Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы летом» в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы Тамбовской области летом» в старшей группе.
Цель: расширить знания детей о птицах Тамбовского края.
Задачи:
- Обучать детей знаниям о жизни птиц летом, гнездовании, выведении потомства, птичьем пении. Научитьправильно заботиться о птицах. Учить рассуждать, высказываться, делать выводы, слушать ответы сверстников.
- Развивать у детей память, логическое мышление, кругозор.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам
Оборудование: карточки с изображениями разныхвидов птиц(ворона, кукушка, сова, скворец);материал для рисования; аудиозаписи звуков «Кукование кукушки, «Перестук дятла» и т.д.,картинки с изображением птенцов – слеток, ноутбук, экран, проектор.
Предварительная работа:
- Знакомство с Красной книгой Тамбовской области.
- Наблюдение за птицами во время прогулок.
- Чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций.
- Лепка на тему (Птицы).
- Аппликация (Скворечник).
- Рисование (Снегирь).
- Разгадывания загадок.
Ход занятия:
Вступительная часть
Минутка эмоционального настроя:
Здравствуй, небо!( руки вверх)
Здравствуй, земля! (рисуем руками круг)
Здравствуйте, все мои друзья! ( подняли руки вверх)
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Феи леса, давайте прочитаем .
«Дорогие ребята, недавно у нас в лесу пронесся сильный ураган и разорил многие гнезда птиц. Помогите нам пожалуйста. Фея леса».
Ребята,поможем птицам? Тогда в путь. А на чем можно добраться до леса?
Дети: на машине, велосипеде,мотоцикле, машине.
Воспитатель: Правильно, но в путешествие мы пойдем пешком. Ведь ходьба полезна для здоровья.
(Дети идут по залу, затем подходят, на экране изображен лес, слышны голоса птиц).
Дидактическая игра «Узнай птицу по голосу»
(Дети слушают аудиозаписи голосов птиц и определяют)
Воспитатель: Мы знаем, что птицы-наши верные друзья. Они дарят красоту нашей природы и еще их называют лесными санитары. А назовите птиц, которые живут в нашем Тамбовском крае.(Дятел, скворец, синица, воробей, ворона, грач, сова
Воспитатель: Что у меня за книга, назовите ее.( Красная книга Тамбовской области.)
Воспитатель:Да, это Красная книга Тамбовской области. Мы уже ранее знакомились с ней и рассматривали ее. Сейчас внимательно посмотрите на экран и назовите некоторых птиц Тамбовского края, которые занесены в Красную книгу.
(Дети называют птиц)
Воспитатель: Почему эти птицы занесены в Красную книгу?(:Потому что, это редкие птицы.)
Воспитатель: Ребята, вы наблюдали за птицами летом? Вспомните, что они делают.( Поют песни, ищут червяков, ловят мошек.)
Воспитатель: Правильно. Летом птицы как и звери ведут активную жизнь. Но песни они поют в основном по утрам и вечерам, а днем заняты поисками насекомых и их личинок для себя и птенцов. Они ищут насекомых и червячков в траве и стволах деревьев. Давайте поможем им сделаем домики для птиц. Но сначала вспомните, как называется домик для скворца?(Скворечник.)
Воспитатель: А что служит домиком для совы или кукушки?( Дупло).
Воспитатель: Правильно, а какой домик нужен для вороны?(: Гнездо из веток и и травы.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте для разных птиц сделаем разные, новые домики.
Пальчиковая игра«Птички»
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)
Совместная образовательная деятельность
Дети рисуют «домики» для разных птиц.
Дидактическая игра « Найди домик для птицы»
Дети делятся на две группы. Участники одной группы берут карточки с изображением птиц, участники второй группы –рисунки птичьих домиков.
По сигналу воспитателя они подходят друг к другу и образуют пары ( Берутся за руки) по принципу подходящего к птице домика.
Основная часть
Воспитатель: Ребята мы помогли птицам. А как вы думаете, птицы помогают людям? Как?
( Дети высказывают различные мнения)
Воспитатель: Птицы уничтожают вредителей сада и огорода. Например, синицы и скворцы (показ на экране) за день съедаютстолько насекомых, сколько весят сами. Большая синицаболее 300 раз в день приносит птенцам корм. Каждая из птиц, живущих в саду, очищает от насекомых вредителей около 40 яблонь. Ласточка вылавливает за лето до 1 млн.мошек, комаров. Серая мухоловка ежедневно ловит около 350 мух. А кукушка за час съедает до 100 гусениц. Воробьи не только любят крошки и зернышки, одна пара истребляет несколько тысяч гусениц в неделю. А чем питаются хищные птицы?(Они едят грызунов.)
Воспитатель: Правильно, тем самым спасают урожай зерна, ведь каждая мышь съедает очень много зерна за лето. Тем самым уничтожая мышей,сова может спасти целую тонну урожая.
Гимнастика для глаз
Воспитатель:Дети, а теперь посмотрим, куда же сорока сейчас полетит, наблюдать будем только глазками, чтобы ее не спугнуть.
Сорока летит вверх, сорока летит вниз,
Сорока летит вправо, сорока летит влево,
Сорока летит по кругу. (Дети глазами наблюдают за сорокой).
Воспитатель :Отгадайте о каких птицах идет речь в загадках:
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.(Дятел)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.(Воробей)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.(Сова)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.(Сорока)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
Физкультминутка «Мы – друзья»
Дружно за руки берись,
Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)
Будем веселиться, (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться. (кружение)
Много радостных людей, (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем, (подходим к центру)
Про печаль забудем! (отходим назад).
Воспитатель: Ребята, скажите, если гуляя в парке, лесу или около речки, вы найдете одинокого птенчика, что вы будете делать?
(Дети высказывают предположения, фантазируют, делятся опытом)
Воспитатель: Может показаться, что птенчик потерял родителей, и у вас появиться желание подобрать малыша и приютить у себя дома. Но не всегда так можно поступать. Птенцы многих певчих птиц, обитающих в нашей стране, покидают гнезда тогда,когда еще не умеют летать. Как вы думаете. Почему?
(Дети высказывают предположения)
Воспитатель: Если бы птенцы долго оставались в гнезде, нападение на него хищника было бы роковым для всего выводка. А если покинули гнездо и спрятались поодиночке, у каждого из них больше шансов спастись. Поэтому птенцы покидают гнездо как можно раньше, такие малыши называются слетками.
(Показ на экране слетка, дети рассматривают птенцов)
Воспитатель:Слетки бесхвостые, желторотые, перышки у них только появились. Если вы нашли такого птенчика, отойдите подальше и не беспокойте его. Родители обязательно найдут его и покормят. А как узнать попал птенец в беду или просто покинул гнездо?
( Дети высказывают предположения)
Воспитатель: Когда птенцы попадают в беду и нуждаются в помощи, это всегда заметно. Например, рядом находится поврежденное ветром или хищником гнездо. В этом случае надо отнести птенца взрослым, которые могут обратиться к специалисту и узнать как ухаживать за птенцом.
Заключительная часть
Воспитатель спрашивает детей, что они делали на занятии:
- повторили где живут летом птицы;
- вспомнили редких птиц Тамбовского края;
- узнали, что птицы помогают спасти урожай, уничтожая вредителей-насекомых;
- прослушали голоса разных птиц;
- запомнили, что не всегда можно подбирать птенчика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_letom_kuznetsova_g._p._1.pdf | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"
Занятие с ИКТ...
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы"
Конспект по окружающему миру...
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы» "
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы» "...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африк...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»
ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»
ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)
В данной методической разработке подобран материал для формирования навыков безопасного поведения детей при обращении с электроприборами....