«Влияние природы на нравственное развитие детей».
статья (окружающий мир) по теме

Сергеева Ирина Сергеевна

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец , и мучительное желание найти волшебные слова ,которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_prirody_na_nravstvennoe_razvitie_rebenka.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние природы на нравственное развитие детей».

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец , и мучительное желание найти волшебные слова ,которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущие.

Природа - не беспредельный склад , запасы её истощимы , поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной : охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«лакают» котенка и пр.)

Иногда ошибочно думают, то эмоциональное воздействие природы является естественной основой для положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, то голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла»

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство,  предполагающее активную, действенную позицию  ребёнка.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы(«Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в ежедневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», Посей овёс для корма птиц» и т. п.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребёнку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.

Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить с лекарственными растениями, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как  мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила общения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе с другими занятиями: чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием.

Взрослый создаёт условия для того, чтобы знания детей были полными и  глубокими и  правильно применялись ими в различной деятельности.

Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечерами дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, А.И.Куинджи, К.Ф.Юона, А.А.Пластова и других художников.

Полезно в доме иметь кого-нибудь из животных: собаку, кошку, рыбок, цыплят и других животных. С животными ребёнок может эмоционально общаться: играть и разговаривать.

При этом родители являются для детей примером заботливого и внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребёнком поручения по уходу за ним .

Вы пришли с ребёнком в осенний лес. Спросите его, какой лес ему нравится больше - осенний или летний? Почему? Какими бы красками он воспользовался, если бы был художником и рисовал картину об осеннем лесе?

Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Правила передаются дошкольникам и в конкретной ситуации, при помощи объяснения матери и отца, и в результате влияния художественной литературы.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника».

Консультация для родителей на тему «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника».      В работе с родителями по данной теме педагог должен решить следующие задачи:1....

Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить чело...

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Влияние сказок на нравственное развитие детей.

Влияние  сказок  на  нравственное  развитие  детей....

Влияние сказок, на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Влияние сказок, на нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...

Влияние природы на нравственное развитие ребёнка

Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать любовь к природе это...