Экологический проект "Лягушки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Долгосрочный экологический проект для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_lyagushki.docx504.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Лягушки»

Экологический проект

                                                                           

для детей старшего дошкольного возраста

Лягушка

                                                                                                                                                                                                                                                   

     Составила

      Павлухина Елена Алимовна,

воспитатель МБДОУ

комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района

                                                                                    Саратовской области

Экологическая проектная деятельность в детском саду

    В последние десятилетия наблюдается повышенный  интерес к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в дошкольных учреждениях.

    Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

    В нашем дошкольном учреждении МДОУ № 77 разрабатываются экологические проекты для более  полного и тесного единения детей с природой.

Экологический проект «Лягушки»

Цель: Формировать у детей «экологическое чувство». Чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом». Прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.

Задачи:

- расширить у углубить представления о земноводных (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движение, рост, развитие, размножение);

- систематизировать и обобщить представления детей о цикличности роста и развития, об условиях необходимых для роста и развития на каждой стадии;

- углубить знания взаимосвязи и взаимодействии растений и животных в сообществах;

- Систематизировать и обобщить представления об условиях среды, к которым приспособились земноводные.

Проблема: Формирование представления о росте и развитии конкретного организма, как длительном процессе.

План экологического проекта «Лягушка» рассчитан на 1 год.

Вид проекта - долгосрочный, познавательный, фронтальный (коллективный).

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Продукты детской деятельности: рассматривание альбома с иллюстрациями о жизни лягушек . Создание альбома «Наши питомцы». Экскурсия к водоёму. Наблюдение за лягушками. Составление рассказов, сказок, «экологической цепочки».

Взаимосвязь проекта с другими видами деятельности

                     

Приложение № 4

   Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.

Содержание проекта

I этап (осень):

  Рассматривание альбома с изображением различных видов лягушек    

(Приложение №1).

  Поселить в террариуме пару лягушек. Они будут объектами для наблюдений и заботы детей в течение года. Объяснить детям, что лягушки, в свою очередь, проявляют заботу о детях (съедают насекомых: комаров, мух и др.).

  Все наблюдения необходимо заносить в альбом “Наши питомцы”. В нем можно указать название вида и дать имена лягушкам.

II этап (зима):

Нарисовать на первой странице альбома все, что нужно лягушкам для их  жизни (вода, солнце, песок, ил, насекомые и т.д.).

  На следующей странице дети нарисуют портреты своих лягушек. Здесь возможны варианты: портреты рисует каждый ребенок или выполняется коллективная работа.

  Для того, чтобы дети осознали параметры лягушек необходимо помочь им хотя бы схематично нарисовать себя рядом с ними. Подчеркните, что лягушка меньше ребенка, она маленькая и не всегда может себя защитить, поэтому необходимо по мере возможности, оберегать лягушек.

III этап (весна):

Стадии развития лягушки                                                                                  (Приложение № 2)

  Объяснить детям, что осенью лягушки зарываются в ил до весны. В апреле, сразу же после зимней спячки, лягушки мечут икру. Предложить детям (если есть возможность) рассмотреть икринки и зарисовать их в альбом.

  Головастики вылупляются уже на пятый день (понаблюдайте за ними и зарисуйте в альбом), а в лягушку головастик превращается через четыре месяца (зарисовать). Можно провести лепку на тему "Лягушонок". Весной провести экскурсию на водоем. Подходя к водоему, дети еще издали услышат громкие трели "болотных певцов", так в шутку называют болотных лягушек.

Подойдя ближе, посмотрите на квакающую лягушку внимательнее. По бокам шеи у нее раздуваются и опадают большие округлые пузыри. Наполняясь воздухом, они усиливают звук. Если бы их не было, лягушки не могли бы так громко квакать.

  Чтобы правильно рисовать лягушек дошкольники должны внимательно следить за изменениями в их жизни и обсуждать их вместе с воспитателям. Можно предложить игры: "Кто первым заметит, что лягушка изменилась" или "Кто найдет как можно больше изменений?".

