Главные вкладки

    Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни
    статья по развитию речи (младшая группа) на тему

    Амосова Мария Николаевна

    Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу­дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность вос­питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду­ховному и нравственному прогрессу»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл amosova_m.n.docx32.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад общеразвивающего вида №1»

    ДОКЛАД

    по теме:  «Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни»

    Подготовила:

    воспитатель

    Амосова М.Н.

    г. Усолье-Сибирское, 2014г.

    Воспитание ребенка это ежедневный труд, в процессе которого мы - взрослые формируем личность ребенка. Одним из качественных показателей сторон личности, является нравственное развитие ребенка, под которым понимается  формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

    Особо важным будет являться то, если главными двигателями нормативного поведения ребенка станут не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому человеку,  эмпатия, ценность совместной деятельности со сверстником и взрослым.

    Социально-нравственное развитие  ребенка  младшего дошкольного возраста пронизывает все сферы его деятельности: когда он играет и общается  со сверстниками, во время  приема пищи, когда участвует в беседах, праздниках, наблюдает за поведением взрослых и т.д., а  так как у ребенка не накоплен жизненный опыт, то  он не всегда может сориентироваться в вопросах правильного поведения и понимания «что такое хорошо» и «что такое плохо».

    Поэтому нам - взрослым,  необходимо при помощи различных форм, приемов, средств методов работы обогащать жизненный опыт и влиять на социально-нравственное развитие ребенка.  Организуя воспитательно-образовательный процесс с детьми 4-го года жизни, мы должны решать следующие задачи:

    1. Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми.
    2. Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям.
    3. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей.
    4. Развивать умение передавать эмоциональное состояние в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников, в общественных делах, играх, совместных праздниках.
    5. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
    6. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду
    7. Формировать представление детей о людях, об особенностях их внешнего вида, об отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступков детей, о семье и родственных отношениях.
    8. Расшироить представление детей о детском саде и его ближайшем окружении.

    Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам.  Неоценимую помощь   в этом вопросе оказывает сказка,  где отличительной особенностью является то, что основная её мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности», то есть  путем развёртывания конкретных фактов, событий, что позволяет ребенку   четвертого года жизни делать обобщения и выводы, так как в отличие от старшего дошкольника, который может  оперировать отвлеченными понятиями,  ребенок младшего дошкольного возраста  мыслит наглядными  образами и конкретными представлениями, ему присущи образность и конкретность мышления.

    Герои сказок являются  выразителями идеи и представляют собой живые фигуры, взятые из реальной  действительности. Как правило, их отличает ярко выраженная  черта характера - доброта, трусость, смелость - сказка выявляет эту черту в  полной мере. Все поступки, поведение героя подчинены характеризующей его  особенности. Такая ясная, несложная характеристика положительных и отрицательных героев  вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, тем самым, усиливает свое воспитательное влияние, так как интенсивность  переживаний детей находится в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразия приключений, которые испытывают её герои - это помогает детям разобраться в сущности происходящего между персонажами  конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их  поведению, таким образом, эмоции позволяют ребенку понять идею сказки, а именно  то, чему она учит. Постепенно, в процессе накопления читательского опыта, бесед, которые организует воспитатель после прочтения сказки, у малышей формируется первоначальное понимание нравственных норм, появляются моральные суждения и оценки, которые в дальнейшем выражаются в симпатии (антипатии), эмпатии, сочувствии и сопереживании другому человеку, нежности, любви к близким, в чувстве вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения, ребенок   способен объяснить, почему кого-то можно назвать жадным, злым, добрым, невежливым, одним словом, ребенок благодаря сказке учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.

    Хотелось бы отметить, что для детей четвертого года жизни наиболее доступны для понимания сказки о животных, так как их композиция отличается простотой построения. Как правило, в каждой  из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с  другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так,  колобок каждый раз поёт одну и ту же песенку; в сказке, «Теремок» каждый  персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто в тереме живет?», подобное построение сказок облегчает малышам их восприятие. Герои в сказках о животных преподносятся в интересных, выразительных  поэтических образах. Например: петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в  прямом значение этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери  сильнее его - выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него  отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание малышей: он  идёт с косой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок - золотой  гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из  которого выходит победителем. Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он  трудолюбив, рассудителен, не оставляет товарища в несчастье.

    Сказка для ребенка это не просто вымысел и фантазия - это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме, дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувства ми как: жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те  уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь для больших  и  маленьких. Для детей это не с чем несравнимые уроки нравственности, для  взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное  для взрослых воздействие на ребенка. Сказка  не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,  «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании  всегда заложен урок, который малышам удается уловить, а затем перенести в свой жизненный опыт. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,  трудолюбивыми, сказка  «Маша и медведь» предостерегает: в лес, на улицу, одним ходить  нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат  дружить. Наказ слушаться родителей и старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавель», «Лиса  и тетерев».

    Одним из признаков настоящей сказки является – хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Ребенок приходит к выводу, что все испытания, которые выполи на  долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через  все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе! Эмоционально заряжаясь, сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрее увереннее в себе, восприимчивее к людям, к   окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какой ты есть.

    Читая малышу сказки, мы формируем у него естественный и стойкий интерес к  книге, представления о правильной, красивой литературной речи, вкус к  родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить  этот момент - и понадобятся годы, специальные методики и прочие  педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так  легко - достаточно просто читать ребёнку сказки.

    Малыши, узнавая сказочных персонажей, примеряют к себе тот или иной образ, выбирают модель поведения понравившегося героя (как показывает практика у мальчиков это чаще всего положительный персонаж, который совершает героические поступки, у девочек прекрасные принцессы).  Нам - взрослым остается только направить энтузиазм ребенка в правильном направлении и можно организовывать любой из моментов образовательного процесса.

    Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

    Список литературы:

    1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.
    2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
    3. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; под. ред. Ветлугиной Н. А.
    4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
    5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 361.
    6. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 1972. - 144 с.
    7. Ушинский К.Д. Соч., т. 9. -М, - 1950. - 775 с.
    8. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. -М.- 1986.
    9. Бархатова "Воспитание культуры поведения". // Д/в №11 - 1989.
    10. "Беседы на этические темы". // Д/в №4 - 1988.
    11. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 1997.
    12. Буре Р. С., Островская Л.Ф. "Воспитатель и дети". - М., 1985.
    13. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 1984.
    14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева и др. - М.: Детство-Пресс, 2011
    15. Зернова "Воспитание любви и уважения к книге". // Д/в №6 - 1989.
    16. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

    Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

    Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни

    В данной статье рассматривается влияние педметно-пространственнаой среды на развития детей четвертого года жизни. Правильно организованная развивающая среда представляет собой систему условий, которая...

    Игровые приемы речевого развития детей четвертого года жизни

    Игровые приемы речевого развития детей четвертого года жизни Развитие речи является одной из самых сложных задач в 21 веке. Очень часто в наше время мы сталкиваемся с тем, что дети говорят ...

    Особенности развития детей четвертого года жизни

    Особенности развития детей четвертого года жизни...

    Доклад на педагогическом совете "Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании"

    Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании...

    Сообщение на тему: «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни».

    Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

    Конспект по речевому развитию детей четвертого года жизни. Тема: «Лесные животные»

    Конспект по речевому развитию детей четвертого года жизни.Тема: «Лесные животные»...