Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)
методическая разработка по обж (старшая группа)

Рогачева Татьяна Ивановна

В данной методической разработке подобран материал для формирования навыков безопасного поведения детей при обращении с электроприборами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_opasnoe_elektrichestvo.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:

«Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)

Автор: Рогачёва Татьяна Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 6», г. Михайловска.

Цель: Формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами.

Задачи:

-систематизировать и обобщить знания о безопасном обращении с электроприборами;

-знакомить с понятиями: электрический ток, электричество;

-развивать мыслительную активность, любознательность, умение самостоятельно делать выводы, посредством экспериментирования;

-развивать способность анализировать, выдвигать предположение, выявлять причинно-следственные связи; 

-воспитывать чувство взаимопонимания и взаимовыручки, активно взаимодействуя в  подгруппе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Работа над словарем: электрический ток, электричество, подстанция, трансформатор, электростанция, высоковольтная линия.

Методы:

  • информационно-рецептивный;
  • исследовательский;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • поисковый (эвристический).

Виды детской деятельности:

социально-коммуникативная, познавательная, опытно-экспериментальная, игровая.

Планируемые результаты:

- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, учитывая интересы других участников диалога;

- проявляют активность, любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения показанным явлениям, экспериментируют;

- подчиняются общим правилам;

- активно владеют устной речью, свободно выражают свои эмоции и точку зрения;

- принимают самостоятельные  решения, опираясь на свои знания и опыт, проявляют желание узнавать новое;

- стремятся  самостоятельно добывать новые знания.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: медиа оборудование, видеосюжет, картинки с электроприборами, стол «ОБЖ», расчески, снежинки, батарейки, машина на пульте управления, тонкие полоски бумаги, 2 цвета обручей, игра «Лабиринт», кусочки ткани (шерстяной).

Организация и методика проведения образовательной деятельности

1.​ Организационный.

Раздается сигнал, въезжает машина.

Воспитатель:  Ребята, какая интересная машина как она сама смогла к нам заехать? (Ответы детей) Попробуем разобраться…

Голос из-за ширмы: Ой, ой подождите, я тоже хочу разобраться.

Воспитатель: Кто это? Давайте с ним поздороваемся.

2. Мотивационный

Лунтик: Здравствуйте, я - Лунтик! Я, что-то нашел и не пойму, что это, помогите мне разобраться!

Воспитатель: Это стол с разнообразными предметами. (Дети рассматривают и называют все предметы на столике).

Лунтик: А они не опасны?

3. Образовательный

Воспитатель: Все эти предметы необходимы человеку, они могут быть опасными, если неправильно ими пользоваться. Посмотрите что это за предметы? (Розетка, фен, утюг, чайник.)

Лунтик: Я не запомню, как их можно назвать одним словом и зачем они нужны?

Дети: Бытовые электроприборы.

Дети выбирают картинки и по очереди рассказывают о  назначении приборов:

1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.

2. Холодильник нужен для хранения продуктов.

3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.

4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.

5. Утюг - для глажки машины.

6. Электроплита - для приготовления пищи.

7. Электрочайник - для кипячения воды.

Воспитатель: Лунтик, какие у тебя есть электроприборы дома.

Лунтик: У меня все электроприборы, которые вы назвали, только я не пойму, почему они опасные?

Воспитатель: Послушай, и сразу все поймешь:

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетки поселился?

Дети отгадывают: Электрический ток.

Лунтик: Я знаю, без электричества не сможет работать ни один электроприбор.

Воспитатель: Вот мы вставляем вилку в розетку, и происходит чудо: электроприбор оживает, начинает работать.

Лунтик:  А откуда ток берется, что-то я не пойму?

Воспитатель: Об этом нам поможет узнать наш компьютер.

Просмотр видеоролика, на фоне которого воспитатель рассказывает: «Вы видели, как течет вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы - электроны. И течет эта электрическая река по проводам в определенном направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции.

Затем ток очень высокого напряжения течет по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете, когда пойдете в школу».

Лунтик: О, электричество настоящее чудо.

Воспитатель: А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам        , Свет несет в квартиру нам, (поочередно стучат пальчиками одной руки о пальчики другой руки)

Чтоб работали приборы: (Загибают пальцы  на обеих руках)

Холодильник, мониторы, Кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес. (Стучат кулаком одной руки о кулак другой)

Воспитатель: Вам понравилось играть с пальчиками?

Лунтик: Кажется, я начинаю понимать, что такое электричество, и как с ним нужно обращаться.

Ребенок: Электричество, все знают, - это очень хорошо.