После первой встречи с лягушками, когда дети придумают им имена, предложите познакомиться с ними поближе. Пусть каждый ребенок подойдёт, погладит лягушку (только очень осторожно) и скажет: "Здравствуй меня зовут...".

  Поощряйте детей если они каждое утро и (вечер) будут не забывать здороваться и (прощаться) не только со сверстниками и взрослыми, но и с лягушками.

  Предложить детям сравнить лягушку с человеком. Рассмотрите ее влажную кожу, выпуклые глаза, перепонки на лапках. Она хорошо видит вредных насекомых и ловит их. Лягушек надо беречь, они приносят пользу.

   Как и человек, лягушка может дышать воздухом, но у неё нет жабр, и лягушка не может дышать под водой, но мы можем часто наблюдать, как лягушка долгое время может оставаться на дне водоема. Почему она не задыхается без воздуха?

    У лягушек очень большие легкие, которые они заполняют воздухом. Когда они ныряют в воду, воздух медленно впитывается в кровеносные сосуды. Это и позволяет лягушкам долгое время находиться под водой.

  У лягушек есть зрение, обоняние, слух и мозг. Она может всё чувствовать, в том числе и боль.  Она, как и мы может пораниться, она растет, живет, стареет и умирает, как человек.

IV этап (лето):

Экологическая цепочка                                                                                      (Приложение № 3)

  Провести с детьми несколько прогулок к ближайшему водоему - понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде.

  На следующую прогулку взять с собой таз и посадить туда лягушку — понаблюдать, как лягушка плавает в тазу, как взбирается на камень, который вы туда положите. Предложите просто послушать кваканье лягушек на третьей прогулке-экскурсии.

  Пока дети будут отдыхать, сидя в тени раскидистых деревьев, наслаждаясь при этом кваканьем лягушек, можно рассказать им следующие сведения:

Самый распространенный вид лягушек - зелёная. Она обитает по всей Европе, в северо-западной части Африки и в Азии. Они предпочитают жить в озерах, болотах, топях и трясине. Днем они греются на солнышке, уютно расположившись на берегу, и если никто им не мешает, проводят день в сладкой дремоте. Правда, когда мимо пролетает какое-нибудь насекомое, они моментально выбрасывают свой липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывают.

  В случае опасности зеленая лягушка бросается в воду и, добравшись до дна, зарывается в ил. Вечернюю зарю эти земноводные встречают большой колонией, в которой все отделение занимает хоровое кваканье.

  Зеленая лягушка - хищное животное. Она питается только той добычей, которую поймала сама. Она ест улиток, насекомых, пауков, иногда своих собратьев. В Германии и Франции обитает озерная лягушка. Французы ее едят и считают большим деликатесом.

   На Атлантическом побережье Северной Америки живет лягушка - бык. Так ее прозвали за могучий голос. Они так громко поют, что в некоторых деревнях люди не могут спать по ночам.

   На островах Зондского архипелага живет летающая лягушка. У нее на лапках натянуты перепонки, которые позволяют ей планировать с дерева на дерево.

  В Центральной Америке живет очень яркая и красивая лягушка-древесница. Но эта лягушка очень ядовита. На коже у нее много ядовитых желез, из которых туземцы добывают яд для стрел.

  В группе, наблюдая за лягушками в аквариуме, постоянно обсуждайте с детьми какое настроение у лягушек: грустное, веселое, радостное, игривое и т.д. Когда меняется настроение, от чего это зависит? Если дать им червяков изменится ли их настроение? Что они "скажут" ребятам? Если дошкольники забудут о своих питомцах, напомните им, что лягушки уже привыкли к ребятам и очень надеяться на то, что они помнят о них. Записывайте высказывания детей о настроении лягушек и сравнивайте их. Крайне важна так же практическая работа детей, когда они сами ухаживают за лягушками; меняют воду в аквариуме, ищут червяков, кормят лягушек.

Итоговое занятие.

Цель: Систематизировать, углубить и обобщить знания детей о жизни, поведении земноводных (лягушки), о её роли в природе. Учить устанавливать связь между строением тела и средой обитания. Развивать творчество, воображение и речетворчество.

