Экологический проект "Деревья - это наши друзья"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Орлова Алла Ивановна

 

         Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во второй младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

1.Этап. Подготовительный.

На этом этапе объяснила цель, задачи проекта, провела беседу с родителями.

Цель проекта — формирование элементарных знаний экологии, дать представления о деревьях ближайшего окружения, особенностях строения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Для осуществления данной цели были поставлены задачи

1. Пробуждать интерес к природе.

2. Приобщить к процессу познания.

3. Формировать представления о жизни деревьев их строении.

4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.

В качестве объекта исследования выбраны хвойные (сосна, ель) и лиственные деревья (черешня, слива), что обусловлено рядом причин.

1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.

2. Дерево — прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения).

3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими  (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.

Предварительная работа:

подбор иллюстративного материала по теме;

подбор литературы по теме;

подбор дидактических игр по экологии;

оформление уголка с поделками «Мир природы» в группе;

наблюдение в природе на прогулке.

Сотрудничество с семьёй:

 Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Совместное творчество родителей с детьми из природного материала

Ознакомив родителей с целью и задачами данного проекта, обратилась с просьбой, подобрать пособия, различные иллюстрации,  информацию, стихи, загадки, пословицы и поговорки о дереве – сосне. Благодаря проделанной ими работе:

2. Этап. Исследовательский.

Вначале провела опрос среди детей, с целью познакомиться с деревом поближе. Для этого подготовила вопросы.

  • Какие деревья ты знаешь?
  • Что общего у них (из каких частей состоит дерево)?
  • Какую пользу деревья  приносят?
  • Как ты о них заботишься?

 Опрос  показал, что некоторые ребята не знают названия деревьев. Не все дети умеют ухаживать за деревьями. Несколько ребят не знают, что деревья очищают воздух.

1 день – дети  узнали, что наш детский сад находится в сосновом бору, который сажали наши бабушки, прабабушки и так далее.

Сосны произрастают на солнечных местах, имеют пышную крону, а при густых посадках, сосны стремительно растут вверх, чтобы опередить других собратьев и ухватить как можно больше солнца. Именно благодаря этой борьбе за солнечный свет при густых насаждениях сосновый лес снизу кажется голым (только столбы деревьев), и только лишь на верхушках есть зелёные иголки.  Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Люди создали много сказок об этом дереве. Одни считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробы. Это самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная растёт 300 – 500 лет.

            Для совместного творчества с ребёнком в домашних условиях, родители нашли пошаговую инструкцию, как нарисовать сосну.  (Приложение 1).   В рисовании этого дерева нет ничего сложного, и при определённых навыках с рисунком вполне может справиться и малыш. В итоге получается чудесная картина, в сопровождении с художественным словом: загадками, стихами,  пословицами, поговорками, физкультминутками, песенками и так далее. (Приложение 2)

2день – находили сходства и различия сосны и ели, представителей хвойных деревьев. В непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группе по рисованию на тему «Ёлочка», закрепили умения передавать образ ёлочки путём рисования вертикальных и горизонтальных, наклонных линий. (Приложение 3)

           Дети узнали, что у сосны иголки длинные, мягкие и светлые, а у ели короткие, твёрдые и более тёмные. У сосны ветви наверху образуют крону, а у ели они расположены по всему стволу. Шишки у сосны имеют круглую форму, а у ели они овальные, продолговатые. Послушали, что говорит о себе сосна

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

А также постарались запомнить поговорку

 Ёлочка - короткая иголочка.

 Сосна - игла длинна.

           Дети узнали, что ель и сосна - верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны!  Сосны обладают лечебными свойствами, особенно их семена, хвоя, молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А если   зажечь ароматическую лампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

           То, что наш детский сад находится в сосновом бору, мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои и можем шишки собрать для поделок. В наше время приятно осознавать, что многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком.  Для закрепления полученных знаний, совместно с родителями в домашних условиях, дети разукрасили веточку ели. (Приложение 4)

3день – Непременным условием успешного экологического развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ребёнок каждый день, отправляясь в детский сад с родителями или на прогулку с воспитателем, видит вокруг себя разнообразные деревья. Зелёные великаны не только заставляют восхищаться своей красотой, они приносят людям реальную пользу, вырабатывая живительный кислород и очищая воздух от вредных примесей. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления.

           Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.      Во время прогулок знакомила детей с деревьями, растущими на  участке группы, а также на территории детского сада. Это черешня, абрикоса, слива. Проводила беседу о деревьях, с целью выяснения представлений об этих растениях. Детям этого возраста очень трудно сравнивать по внешнему виду деревья, поэтому мы рассматривали каждую часть: листья, ветви, ствол и так  далее.  

            Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме.  Во время прогулки  Черешня пригласила детей к себе познакомиться поближе. Она попросила выполнить её желания и задания: погладить, понюхать, сравнить её с соседкой - сосной, доказать что она – дерево. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствовало более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретённые знания и закрепить полученные ранее.

             Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей младшего дошкольного возраста.  К ним относятся: «Найди, о чём расскажу», «Такой листок лети ко мне», « С чьей ветки детки», «Найди пару», «Что растёт на дереве?» и другие. Внимание детей обратила на то, где спит листик? (Приложение 5)

Дети с огромным интересом рассматривали набухшую почку, из которой появляется молодой липкий лист. Свои впечатления, они отразили в рисунках. Это позволило организовать выставку детского творчества «Кто в домике живёт?»  

4день – Огромную роль в закреплении полученных знаний играют различные пособия, дидактические, электронные игры, которые помогают ребёнку ближе познакомиться с удивительным миром древесных растений. Малыш узнает, какие деревья растут в разных районах нашей большой страны, об особенностях их роста, цветения и плодоношения. На картинках пособия представлен не только общий вид того или иного дерева - березы, сосны или ольхи. Рядом с самим деревом помещены также крупные изображения их листьев и плодов, которые помогут малышу отличать один вид дерева от другого.

             Для опытно экспериментальной деятельности нами изготовлена коробка для коллекции. Подойдёт любая коробка из  обуви, в которую дети будут складывать все предметы, связанные с деревом (плоды, семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры). Это необходимо нам для совместного творчества взрослого и ребёнка в изготовлении поделок из природного материала. 

             Родителям было предложено сделать набор «Что нужно нашему дереву». Это своего рода дидактическое пособие. По мере проведения исследований изготавливаются с детьми и родителями плоские (бумажные) или объёмные изображения объектов, которые нужны для жизни нашего дерева: солнышко, лист, дождевого червяка, бабочку, капельку воды. В раздевалке находится макет дерева – берёзы, который в определённое время года преображается в зависимости от сезонных изменений. В этом нам помогает та самая коробка для коллекции и набор.

5день – Развивающие игры по ознакомлению с природой для детей дошкольного возраста с использованием электронно-образовательных ресурсов.

            В современном мире вся наша жизнь тесно связано с компьютером. Он увлекает людей разного возраста.  Возможности компьютера очень велики и использование его в педагогических целях благотворно повлияет на развитие детей.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий  в дошкольном образовательном учреждении – это один из самых новых видов в совместной образовательной деятельности используемых в современной дошкольной педагогике.

            В работе с детьми дошкольного возраста возможно и  необходимо  использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду  должна быть эмоциональная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуков и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.         Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на восприятие. Дети с огромным интересом играют в электронные  игры «А давайте разберём, что вначале, а что потом?», «Что растёт на дереве?», «С чьей ветки детки?» и другие.

6 – 7 день – В выходные дни творческие задания – изготовление поделок из природного материала, посильные трудовые действия. Выполняя одновременно и трудовые, и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. В силу собственной активности они стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Именно в этой непринужденной обстановке каждый ребёнок приобретает положительные качества и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками. Родителями изготовлены буклеты «О пользе сосны и других деревьев». (Приложение 6)

                 Работа с родителями заключалась в объяснении  не только задач экологического характера, но и развития речи детей.

 3. Этап. – Обобщающий (заключительный)

В реализации проекта старалась развить у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение детей к природе. Учила слушать и понимать вопросы, высказывать свои суждения. Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулки, домашние задания, целевые прогулки, беседы, дидактические игры «Найди дерево по описанию», «Найди такую же картинку», подвижные игры: «Беги к дереву», «Хоровод друзей» и  другие, способствовали экологическому развитию.  Я пришла к выводу, что в процессе реализации творческого проекта, дети стали

  • коммуникабельнее;
  • развивался познавательный интерес;
  • развивалась речь, фантазия;
  • активизировался словарь.

В результате анализа экологического развития детей были получены следующие данные:

Уровень развития

Начало года

Конец года

высокий

11%        

23 %

средний

67 %        

72 %

низкий

22 %        

5 %

Вывод

В результате реализации проекта, по выявлению представлений детей о лесе и его пользе. Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Рыжова Н.А.  Экологическое образование в детском саду».

2. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».

3. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Музыкально-литературное развлечение на экологическую тему "Птицы - наши друзья" для детей средней группы

Музыкально- литературное развлечение  на экологическую тему  для средней группы ДОУ. Доступный адаптированный материал....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Игрушка» городского округа Тольятти Экологическая викторина «Птицы наши друзья» для детей и родителей подготовительной группы 2013-2014 уч.год Пед

Строя свою работу с родителями в нашем ДОУ используються различные формы взаимодействия с родителями: родительские гостинные, семейные клубы,круглый стол,праздники,квн,викторины. Первым шагом на пути ...

Экологический проект "Деревья наши-друзья"

Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность....

Экологический проект "Деревья-наши друзья"

Цель:привлечение детей к исследовательской деятельности по изучению жизни деревьев...

Экологический проект "Деревья-наши друзья"

Цель:привлечение детей к исследовательской деятельности по изучению жизни деревьев...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...