Занятие в старшей группе на тему: " О чём рассказали горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Быченкова Екатерина Сергеевна

Тема: «О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать со схемами  и отмечать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя схему;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7.  Развивать мелкую моторику рук;

8.  Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

1. Глобус;

2. Сосуды с водой;

3. Камни на каждого ребенка;

4. Салфетки;

5. Иллюстрации с изображением гор;

6. Вазочки из пластилина;

7. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

8. Загадки о камнях и о глобусе;

9. Схемы исследования камней;

10. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

11. Коробка с камнями для поделки;

12. Герой – «Хозяйка Медной горы».

13. Мультимедийная установка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

- собирание коллекции камней;

- чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

- беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;

- прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент: - Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я хозяйка Медной горы. А почему меня так называют? (живу в горах, охраняю и берегу их, я из сказки).

- Мы сегодня будем говорить о горах, потому, что международный день гор отмечают 11 декабря с 2003 года. Цель праздника – обратить внимание на важность развития горных регионах, сохранения их природного рельефа и улучшения уровня и условий жизни жителей гор. А с чего начнем наш разговор, вы должны отгадать сами.

Загадка:

-  На ноге стоит одной,

   Крутит, вертит головой,

   Нам показывает страны,

   Горы, реки, океаны.  

-  Что это? (Глобус).

Работа с глобусом.

Хозяйка Медной горы:

- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Беседа о горах.

- А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы.  А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ, Альпы, Саяны).

Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Хозяйка медной горы :

- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

- Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

- А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий на мультимедийной установке.

 Воспитатель комментирует рассматривание.

- Какая красота. Посмотрите, какие  бывают горы? (Большие и маленькие, крутые ,пологие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни). А еще в горах есть чистейшие озёра и реки.

- Вам понравились фотографии? (Да).

-  Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

- Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья, цветы).

Хозяйка медной горы :

-  А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард  Григ. Называется она  «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и  рассказывают свои мысли.

-  Молодцы, вот какие вы фантазеры.

- А у меня для вас есть один сюрприз.

- Ой, какая красивая коробочка, а вы хотите посмотреть, что там в ней лежит. А  открывать нельзя, нужно отгадать загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый,  большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети:

- Это камень, разные камни.

- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Открываем коробку:

- Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот это сюрприз. Сколько  много разных камней. Ребята, а вы знаете, где очень много  камней? (В  горах).

-  Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

- Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Исследовательская работа.

- Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут  превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. Рассмотрим камни через лупу.( каким цветом, какой формы, есть запах, вкус, тонет или нет, можно помять или нет, стучат).Перед нами находится схема, по которой мы будем составлять рассказ про свой камень.

          
          

Идет обследование камней.

- Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне? (рассказ по схеме).

 

Расскажи

большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, без запаха, без вкуса, тонут в воде, не мнутся, стучат,  но все они камни).

- Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах:  из чего состоят горы,  когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что  разрушает горы? (Дождь, ветер).

Физминутка:

- А  мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.

Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».

- Вы все были очень внимательными. Садимся на места.

- Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

- Правильно, сказ – это и сказка, и быль.

- Правильно.  Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка Медной горы).

- Молодцы!

- А где используют камни? (для строительства дорог, домов, для изготовления украшений).

- Я приготовила для вас шкатулку с драгоценными камнями– рубин, изумруд, бриллиант, алмаз, янтарь, горный хрусталь. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Показ  детям украшений из камней.

Хозяйка Медной горы:

-  У меня в горах много разных камней. И я  принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они, показывает разноцветные камушки.

- А нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает поднос, на котором стоят розетки с камешками, расставляет розетки детям на столы.

Пальчиковая гимнастика.

«Камни мы сейчас возьмем

Вазы украшать начнем

1-2-3-4-5

Будем камушки считать.

Красный, синий, голубой

Сделаем узор простой.

Приступать уже пора

Мы большие мастера.»

Беседа:

- Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

- Как можно украсить, какие узоры сделать?

Дети приступают к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

- Ребята, заканчиваем.

Рассматриваем  все вазочки, и хвалю детей:

-  Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить.  У меня есть для вас еще один подарок - это волшебные съедобные камешки. Вот они.

Итог:

-  Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера;  в горах очень чистый воздух и чистая вода).

- Молодцы.  Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе. Дети уходят из зала.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе на тему «Подарки Хозяйки Медной горы»

Обогащать и систематизировать знания детей о драгоценных камнях, минералах и их применении в украшениях, медицине....

Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку

Коррекционно-образовательные задачи:1. Уточнение и расширение словаря: корыто, палуба.2. Развитие синтаксической стороны речи – закрепление понятия предложение.3. Совершенствовани...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

ННОД по речевому развитию для детей старшей группы на тему: «Знакомство с рассказом «Три сына» В. Осеева» Номинация: «Лучшее занятие (для дошкольных образовательных учреждений»)

вспомнить с детьми названия и содержания произведений В. Осеевой,с которыми они знакомились;совершенствовать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;в...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...