Методические приёмы: беседа, наблюдение, художественное слово, игровая мотивация, вопросы воспитателя, составление рассказов.

Предварительная работа: беседы о жизни лягушек, наблюдение за лягушками, экскурсии, чтение художественной литературы: «В. Бианки «Голубые лягушки», К. Паустовский «Квакша», «В. Гаршин «Лягушка-путешественница», сказки «Царевна-лягушка», «Теремок».

Оборудование: экраны: система, подсистема, чёрный ящик, игрушка - лягушка, сердцевидные очки, цветные карандаши, альбом для рисование.

Ход занятия:

Воспитатель вносит чёрный ящик. В чёрном ящике находится игрушка – лягушка.

Проводится дидактическая игра «Да – Нет».

   Д/и «Да – нет». Воспитатель задаёт вопросы, дети – отвечают.

Лягушка какое животное? (земноводное). Почему? (плавает в воде, прыгает на суше). Где живёт? (в болоте, в воде, в сыром лесу). Чем питается? (насекомыми, мухами, комарами, пауками мелкими рыбами и т.д.).

    Воспитатель уточняет знания детей: свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. Лягушка никогда не пьёт, так вода из водоёмов, дождя попадает в организм через кожу и с пищей.

    Что умеет делать лягушка? (квакать, прыгать, плавать, спать и т.д.).

    Придумаем ей клички, опираясь на следующие слова: квакает – квакушка,          зелёная – зеленушка, прыгает – прыгушка, плавает – плавушка.

    Кто враги лягушки? (цапли, утки, аисты, журавли).

    Можно ли лягушку назвать трусишкой? Послушайте загадку: «Не зверь, не птица, всего боится. Половит мух и в воду плюх!»

    Что спасает лягушку от врагов? (цвет, прыжок). Докажите (ответы детей).

    А лягушки могут напугать цаплю? Как? После высказываний детей воспитатель читает стихотворение:

Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат цаплю шёпотом страшат.

    Лягушки умеют петь? (да).

Чьи там крики у пруда:

КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,

Надоела нам вода!

    Как поёт лягушка? (ква-ква-ква).

    Уточнение воспитателя: в основном квакающие звуки издают лягушки-самцы. Самки могут поквакать, но немного. Самцы квакают для того, чтобы привлечь внимание самок, но не только в период брачного сезона. Они могут квакать и днём, и особенно ночью, и перед дождём.

Вот с насиженной гнилушки в воду шлёпнулась лягушка.

И надувшись, как пузырь, стала квакать из воды:

-Ква-ке-хе, ква-ке-хе, будет дождик на реке.

    Активными лягушки бывают только в тёплое время года.

    Открывается экран – подсистема, прошедшее время.

    Какое тело у лягушки? (широкое, плоское). Есть ли шея, хвост? (нет).

   Уточнение воспитателя: голова переходит в туловище без резких границ.

    Какая кожа у лягушки? (тонкая, слизистая).

   Уточнение воспитателя: слизь предохраняет кожу от высыхания. При помощи кожи лягушка дышит в воде, на суше дышит лёгкими.

    Покажите ноздри. Для чего они? Расскажите о глазах. Какие они?  Уточнение

воспитателя: глаза выпучены, защищены веками. Лягушка

частоморгает,приэтом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя ихот высыхания.

    Где находятся глаза, и ноздри? (на верхней стороне головы).

    Послушайте: Лягушка-попрыгушка, глазки на макушке.

                           Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

    Сколько ног у лягушки? Чем отличаются передние ноги от задних? На чьи ноги похожи ноги лягушки? Для чего задние ноги длиннее передних?

    Какой рот? (большой, как ловушка):

                           Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

                           Попадут в ловушку и комар и мушка.

    Уточнение воспитателя: заметив какое-либо насекомое, лягушка выбрасывает изо рта липкий, широкий язык, к которому прилипает жертва. Лягушка хватает только подвижную добычу. Если возле пойманной лягушки положит сто неживых мух, то она останется голодной. Глаза лягушки тоже участвуют в процессе еды. Большие выпуклые глаза у неё отделены от ротовой полости только тонким слоем кожи. когда глаза закрыты, они выпирают в ротовую полость. Вот почему, запустив в рот добычу, лягушка всегда закрывает глаза, они помогут протолкнуть пищу по горлу.

