель: Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон?

Дети: С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет.

Воспитатель: В саванне есть небольшое озеро – это водопой.

Что такое водопой?

Дети: У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться.

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя.

Кто это? (бегемот)(показать иллюстрации)

А наше путешествие продолжается.

Что мы видим еще на карте коричневого цвета? (показываю горы)

Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы.

Это – Килиманджаро. (показываю на карте).

Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.

Воспитатель: “А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…” (крокодил) (показать)

По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.

Посмотрите, ребята, как повеселела обезьянка Микки. Чему радуется обезьяна?

Вы не догадываетесь, почему?

Дети: Она вернулась на родину, здесь ее подруги; растут бананы.

Воспитатель: Давайте вместе с обезьянкой проведем физкультминутку “Обезьянка” (имитируют)

Обезьяна: Большое спасибо ребята, что помогли мне вернуться домой в джунгли, я бы никогда без вас не добралась. Теперь я быстро найду своих подруг, взобравшись по лианам на высокие деревья. Ведь мы любим резвиться, висеть на хвостах, качаться, прыгать по деревьям.

Воспитатель: Ребята, смотрите, как ловко обезьянка взобралась на пальму, давайте и мы с вами попробуем взобраться по лианам на пальмы (проведем пальчиковую гимнастику).

Пальчиковая гимнастика “Лианы”

“Там, где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы,
Есть и гориллы орангутанги”.

Воспитатель: Ой, ребята, а куда же делась обезьянка? Пока мы с вами веселились все звери спрятались и оставили только свои морды. (показать маски животных)

Отгадайте, где чья морда? (львиная, крокодилья, обезьянья, слоновья, тигриная, черепашья).

Посмотрите, какие разные звери.

Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).

Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

Отгадайте, про что можно сказать?

Слоновый…(хобот, хвост)

Носорожий ...(рог)

Львиная…(пасть)

Жирафья…(шея)

Страусинные…(перья)

Крокодиловые…(яйца)

Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)

Черепаха заползла за камень, а потом из-за него…(выползла)

Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда…(вырыл)

Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева…(слезла)

И передвигаются все по-разному.

Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)

А носорог? (ходит)

А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)

А черепаха? (ползает)

Давайте же поиграем в игру “Зоркий глаз”

Отгадайте, каких животных вы видите? (2 картинки)

Какие звери спрятались на картинке, (10 животных)

Теперь знаете хорошо обитателей Африки.

Воспитатель: Ой, смотрите, обезьянка передала вам свои подарки в корзинке. За то, что вы помогли ей вернуться на родину и найти своих подруг.

А, что это? (читаю записку из корзинки)

Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли мне, я очень надеюсь что вам понравилось путешествие по Африке, что вы узнали много интересного и многих обитателей Африки. Я очень надеюсь, что вы тоже знаете и тропические фрукты! Если вы их правильно назовете и отгадаете на вкус, то сразу же окажетесь в своем детском саду. Желаю успеха! До свидания обезьянка Микки (показ муляжей тропических фруктов). Отгадывают фрукты (апельсин, лимон, банан, кокос, ананас).

Воспитатель: Посмотрите, обезьянка была права, Ведь фрукты действительно оказались настоящими.

Давайте теперь посмотрим, сможете ли вы узнать их на вкус? (пробуют по одному и отгадывают). Ну, вот мы и оказались в детском саду.

ИТОГ:

Воспитатель: Подойдите к столу и скажите, понравилось вам наше путешествие?

Где мы побывали? (перечисляют)

 Теперь давайте расселим животных Африки по местам их обитания (расставляют животных). А сейчас, нарисуйте любое понравившиеся вам животное.

Дети рисуют животных Африки.

Воспитатель: Скажи, Вова, почему ты нарисовал льва?(ответ ребёнка) и т.п.

На этом наше занятие закончилось. На следующем занятии мы узнаем, как живут животные Севера. Узнаем,чем они питаются, как выглядят. А пока до свидания Африка. До скорых встреч на Севере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи"

Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи»   в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи".Целью НОД явля...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.

: воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремленность, сосредоточенность, любознательность....

конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе по теме: "Космическое путешествие"

Данное занятие было проведено с детьми подготовителной группы.Дети отправились в космическое путешествие, оказавшись в роли спасателей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему: "Морское путешествие".

  Это комплексное итоговое занятие по ФЭМП. Дети обощают знания и закрепляют умения пройденному материалу: умение считать, решать примеры, называть геометрические фигуры; развивают смекалк...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.Разработал: воспитате...