Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Соколова Татьяна Генриховна

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkryvaem_afriku.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:


Тема:   организованная образовательная  деятельность  по познавательному развитию («География») в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африку».

Форма работы с детьми: игра - путешествие

Программное содержание:

Образовательные задачи.

  1. Расширять общее представление о зонах Африки: пустыня, саванна, тропический лес.
  2. Систематизировать знания детей о животных Африки.

 3. Формировать представление о ярких индивидуальных особенностях внешнего вида, типичных и индивидуальных проявлениях верблюда

  1. Уточнить представление о взаимосвязи строения животного и среды обитания.

Развивающие задачи:

Развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, умение оценивать свою деятельность.

Речевые задачи:

  1. .Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, умение поддерживать беседу, легко отвечать на поставленные вопросы, в доброжелательной форме высказывать свою точку зрения.

2. Активизировать словарь: материк Африка, контурная карта, пустыня, саванна, джунгли.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать любознательность, активность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

2.Стимулировать проявление  эмпатии, стремление передавать образ животного в движениях, мимике.

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа с детьми:

  • дидактические игры «Земля и её жители»,
  • «Сравни и подбери»,
  • зоологическое лото о животном мире;
  • просмотр видеофильма «Африка - путешествие в мечту»;
  • просмотр мультфильма « Доктор Айболит»;
  • ознакомление с художественной литературы по теме «Африка»;
  • рисование животных;
  • рассматривание карты, глобуса;
  • чтение и рассматривание энциклопедий.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, презентация, контурное изображение материка Африки, картинки животных в конвертах.

Раздаточный: лист формата с отверстием диаметром 1см, коробочки с песком, вырезанные фигуры животных.

Структура и методические приёмы:

Вводная часть (5 минут)

игровая мотивация;

вопросы к детям,  беседа;

психогимнастика;

Основная часть  (12-15 минут)

вопросы к детям,  беседа;

метод «растрепывания знаний» (автор А.Н. Запорожец);

поощрение;

исследовательская деятельность;

развивающее задание «Фонарик» (автор В.А. Петровский);

динамическая пауза;

использование ИКТ;

артикуляционная гимнастика.

Заключительная часть (3-5 минут)

вопросы к детям;

итоговая  беседа;

поощрение;

Ход занятия:

  1. Ребята, вы совсем скоро пойдете в школу,

  «Школы - не простые здания,

        В школах получают ...(знания)

Кто мне подскажет, где можно получить ответы на все вопросы?

     (ответы детей). Совершенно верно «Книга-источник знаний». Взгляните на наш книжный уголок. Сколько разных интересных книг существует. Вот, например энциклопедия по географии. Какие яркие иллюстрации! (открыв книгу, воспитатель обращает внимание на белую страницу). Ой, какая досада, в типографии машина допустила ошибку, и страница не полностью пропечаталась. Давайте исправим ошибку и сами закрасим эту страницу. Так, эта страница про материк «Африка». Что мы про нее знаем? Предлагаю отправиться в экспедицию и самим добыть знания. Каким должен быть географ? Сейчас вы сами назовете. Но сначала произнесем  правила речи. (Дети берутся за руки и вместе произносят)

 Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

 Словесная игра  «Скажи наоборот»  (Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит: «Ленивый».  Ребенок  кидает мяч обратно и отвечает «трудолюбивый»)

Злой – добрый

 Медлительный – быстрый

Неряшливый - аккуратный

Нервный - спокойный

Трусливый – смелый

Больной – здоровый

Плохой – хороший

Глупый – умный.

Воспитатель: Молодцы! Назвали все важные качества.  Пора в путь! Давайте произнесем перед путешествием наши волшебные слова. Встаньте в круг. Говорим вместе.

Психогимнастика.

Я здоровый, я красивый,

Я счастливый и любимый.

Много у меня друзей –

В моей жизни все «о ‘Кей».

Я веселый, я счастливый,

Озорной, любимый, милый.

Быстро я всему учусь,

В жизни я всего добьюсь.

Я рожден, чтоб быть счастливым!

Я расту и познаю

В этом мире все едино,

Я  любим и я люблю!

 Пора в путь. В этом нам поможет магический шар.

Приготовьте ладошки, закройте глаза и отправляемся в волшебное путешествие        

(Звучат звуки пустыни). Дети открыли глаза.

  1. Рассматривания слайда пустыни

Ребята, посмотрите вокруг, где мы с вами оказались? (слайд №1). По каким признакам узнали, что это пустыня?

(ответы детей)

А животные могут быть в пустыне?

Какие у вас предположения?

Вот посмотрите, кто появился на горизонте?  (слайд №2)

Путешественник отважный

Он идёт пустыней важно

 Не боится от жары

Два горба как две горы.