    А теперь поиграем с лягушкой.

 «Игра с лягушкой»

Лягушка: Я могу…

Дети продолжают: прыгать, квакать, плавать, есть и т.д.

Лягушка: Я не могу…

Дети: есть животных, жить в пустыне, прыгать зимой и т.д.

Лягушка: Я люблю…

Дети: комаров, воду.

Лягушка: Я не люблю…

Дети: жаркое солнце, горячий песок и т.д.

Лягушка: Мне легко…

Дети: в сырой траве, в воде, под дождём и т.д.

Лягушка: У меня много…

Дети: головастиков, врагов и т.д.

    Кем была лягушка? (головастиком).

    Открывается экран-подсистема, надсистема, прошедшее время.

    Кого напоминает головастик? (рыбу с большим хвостом).

   Что у него есть? (рот, жабры, челюсти, хвост).

    Для чего нужны рот, жабры, челюсти, хвост?

Подрастала – хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла – зелёной стала,

Хвост на вёсла поменяла.

    Что едят головастики? (водоросли).

    Сколько бывает головастиков? (множество).

    Расскажите, какие они. (рассказы детей).

Игра «Хочу – не хочу»

    Лягушка: Хочу иметь головастиков. Почему?

    Лягушка: Не хочу иметь головастиков. Почему?

Открывается экран-система, прошедшее время.

Воспитатель: Через некоторое время оболочка каждой икринки разбухает и

превращается в студенистый прозрачный слой, внутри которого видно яйцо. Верхняя половинка яйца тёмная, а нижняя – светлая: тёмная часть яйца лучше использует солнечные лучи и сильнее нагревается.

    Как вы думаете, икринки дружно живут? Они могут разговаривать? О чём?

Открывается экран-система, прошедшее время.

    Сколько икринок? (множество).

    Уточнение воспитателя: комки икры у многих лягушек всплывают на поверхность, где вода теплее. Низкая температура задерживает их развитие.

    Можно икру приносить в детский сад или домой? Что будет с ней?

Открывается экран-система, будущее время.

Уточнение воспитателя:

    Что делает лягушка зимой? Где находится она? (на дне водоёмов, ямах, в норах грызунов, под кучей камней). Если не успеет спрятаться, замёрзнет в воде

    Когда лягушка спит, какие она видит сны? Расскажите. (рассказы детей).

    А теперь посмотрим в очки сердцевидной формы и нарисуем части лягушки из этих форм.

    Составим свою загадку о лягушке: зелёная, но не ёлка /не огурец, не петрушка, не щавель и т.д./. Прыгает, но не заяц /не кузнечик, не кенгуру и т.д./. Ест насекомых, но не птица /не паук/. Спит зимой, но не медведь /не ёж, не змея, не червяк и т.д./ кто это?

Приложение № 1

Альбом «Лягушки»

жаба 

(Серая обыкновенная жаба)
Описание вида: Серая жаба - одна из крупных жаб и самая крупная в России. Длина тела самцов 8-10 см, самки крупнее - до 20 см, но обычно около 13 см. Сверху окрашена в серый, коричневый или серо-оливковый цвет с более или менее развитыми темными пятнами-полосами. Кожа спины с округлыми бугорками, иногда с заостренной вершиной.  У амфибии массивное широкое туловище.

