НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Путешествие в Антарктиду».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кулида Анастасия Александровна

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;

Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- развивать умения пользоваться мнемотаблицами;

- развивать речь, обогащать словарный запас  (слова: полярник, айсберг, ледник, материк, океан);

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida_s_polyarnym_siyaniem.pptx2.63 МБ
Файл puteshestvie_v_antarktidu.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №25

НОД

в подготовительной группе

по реализации

образовательной области «Познавательное развитие»

по теме: «Путешествие  в Антарктиду».

Воспитатель:

 Кулида Анастасия Александровна

Армавир,2014

НОД

в подготовительной группе

по реализации

образовательной области «Познавательное развитие»

по теме: «Путешествие  в Антарктиду».

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;

Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- развивать умения пользоваться мнемотаблицами;

- развивать речь, обогащать словарный запас  (слова: полярник, айсберг, ледник, материк, океан);

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи;

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением  холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры « Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;

- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;

- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;

- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;

- карточки, карандаши для игры « Кто где живет ».

Ход занятия:

 Слайд № 1 – фон

 ( Посылку дети получили перед занятием )

Воспитатель: Ребята, сегодня утром  нам принесли посылку и мы с вами договорились открыть ее на занятии, а вот и посылка ( на столе посылка ).

- вы хотите узнать, что в ней находится? ( да ). Давайте откроем, а как? – ( ответы детей: разрезаем скотч, открываем посылку ). Помогите мне, пожалуйста. Спасибо.

- Что это?  ( воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это?, кроме видеописьма ) – дети перечисляют предметы (карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки ). 

Воспитатель: Как вы думаете,  кому они могут принадлежать все эти вещи?

 ( человеку для путешествий в холодные места ). Почему именно в холодные места? ( в посылке лежат теплые вещи ).

Воспитатель: ( берет в руки карту ) Что это?  ( Карта ) 

Воспитатель:  для чего? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет. )

Воспитатель: ( берет в руки компас ) Это что? ( компас )

Воспитатель: для чего он нужен ( определять направление движения ).

 Воспитатель: ( достает и показывает аптечку ). А это что такое? ( аптечка )

Воспитатель: для чего нужна аптечка? ( чтобы оказать помощь себе или другу )

Воспитатель: ( берет в руки темные очки ) Что это? ( темные очки  )

Воспитатель: для чего нужны темные очки? ( защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой )

Воспитатель:  ( достает и показывает варежки, шапка, шарф ) Что это? ( дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи )

Воспитатель:  для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей  и отправиться  путешествовать туда, где холодно)

Воспитатель:  Ребята, здесь еще видеописьмо  ( воспитатель достает и показывает диск ), давайте посмотрим его.

Слайд № 2 - Фото полярника ( запись голоса полярника на магнитофоне )

Здравствуйте, дорогие ребята из города Армавира!  Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь, видели удивительное  явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть?  Приглашаю вас посмотреть на это чудо  природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние. ( дети смотрят слайд и слушают видеописьмо ). 

Воспитатель:   Ребята, вы посмотрели видеописьмо от Иван Николаевича, рассмотрели вещи в посылке, так кому же принадлежат все эти вещи? ( ученому - полярнику ).

Воспитатель:  Ребята, как можно больше узнать о чем - то, не выходя из группы? При помощи чего? ( у экрана телевизора, компьютера, рассматриваем книги, альбомы ).

Воспитатель: На каком  материке мы живем? ( Евразия  ).

Воспитатель: Ангелина, покажи, пожалуйста,  на глобусе.  

Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? ( Антарктида находится на Южном полюсе ). Кто мне покажет, где это? ( ребенок показывает Антарктиду на глобусе ). Молодцы, а теперь посмотрите,  пожалуйста на экран.

Слайд № 3 - Антарктида

Воспитатель: Каким цветом  отмечена  Антарктида? ( белым! )

Воспитатель: Что означает белый цвет?  ( снег, лед, холод  )

Воспитатель:  Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура  воздуха минус  - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Слайд № 4 – таблица, открылась 1  картинка – Антарктида

Воспитатель:  Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды

Слайд № 5  - Айсберги
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?  ( Айсберги )

Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? ( Они откололись от ледника)

Воспитатель: Опасны ли айсберги?  Для кого?  (большую опасность айсберги представляют для кораблей.)  Почему?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.

Опыт со льдом:

Воспитатель:  Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду  большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?

Дети:  Нет. 

Воспитатель: Почему? ( Лед легче воды  )

 Воспитатель: Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель:  Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей ). Почему? ( потому что под водой находится его большая часть и она не видна ).