Если правильно все делать- благо нам дает оно.

Если ж правила нарушить - будет много разных бед.

Соблюдай ты все советы и не нарушай заперт.

Воспитатель: Все правильно. Запомните еще одно простое правило: выходя из дома, нужно выключать из розетки все приборы, иначе может случиться пожар. Лунтик, уходя из дома, ты все электроприборы выключил?

Лунтик: Я  не знаю, что же теперь делать?

Воспитатель: Мы тебе поможем.

Дидактическая игра «Лабиринт» (Дети проходят лабиринт и находят не выключенный электроприбор).

Лунтик: Я исправлюсь, всегда буду все выключать.Интересно, раньше было электричество?

Воспитатель: Нет, много лет назад человек не знал, что такое электричество. Трудно было человеку. Как вы думаете, как люди обходились без электричества? Какие предметы заменяли современные электроприборы?

Игра «Найди пару»

Воспитатель поясняет: «Перед вами два обруча. В красном карточки с изображением современных электроприборов, в желтом предметы, которыми пользовались раньше. Найдите пару каждому предмету».

(Дети подбирают пары: стиральная машина - корыто, пылесос- веник, электроплита- русская печь, электролампа- свеча и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Справились. Но электричество таит в себе опасность.

Просмотр второго видеоролика

Воспитатель: Что случилось с мальчиком? Как нужно было поступить?

Лунтик: А все ли электричество опасно?

Воспитатель: Нет, Лунтик, есть еще электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Предлагаю превратиться в волшебников и поймать неопасное электричество, для этого нам нужно преодолеть полосу препятствий.

Динамическая пауза.

Дети проходят к столам.

Опыт 1.

Перед детьми на столе лежат снежинки, пластмассовые расчески.

Воспитатель: Дети, возьмите расческу и прикоснитесь к снежинкам. Что происходит? (Ничего)

Воспитатель: Произнесем волшебные слова: раз, два, три, четыре, пять - хочу волшебником я стать. Возьмите расческу, проведите по волосам, поймайте снежинку, постарайтесь поднять ее. Что же происходит? (Ответы детей) 

Из-за сильного трения расчески по волосам пошел электрический заряд, и расческа наэлектризовалась и притянула к себе снежинки, такой же опыт вы можете провести дома, удивить маму и папу.

Опыт 2.

Возьмите пластмассовую палочку, потрите о шерстяную ткань и прикоснитесь к конфетти, кусочку салфетки.

Вывод: Видите ребята, электричество живет во многих предметах, которые нас окружают.

Лунтик: Ребята, а в игрушках может быть электричество? Вот у меня игрушка, почему же она не работает? (Ответы детей)

Лунтик: Действительно, там нет батарейки.

Воспитатель: Сейчас, Лунтик, мы поставим батарейку и посмотрим, что же будет. Что за сила такая скрывается в батарейках? Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток. И она заработала.

Вывод: В батарейках тоже есть электричество.

Лунтик:  Вот здорово, электричество повсюду, от него работают и игрушки и электроприборы.

Воспитатель: Как много вы сегодня узнали об электричестве. Предлагаю проверить, все ли вы запомнили правильно в игре «Да и нет». Вы помните, что на ответ «Да» - хлопаете, на ответ «Нет» - приседаете);

1. Можно дотрагиваться до проводов и электроприборов мокрыми руками!

2. Можно пользоваться электроприборами без присмотра взрослых!

3. Нельзя играть с розетками!

4. Уходя из дома, нельзя гасить свет и отключать электроприборы!

5. Нельзя оставлять включенную плиту без присмотра!

Лунтик: Я запомнил самое главное правило для дошкольников - включать и пользоваться электроприборами только в присутствии взрослых и с их разрешения и тогда у вас и ваших близких все будет хорошо. Спасибо, ребята! Вы помогли мне многое узнать об электричестве, о том, как правильно с ним обращаться. Теперь мне пора, до свидания!

4. Рефлексия

Воспитатель:  Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Что было самым интересным? Что было самым необычным и загадочным? О чем вы расскажете дома?

5. Итоговый

Воспользуйтесь магнитной доской  и составьте карту безопасности при обращении с электрическими приборами. А вечером сможете показать ее родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африк...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему: « Мишка в гости к нам пришел"

      Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей  младшей группы детского сада на тему:« Мишка в...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей средней группы детского сада  на тему: « Дары осени"...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Счёт до 10. Четырёхугольник» для детей старшей группы.

Цель: развивать умение считать в пределах 10.Задачи: Образовательные:-Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10)....