Самец отличается от самки более мелкими размерами тела и некоторыми пропорциями. Во время размножения они привлекают самок одиночными глухими, бухающими звуками.
Место обитания: Распространена по всей Европе, северо-западе Африки и в России до Сахалина. Жаба населяет все варианты леса и степную полосу, способна подниматься в горы до 3000 м над уровнем моря. Обыкновенная жаба связана в основном с лесной зоной, в которой предпочитает заболоченные хвойные леса. Кроме них, она встречается в смешанных и лиственных лесах, рощах, парках и садах, в основном в весьма влажных местах с густой растительностью. Зимует серая жаба в норах грызунов, под корнями деревьев, в подвалах домов.
Образ жизни: Активна в сумерки и ночью, днем обычно прячется под лесной подстилкой, валежником, в норах грызунов. Активные жабы встречаются обычно при температурах +10-20 оС, но взрослые и сеголетки иногда встречаются на поверхности земли при +24-26°С. Взрослые жабы в период размножения активны круглосуточно, а потом лишь вечером и ночью. Максимальная активность наблюдается до полуночи. В облачную и дождливую погоду жабы активны и днем. Сеголетки активны днем и вечером.
Питание: Основу питания составляют беспозвоночные животные: насекомые, черви, моллюски, пауки и другие беспозвоночные. Причем 60% от всех поедаемых серой жабой видов - вредители сельского хозяйства. На охоту выходят в сумерках, предварительно навестив ближайшую лужицу или пройдясь по росистой траве. Влагу обыкновенная жаба потребляет участками кожи в тазовой области. «Напившись», приступает к трапезе. Добыча, как правило, подхватывается-«прилепляется» к языку и отправляется в рот. Впрочем, крупные особи способны проглотить и мышонка или ящерку - в таком случае амфибия прыгает к жертве и хватает ее челюстями, помогая себе при этом лапами.

(Жаба зелёная)

Paedophryne oyatabu (Микролягушки)Описание вида: Длина тела до 10-12 (14) см.  Кожа на спине бугристая с острыми шипиками. Окраска очень изменчива и варьирует как у разных подвидов, так и в пределах популяций.  Обычно окраска спины оливкого-зеленая с крупными темными зелеными пятнами, отороченными узкой черной каймой. Часто спина украшена и красными точками. Брюхо у самцов сероватого, у самок - белого цвета, однотонное или с пятнистым рисунком. У самцов выражен горловой мешок.
Различия полов: В период размножения самцы издают мелодичные трели, привлекая самок.
Место обитания: Обитает жаба зеленая в Средней Азии, Франции, Северной Африке, Крыму, на Кавказе, в Казахстане и южных районах европейской части России. Встречается в Западной и Восточной Сибири (Алтайский край, Новосибирской область, Красноярский край). Обитает в смешанных лесах, лесостепи, степи и пустынных районах. Предпочитает открытые ландшафты. Поднимается в горы до высоты 3000-45000 м н.у.м., часто встречается в черте городов.
Образ жизни: Жаба устойчива к недостатку влаги, к влажности. Жаба сухо- и теплолюбива. Также у жабы замечена значительная теплоустойчивость мышечных тканей. Эти жабы переносят потерю воды, равную 50% веса их тела, тогда как травяная лягушка гибнет при потере ее в количестве 15% от веса тела!
В спячку впадает 1-2 раза - в сентябре (когда среднесуточная температура воздуха снижается до 7-8 С), а в засушливых районах - еще и летом. Зимует в норах, ямах, под камнями в рыхлой земле; при этом способна закапываться на довольно большую глубину. Весной зеленая жаба выходит из спячки позднее других амфибий: во второй половине апреля, чаще - в начале мая.
Жаба ведет ночной образ жизни, выходя на охоту с наступлением сумерек и повышением влажности. Перед тем как начать поиски добычи, они обязательно "принимают ванну" в водоеме или в росе, пополняя запасы влаги в организме. Молодые жабы нередко активны днем. Обычно бодрствуют зеленые жабы до полуночи или до 2-3 часов утра.
Питание: Питаются зеленые жабы в основном беспозвоночными, обитающими на суше; лишь 0,1% от общего числа пищевых объектов приходится на долю водных организмов. Также остаются без внимания летающие насекомые. Зато из наземных ползающих беспозвоночных в рацион зеленой жабы входит огромное количество вредителей сельскохозяйственных растений. Те же гусеницы составляют 25% от всего корма. За сезон на одном гектаре эти амфибии поедают от 5 до 37 килограммов насекомых!
Головастики зеленой жабы – всеядны. Они питаются различными водорослями, детритом, простейшими, червями-коловратками и ракообразными.
около 0.07 г ядовитой жидкости.

