Волшебный воздух
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Латыпова Наталья Викторовна

Закрепление представления детей о роли воздуха через опыты. Закрепление представления  детей о  некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы; легче воды). Развитие способности делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnyy_vozdukh.docx348.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Пугачева Саратовской области»

(организованная образовательная деятельность)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №4

Воспитатель: Латыпова Н.В.

2014 г.

Конспект

Организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы                   (раздел образовательной области «Познание»)

Тема: Волшебный воздух

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы; легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Задачи:

  • Образовательные :                                                                                    сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
  • Развивающие:                                                                                                 развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление.
  • Воспитательные:                                                                                   воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

  • Беседы о воздухе, воде, цирке.
  • Опыты с воздухом, водой.
  • Игры с мыльными пузырями.
  • Наблюдения за погодой, ветром.

Методические приемы:

  • Игровой элемент (прием)
  • Беседа
  • Диалог
  • Наблюдение
  • Опыты (эксперименты
  • Игра
  • Физминутка  

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары , таз с водой, глобус.

Содержание образовательной деятельности детей

1.Вводная часть

1.Организационный момент

Дети входят в зал и здороваются с гостями.

Игровое упражнение «Улыбка»  

Встали все ребята в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.  

Воспитатель: (покрутив глобус).

Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).         А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим)? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?

Дети: Северный - ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.

Воспитатель: Кто живет в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).

Воспитатель: Все кого мы назвали,  живут в океане, скажите, а где живут люди?

Дети:  Люди живут на  земле, т.е. на суше.

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).

Воспитатель: Ребята, вы любите загадки? Попробуйте её отгадать: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, он невидимый, но всё же без него мы жить не можем!»

Воспитатель: что это?

Дети: воздух.

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем. 

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

2.Основная часть

1.Воздух невидимка.

В руках у воспитателя три разноцветных воздушных шара, один шар немного сдут.

Воспитатель:  Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы).Он какой- то стал грустный, маленький.

Воспитатель:  А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Воспитатель:  Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно,что у него внутри?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Получается, воздух какой?

Дети- прозрачный, бесцветный и невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.  Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.

Воспитатель делает вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Воспитатель делает вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Физкультминутка «Воздушный шар»

Я с утра сегодня встал,                        \дети идут по кругу

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –                    \ делают большой круг «надувают шар»

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок: хлоп!                     \ хлопок в ладоши

Лопнул шарик, мой дружок: ш-ш-ш:        \ бегут в круг        

3.Воздух внутри и вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли поймать воздух?

Дети

Воспитатель: Чтобы нам убедиться в том что воздух можно поймать давайте пройдем с вами за парты.

Дети проходят за парты.

Воспитатель: Ребята, я придумала, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель: Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

Воспитатель: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).

Воспитатель:  Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель:  А давайте проверим!

Воспитатель:  Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель:  Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель:  Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель:  Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Воспитатель делает вывод: Третий секрет воздуха – воздух есть вокруг и внутри нас.

4. «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается, на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Воспитатель делает вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Игра «Пушинка» \упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

5. “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Педагог У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала ).

Почему у воспитателя в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Воспитатель делает вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

6. “Опусти стаканчик в воду, его наклонив”.

Предлагаю детям опустить стаканчик в большой стакан с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.

Педагог: Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха.

Откуда он взялся?

Педагог: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А почему мы думали, что стакан пустой? (ответы детей)

Воспитатель делает вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу.  А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С воздушным.

Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.

Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательного занятия на тему: «Волшебный воздух» в средней группе

Программное  содержание: Развивать  у детей  представления о свойствах воздуха, путем  экспериментирования. Развитие  познавательной  активности; любознательности; вним...

Познавательного занятия на тему: «Волшебный воздух»

Программное содержание:Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.Развитие познавательной активности; любознательности; внимания, наглядно – образного мышления. Обо...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...

План - конспект НОД в старшей группе "Волшебный воздух"

Занятие можно использовать для открытого просмотра в ДОУ. Во время занятия дети самостоятельно проводят опыты, учатся делать выводы....

« Волшебный воздух»

Конспект непосредственно образовательной деятельности ...