А как верблюда называют по-другому? («Корабль пустыни»). Почему? Движения у него плавные, как у корабля. Он перевозит тяжёлые грузы, людей.

  1. Давайте поразмыслим. (Метод « растрёпывания»   знаний»)

А у нас в России какое животное облегчает труд людей? Кто перевозит грузы, людей? (Ответы детей).

Как вы считаете, а лошадь может жить в пустыне так же, как и верблюд? (Ответы детей).

Объясните. (Для лошади нужна вода, она не может жить долго без еды и воды, как верблюд).

Что помогает верблюду выжить в пустыне? (ответы) У него есть горб, в котором накапливается жир и вода, а когда запасы заканчиваются, горб свисает) {слайд №3)

Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами), (слайд №4).

Какие они у верблюда? На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по горячему песку?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём эксперимент.

4 Проведение эксперимента.

Ребята, проходите за столы (у каждого ребёнка посуда с песком и карандаши).

Представьте, что это острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда.

Покажите, как ходит человек по песку, а теперь  верблюд.

Посмотрев на эти следы, что вы можете сказать? Ваши предположения. (У человека нога проваливается глубоко, ему тяжело ходить по песку, а у верблюда остаются только следы). Как вы можете это объяснить?

В природе нет ничего случайного, и поэтому и ноги у верблюда широкие.

Вот мы и узнали характерные особенности верблюда, посмотрели первый чудесный уголок Африки.

Как он называется? (Пустыня).

(Дети находят и приклеивают пустыню).

Наше путешествие продолжается. (Дети закрывают глаза, звучат звуки саванны).

Слайд № 5.

Как называется это место?

(Саванна).

Чем отличается саванна от пустыни?

Чем покрыта земля в саванне? (травой)

Она какая? Почему? (густая, жёлтая, сухая - потому что лето длинное, жаркое, зимой идут дожди и трава становится зелёная, сочная).

Ребята, присмотритесь, что здесь необычного, кого мы здесь видим. Понаблюдаем за ними в бинокль.

5. Игра «Угадай животное» (слайды с животным).

Что за ноги, что за шея 

Не видали мы длиннее (жираф) 

Надела коняшка морскую рубашку (зебра)

Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу

У всех  рога на голове  

У одного лишь на носу (носорог)

Он самый главный из зверей  

Он всех сильней и всех важней (лев)

То не лев, не тигр, не кошка,

но похож на них немножко

Пусть не виден в нём азарт!

Это хищник (леопард)

Ростом он с большую башню,

Но ничуточки не страшный.

Добродушен и силён Африканский Чудо  (Слон)

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка»

Буду подражать слону!

Губы хоботом тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

Цель: выработать умение удерживать губы в трубочке.

(видео)  

Молодцы ребята!

Мне понравились ваши высказывания.

Как называется это красивый уголок Африки?

 Продолжаем заполнять карту

6. Сейчас мы немного отдохнём.

Динамическая пауза  «Изобрази животное»  (по движениям и повадкам узнать животное и его настроение

(Дети заполняют карту)

Мы продолжаем путешествовать по загадочным уголкам материка Африки. (Дети закрывают глаза, звучат звуки тропического леса).

Куда мы с вами пришли? (В тропический лес).

Чем отличаются он от пустыни и саванны?  А как по-другому называется тропический лес? (джунгли) Деревья растут близко друг к другу, мало света, много влаги  непроходимый лес

В джунглях темно, ничего не видно, но посмотрите, кто - то оставил нам фонарики.

  1. Развивающая игра «Фонарики»

Посмотрите в окошечко, пусть там всегда что - то будет видно? (дети определяют обезьян)

Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком? (Аналогично воспитатель спрашивает и у других детей). Замечательно, ребята. Теперь мы увидели, кто живёт в тропическом лесу.

Джунгли - царство обезьян, а также можно встретить леопардов и слонов. Ребята, заполним последний уголок Африки. Как он называется? (Дети заполняют карту)

  1. Игра «Кто, где живёт»

Давайте  заселим  животных по среде обитания (дети прикрепляют фигурки животных на контурное изображение Африки

Посмотрите на карту. Какая карта у нас получилась. (Ответы детей)

У нас с вами получилась настоящая карта животного мира Африки. А теперь глядя на карту, мы можем что-нибудь рассказать. Сейчас я ее сфотографирую и отправлю на типографию.

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003.
  2. А.А. Вахрушева, Е.Е. Качемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова, 2001  Здравстуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей-М.: «Баласс», 2003.
  3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему: « Мишка в гости к нам пришел"

      Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей  младшей группы детского сада на тему:« Мишка в...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей средней группы детского сада  на тему: « Дары осени"...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...