(Микролягушка)


лягушка
Описание вида: Эти лягушки самыми маленькими в мире наземными позвоночными. Их максимальная длина тела составляет всего 11,3 мм, а минимальная равна 8,1 мм. Это, наверное, самый «крупный» вид, если такое сравнение применимо к этим микролягушкам. Длина тела самок достигает 11-11,3 мм. Окраска, коричневая, усыпанная мелкими темно-коричневыми пятнами. Нижняя часть тела светлее.
Место обитания: Все эти лягушки обитают исключительно на территории Папуа-Новой Гвинеи и населяют небольшие горные участки в юго-восточной части. Живут они среди лесной подстилки из опавших листьев и густого мха. Из-за своих миниатюрных размеров и редуцированных фаланг пальцев эти лягушки плохо лазят по вертикальным поверхностям

(Лягушка-голиаф)

Conraua goliath

Лягушка-голиаф пойманная в апреле 1989 г. жителем Сиэтла, шт. Вашингтон, США, Энди Кофманом в реке Санага Камерун, весила 3.66 кг.

(Жаба американская)

жаба
Описание вида: Средних размеров жаба, 5 – 9 сантиметров в длину. Кожа спины покрыта огромным количеством мелких и средних бородавок. Бородавки развиты также на спинной стороне голени. Характерной особенностью являются небольшие тёмные пятна на спине с сильно увеличенными бородавками. Окраска очень вариабельна. Основной тон варьирует от желтовато-коричневого до бурого. На боках может присутствовать зеленоватый рисунок. Бородавки обычно красноватые или коричневые.
Место обитания и образ жизни: Распространена от Монитобы до северного Техаса вдоль всего восточного побережья США, изолированная популяция обитает на острове Ньюфаундленд. Населяет различные местообитания от пригородных ландшафтов до горных пустынь. Держится вблизи различных водоёмов, предпочитая влажные укрытия и убежища.
Питание: Питается насекомыми и другими беспозвоночными. Корм в неволе – насекомые.
Условия содержания: Американских жаб содержат в просторных горизонтальных террариумах с толстым слоем рыхлого песка, в котором они роются. В террариуме обязательно размещают различные убежища из коряг и камней. Необходима просторная поилка-бассейн.

Приложение № 2

Стадии развития лягушки.

Цель. Показать все стадии развития лягушек, изменить традиционно неприязненное отношение к ним, объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа, учить бережному отношению к ним и другим живым организмам, показать значение лягушки в пищевых цепочках.

Материал. Магнитный пластиковый плакат «Водоем», магнитные карточки с изображением стадий развития лягушки игрушечная лягушка (лучше кукла бибабо).

Ход занятия

Педагог предлагает детям отгадать загадку.
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая...
(лягушка).

   Затем предлагает вспомнить, где дети видели лягушек, какого они цвета. Объясняет, что маленькие лягушки-детки не похожи на взрослых. Их, не зная этого, даже узнать трудно, можно подумать, что это какие-то другие животные. И в воде, и на берегу лягушку заметить непросто. Она маскируется, чтобы ее не поймали и чтобы стать незаметной для тех, кого она сама ловит.

   Далее педагог рассказывает небольшую историю «Лягушонок и головастик» (по Ю. Дмитриеву), используя магнитные карточки и магнитный плакат. Карточку с изображением лягушки прикрепляет на берегу, а карточку с изображением головастика - в толще воды.

Стадии развития лягушки 

«Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик - на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок отвернулся и запрыгал прочь от берега. И всем рассказывал, кого он видел: без ног, без туловища - одна только большая голова и длинный хвост. А головастик посмотрел еще раз на лягушонка и поплыл прочь от берега. Он тоже всем рассказывал о том, кого видел: голова маленькая, хвоста совсем нет, зато есть четыре ноги. И не знал, конечно, лягушонок, что совсем недавно он сам был таким же головастиком.

И не знал, конечно, головастик, что он сам станет таким лягушонком».

 Затем проводится физкультминутка. Для этого детям предлагают встать в кружок и выполнить ряд упражнений под стихотворение «Лягушонок».

