«Опасное и неопасное электричество»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие проводится с презинтацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             ГБДОУ  детский сад №17 Петродворцового района

                                                                   Мальцева Татьяна Сергеевна

       

            Конспект занятия  «Опасное и неопасное электричество»

Программное содержание.

Цель:

 Развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи.

Образовательные:

- дать детям элементарные научные представления об основных способах получения электричества, опасном и неопасном электричестве;

- формировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;

- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.

Развивающие:

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызывать радость открытий, полученных от познавательно – исследовательской деятельности;

- воспитывать умения работать в коллективе.

Словарная работа: электростанция, солнечная, ветряная, атомная, тепловая, гидроэлектростанция, электроприборы.

Материалы и оборудование: презентация по теме «Электричество», батарейки разные, часы, мультимедийная установка ( ноутбук, экран, проектор), воздушные шарики, пластмассовые трубочки, тканевые салфетки, тарелочки, комплект бумажных фигур ( звездочки, листики), комплект для экспериментирования: лампочка с двумя проводами, батарейки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала по теме, ознакомление с правилами пользования электроприборами и обращение с электричеством, разучивание считалки, чтение сказок и рассказов о бытовых приборах ( К. Нефедова « Бытовые электроприборы. Какие они », Т.А. Шорыгина « Основы безопасности»).

Организационный момент.

Дети входят в зал, встают полукругом. 

Воспитатель: Ребята давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями. Я очень рада видеть ваши лица, когда они улыбаются. И пусть сегодня вам поможет сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. Ведь они вам пригодятся.

Дети садятся на стульчики.

Сегодня нам в группу принесли письмо, а от кого оно я так и не поняла, может быть, вы догадаетесь.

                                         Она красива и мила,

                                         А имя ее от слова зола.

Воспитатель читает письмо.

Дорогие ребята! Хотела прийти к вам в гости, но не могу, потому что у меня много дел по дому. И если я все не сделаю, то мачеха будет меня ругать.

Мне моя крестная фея подарила много подарков и сказала, что эти приборы мне помогут облегчить мой труд. А что это за приборы и что с ними делать я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!

 Ребята поможем Золушке?

Основная часть.

- Как вы думаете, какие приборы могли бы облегчить труд Золушке?

Дети говорят, берут картинку с тем прибором, который назвали, вывешивают на мольберт  и рассказывают о нем.

- А как можно назвать эти приборы, одним словом?

- Как вы думаете,  почему  эти приборы называют  электроприборами?

 Да существует много электроприборов, но ими нужно правильно пользоваться!

- А вы знаете что электричество, при помощи которого работают электроприборы,  может быть опасным для человека?

Для того чтобы пользоваться опасным электричеством , нужно знать правила безопасности.

- А вы знаете правила безопасности?

Для того чтобы вспомнить правила мы с вами поиграем в игру « Верно ли?»

Я буду произносить предложения, а вы, если согласны со мной – хлопайте в ладоши, если не согласны – топайте ногами. Слушайте внимательно (игра проводится стоя).

Верно ли что ……

  • Можно пользоваться неисправными приборами?
  • Уходя из дома, нужно выключать свет?
  • Можно выключать электроприборы из розетки, потянув за шнур?
  • Можно прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?
  • Нельзя трогать руками оборванные провода?
  • Когда находишься дома, надо включать  все электроприборы?
  • Нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Хотите узнать, откуда берется электричество?

Для этого мы сегодня с вами отправимся в кинозал, чтобы посмотреть познавательный фильм об электричестве, а потом станем настоящими исследователями и посетим лабораторию. Вы готовы?  Тогда я вас приглашаю в кинозал.

Дети садятся на стульчики.

Электричество  с электростанции по линиям электропередач  (проводам) приходит к нам дома, квартиры, детские сады, школы и на предприятия.

А вы знаете, что такое электростанция? (ответы детей)

Электростанция – это машина для производства электрической энергии. От того, из какой энергии электростанция вырабатывает электричество, происходит название электростанций.

 Если электростанция преобразует солнечную энергию, она называется  солнечной электростанцией.

Если ветровую, то ветровой или ветряком. 

В настоящее время  основными видами  получения электроэнергии являются:

Атомная электростанция (АЭС)  использует ядерную энергию, которая преобразуется в электрическую с помощью атомов.

Гидроэлектростанция  использует энергию падающей воды. Необходимый для этого напор воды создается плотинами, которые воздвигают на реках и каналах.

Тепловая электростанция (ТЭС)  использует природное топливо (газ, торф).

 Посмотрите внимательно и скажите, где в нашем зале живет электричество?

 А как электричество  попадает в розетки, выключатели?

Теперь вы знаете,  откуда берется электричество. И сейчас мы с вами поиграем в игру « Ток бежит по проводам».

 Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолка , пылесос,

Ток энергию принес.

Воспитатель:  Мы с вами поговорили об опасном электричестве, но есть неопасное электричество.

Хотите узнать,  как оно появляется?