Мы приучены к порядку -
Я и все мои дружки,
Утром делаем зарядку -
Приседанья и прыжки.

А потом идет ученье:
Всех зеленых крикунов
Учит грамоте и пенью
Наш учитель Квакунов.

Учит важно, учит строго,
Хорошо, что слов немного:
«Ква-ква-ква» да «ква-ква-ква» -
Все лягушачьи слова.
(Е. Серова)

  После этого на занятие приходит Лягушка (игрушка) и рассказывает о себе, используя магнитные карточки.

   Представим, что за окном весна, ярко светит солнышко, вода в реках, озерах становится теплее. В это время в водоеме можно обнаружить вот такие слипшиеся шарики (прикрепляем на магнитный плакат карточку). Они липкие, прозрачные, с черной точкой. Это икринки лягушки (можно сравнить: цыпленок развивается из яйца, а лягушонок - из такой икринки).

   Через некоторое время из прозрачного шарика вырастает маленький головастик, который тоже пока мало похож на лягушку. Давайте подумаем, почему его так назвали. (Большая голова и маленькое «туловище». Карточку с изображением головастика прикрепляем на плакат и обращаем внимание на то, что сначала у головастика есть только туловище, голова и хвост?) Проходит время, головастик растет, у него появляются задние ноги (карточка). Чтобы расти, ему нужно много пищи. Затем у него появляются и передние лапки (карточка). Лягушка спрашивает у детей: похож ли теперь головастик на лягушку, чем он от нее отличается?

И, наконец, у головастика исчезает хвост, и он превращается в большую красивую лягушку (карточка).

   Детям предлагают прослушать аудиокассету с голосами животных (фрагмент «Лягушки на болоте»). Лягушка-игрушка читает стихотворение.

Зеленеют все опушки, зеленеет пруд,
А зеленые лягушки песенку поют:
- Раньше были мы икрою! Ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!

Спрашивает у детей: «Как вы думаете, лягушки нужны природе?».

   Выслушав ответы-рассуждения детей, педагог говорит, что лягушки действительно необходимы природе. Головастики служат кормом для многих рыб и водных птиц, а сами питаются водорослями, личинками комаров и других водных насекомых.

   Взрослые лягушки питаются насекомыми: комарами и мошками, слепнями и оводами. На магнитной доске выкладываются элементарные цепочки питания разных стадий развития лягушки, например: водоросли - головастик - окунь; насекомые -лягушка - цапля (щука, выдра). Многие животные питаются лягушками: сомы, судаки, щуки, пушные звери (норка, выдра, барсук), птицы (аисты, чайки, вороны, совы и особенно цапли). Таким образом у лягушек много врагов в природе. Но животные ловят их только для того, чтобы прокормиться.

   Для человека лягушки - верные друзья, и человек должен быть для них другом. Человеку лягушки приносят только пользу. Необходимо незаметно подвести ребенка к тому, что лягушки совершенно безопасны для человека, что они беззащитны перед ним, требуют нашего бережного отношения. Если к ним присмотреться, то они могут показаться даже красивыми (вспомним сказку «Царевна-лягушка»).

   Основные понятия: лягушка, головастик, стадии развития лягушек, пищевые цепочки, магнитные карточки.

Приложение № 3

Экологическая цепочка.  Жизнь пресного водоема

Цели: сформировать представления детей о жизни пресного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека; учить восстанавливать экологические цепочки, рассуждать и делать выводы.

Оборудование: 

  • плакат-схема "Пресный водоем";
  • гербарий растений луга и водоема;
  • рисунки с изображением животных водоема.

Ход занятия

I. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия

Восп:. Ребята,сегодня нам предстоит узнать о жизни пресного водоема. (пруд).

Давайте вспомним свои наблюдения во время экскурсии у местного водоёма. Как протекает жизнь в этом водоёме, какие растения и животные там встречаются? Подумайте, как они связаны между собой.

   Поверхность пруда покрыта маленькими зеленной листочками - ряской. Это крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Имеет самые маленькие цветы на земле.

А ещё на поверхности водоёма могут расти кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.

Кто может показать эти растения на доске?

   Растения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.

Восп: Продолжим наш разговор об обитателях водоема. Я подготовила для вас загадки.Попробуйте угадать. (Отгадки сопровождаются показом картинок с изображением этих животных.)

"Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад. (Рак.)

http://festival.1september.ru/articles/551498/17.jpg

Весь день хожу я по дорожке,
То выпущу, то спрячу рожки.
Совсем домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом я при себе ношу,
И потому всегда я дома. (Улитка.)

Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук серебрянка)
 

23.jpg (40135 bytes)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
 

http://festival.1september.ru/articles/551498/21.jpg

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
 

http://festival.1september.ru/articles/551498/8.jpg

Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку -
Спотыкалочку. (Утка.)

Скачет завмрушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка).
 

http://festival.1september.ru/articles/551498/16.jpg

Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит - кричит;
Сядет - молчит.
Кто его убьёт -
Свою кровь прольёт. (Комар).
 

http://festival.1september.ru/articles/551498/30.jpg

Кровь пью,
А жизнь даю. (Пьявка)
 

http://festival.1september.ru/articles/551498/18.jpg

III. Физкультминутка

Восп: В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.

Д: Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями.

Восп: Как живут все обитатели водоема?

Д. Они живут сообща.

Восп: Какой вывод можно сделать из сказанного?

Д. Пресный водоем - это природное сообщество.

Восп: Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. Какие беды принес человек водоему? Подумайте, к чему это может привести?

Восп: Отлов рыбы привел к увеличению количества больных рыб.

Восп:  Уничтожение двустворчатых моллюсков сделаю воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.)

 Что надо делать, что бы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

 Надо охранять редкие растения кубышку и кувшинку.

Д: Нельзя ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров,

Д: Нельзя губить головастиков и лягушек- будет много комаров и мошек.

Восп:  Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.

2. домашняя работа

 Вписать в таблицу название растений и животных Записать название водоема. Растения и животные нашего водоёма

Растения

Животные

 

 

 Сформулировать правила поведения у водоёма, используя эти знаки-рисунки.

Д. Не рвите цветы на водоёмах.

http://festival.1september.ru/articles/551498/1.jpg

Д. Не ловите стрекоз на водоемах.

http://festival.1september.ru/articles/551498/2.jpg

Д. Не ловите речных раков.

http://festival.1september.ru/articles/551498/3.jpg

 Самостоятельно заполните схему "Животные водоема"

Животные водоема

Моллюски

Земноводные

Насекомые

Грызуны

Рыб ы    

Двустворчатые

Прудовик

Катушка

Лягушка

Жаба

Водомерки

Комары

Бобр

Ондатра

Карась

Щу ка

Работа с родителями по экологическому воспитанию.

   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

   Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • педагог — родитель;
  • педагог — ребенок — родитель.

Формы работы с родителями:

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет   ли   ребенок   к   ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка,  вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили  для  поддержания  интереса  к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать   вместе   с   ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Вырастить   в   семье   комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).

2. Приобрести   игрушку   —   образ животного, обыграть ее.

Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Приложение 2. Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье"

«Книга в семье»

ФИО____________________________________

Возрастная группа________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

– Смотрю   содержание,   учитываю  возраст,   отбираю   по  иллюстрациям,   покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________

Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)

Приложение 3. Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах  средней полосы,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить

наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

                                                         Литература: 

1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Художники Г. В. Соколов, Н. В. Куров.- Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко", 1999. (Серия: "Игра, обучение, развитие, развлечение").

2. Моя первая книга о природе: Словарь в картинках. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

3. Плешаков А. А. "Зеленые страницы". М.: Просвещение, 2007.

4. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 70–73. стадии развития лягушек.

5. В.А. Кайе Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8

    лет. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2008.

6. И.А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду: Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

7. И.А. Лыкова художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

8. И.В. Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2007

9. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.

10.  М.И. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Ярославль, Академия   Развития, 1997.

11. Т.И. Тарабарина Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль: «Академия развития», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...