Для этого нам нужно из кинозала  отправиться в лабораторию. Мы с вами отправляемся в лабораторию для того, чтобы научиться использовать неопасное электричество.  Давайте закроем глаза  и произнесем считалку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ток ловить опять.

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Всем нам будет интересно.

Лаборатория №1

Воспитатель:   Перед вами на тарелочках лежат бумажные звездочки. Возьмите шарики натрите их о голову и прикоснитесь к бумажным звездочкам. Что происходит со звездочками?

Дети:  Они прилипли к шарику.

Воспитатель: Как вы думаете почему? (ответы детей).

Воспитатель: В наших волосах живет тихое электричество. Когда мы натираем шарики о волосы, заряды «минусы» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам «плюсам», поэтому наши звездочки прилипли.

Теперь мы с вами отправляемся во вторую лабораторию.

Лаборатория № 2

Воспитатель:   Перед вами на тарелочках лежат бумажные листочки. Возьмите пластмассовые трубочки и прикоснитесь к бумажным листочкам. Что вы видите?

Дети:  Листочки лежат спокойно.

Воспитатель:  Сейчас  мы сделаем эти обычные трубочки  необычными, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочки материала и натрите им пластмассовую трубочку. Медленно поднесите к  листочкам и тихонько поднимите. Что происходит с листочками?

Дети:  Листочки поднимаются.

Воспитатель:  Почему?

Дети:  Трубочки  наэлектризовались, и листочки прилипли к ним, притянулись.

Воспитатель:  С помощью чего они наэлектризовались?

Дети:  Мы их натерли кусочками материала.

Воспитатель:  Ребята, наша одежда тоже сшита из ткани, поэтому в нашей одежде тоже живет электричество, и когда мы ее снимаем, то можем услышать потрескивание и пощелкивание.

Отправляемся дальше. Посмотрите: на столе лежат предметы. Что это?

Дети:  Батарейки.

Воспитатель:  Правильно, батарейки. Для  чего они нужны? (Ответы детей)

Лаборатория  № 3.

Воспитатель:  Батарейки люди изобрели для хранения тихого, безопасного электричества, которое помогает нам зажигать фонарики, приводить в движение игрушки. Посмотрите - вот часы, но стрелки на них почему-то не двигаются. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей) Правильно, в них нужно заменить батарейку.

            Давайте мы с вами сделаем так, чтобы часы заработали. Для этого поставим батарейку – «пляс» к «плюсу», «минус»  к «минусу». Что произошло? Часы заработали.  Что за сила скрывается в батарейках?

Дети:  Электрический ток.

Воспитатель:  Когда мы поставили батарейку, через провода пошел электрический ток, который привел в движение механизм  часов, и часы заработали.

            Стрелки часов мы с вами привели в  движение. А  хотели бы вы зажечь лампочку с помощью батарейки? (Ответы детей)

Лаборатория  № 4.

Перед вами, ребята, батарейки, лампочка с проводами . Для того чтобы зажечь лампочку, нужно:

Взять в руки два провода, соединить с батарейкой. Что произошло с лампочкой?

Дети:  Они загорелись.

Воспитатель:  Теперь ребята давайте отсоединим один провод. Что происходит?

            Правильно,  какой можно сделать вывод? Лампочка загорелась, когда оба провода были подсоединены к батарейке. Ребята вы молодцы, отличные исследователи!

             Нам пора прощаться с лабораторией и возвращаться в детский сад. Дети идут к стульчикам и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять, мы в саду своем опять!».

Подведение итогов.

Молодцы!

- Вам понравилось?

Сегодня вы много узнали об электричестве опасном и неопасном, в лаборатории вы экспериментировали с неопасным электричеством, узнали, как батарейка приводит в движение стрелки часов, зажигает лампочку, как можно получить электричество при помощи шарика и волос, пластмассовой трубочки и ткани.

 Ну а сейчас нам надо поблагодарить гостей и попрощаться.

Воспитатель:  Спасибо за внимание!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего возраста "Опасное о неопасное электричество"

Конспект НОД для детей в подготовительной группе на тему "Опасное ои неопасное электричество"...

Опасное и неопасное электричество

Технологическая карта по познавательному развитию...

Конспект занятия по экспериментально исследовательской деятельности "Неопасное электричество"

В данном конспекте дети в игровой форме знакомятся со статическим электричеством...

« Опасное и полезное электричество»

Сила могучая есть на планете, С ней все высоты доступны на свете.Нам помогает и ночью и днем:Об электричестве речь мы ведем....

«Опасное и полезное электричество»

Ребята, сегодня у нас в гостях Лампочка – лапочка. Она пришла к нам, чтобы рассказать о своей стране Энерголандии....

« Опасное и полезное электричество»

Ребята, сегодня у нас в гостях Лампочка – лапочка. Она пришла к нам, чтобы рассказать о своей стране Энерголандии....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)

В данной методической разработке подобран материал для формирования навыков безопасного поведения детей при обращении с электроприборами....