Воспитатель:  Ребята,  давайте поиграем в игру « Хорошо или плохо?» ( лед хорошо – можно заморозить продукты,  чтобы не испортились; пить воду,  добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо -  упадешь, поломаешь ногу, руку;  провалиться  и утонуть; холодно – простынешь.)

Слайд № 6 – таблица, открылись 2 картинки – Антарктида и Айсберги.

Воспитатель:  Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде?  ( нет, там только станции на которых работают ученые, полярники ).

Воспитатель:   Кто такие полярники?  ( Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом ).

Воспитатель:  Что они делают в Антарктиде? ( наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)

Воспитатель:  Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк?  Внимание на экран. Слайд № 7 – человечки – качества полярников.

Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые   бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные ). Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым,  полярникам, мы знаем о погоде,  жизни в Антарктиде.

Воспитатель:  Полярники смелые, сильные, спортивные люди, но и мы не отстаем, мы тоже любим спорт,  давайте мы с вами немного разомнемся ( дети делают физминутку ):

Физминутка: Чтобы сильным, ловким стать, зарядку надо повторять:

Руки вверх, руки вниз, снова вверх и снова вниз,

Наклон вправо, влево, вперед, назад, много, много раз подряд.

Раз – присели, два – мы встали, Снова сели, снова встали.

И как мячик поскакали.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

мы руки подаем – идем, идем, идем. Один за всех, все за одного. 

Слайд № 8 - таблица, открылись 3 картинки - Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников.

Воспитатель:  Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли  в Антарктиде живые существа? ( да ). Назовите их ( животные - тюлень, морской котик; птицы, рыбы )

Слайд № 9 Тюлень  и морской котик

Воспитатель:  - Кто это? (  Животные.  Назовите их (тюлень, морской котик ).

Воспитатель:  - Кто это? ( морской котик ). Покажи.

Воспитатель:  - Кто это? ( тюлень ). Покажи.

Воспитатель:  - Почему вы решили, что это животные? Чтобы вам было легче рассказывать, я предлагаю вам такую таблица ( дети рассказывают по мнемотаблице ). Чем они похожи? (дети рассказывают по мнемотаблице – оба животные, у них есть морда, тело  покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского котика рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком )

Воспитатель:  Вы знаете, что ученые прозвали котика пятнистый морской леопард. Как вы думаете, почему? ( за его окрас – пятнышки на теле )

Воспитатель: Молодцы!  А сейчас я предлагаю вам  поиграть в игру « Кто, где живет ».  Для этого вам нужно пройти за столы.

Воспитатель: Ребята, внимательно  посмотрите на карточки и расселите  животных  кто, где живет, карандашом проведите линию от животного к месту его обитания ( за столами, у каждого ребенка карточка и карандаш ). А сейчас перепроверьте друг друга и помогите товарищу ( работа в парах: дети перепроверяют друг друга ). Молодцы! Подойдите все ко мне. Внимание на экран. Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.

Слайд № 10 - таблица, открываем 4 картинки: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные.

Слайд № 11 – пингвины, поморник, буревестник, альбатрос.

Воспитатель:  Кто это? ( птицы ). Назовите их ( пингвины, поморник, альбатрос, буревестник ). Почему это птицы?  Вам поможет таблица( рассказ по мнемотаблице - У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца ).

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и  не летает, то для чего же им нужны крылья?  (чтобы плавать ).

Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? ( плотными короткими перьями ). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? ( Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира ). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.

опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? ( капли воды остаются на коже ). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? ( капли воды скатываются с рук ). Тоже  самое происходит с перьями пингвина. Какай  вывод  мы можем сделать?

Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Молодцы, подойдите все ко мне. Посмотрите на экран.

Слайд № 12– детский сад пингвинов

Воспитатель: Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов. Пингвин – птица, которая высиживает яйцо на лапках, яйцо попадает в пуховый карман, который находится в складках между лапками и брюхом, даже когда пингвин передвигается, птенец находится в тепле, он под надежной защитой папы.

У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком  суровом крае.

Мы отгадали еще загадку Антарктиды.

Слайд № 13 - таблица, открываем 5 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы.

Воспитатель: Ребята, осталась одна  загадка. Посмотрите на экран.

Слайд № 14 - День.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( день ). Как вы это определили? (  светит солнце, дети играют  птички летают…) 

Слайд № 15 - Ночь.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( ночь ). Как вы это определили? ( темно, на небе светит луна, звезды…) 

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные  полярные  ночи.

Слайд № 16 - День - Ночь.

Полярники работают и в темное время суток.

Слайд № 17- таблица, открываются 6 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы, день, ночь.

Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды. Так что же такое АНТАРКТИДА?- ( дети рассказывают по слайду № 17– закрыты все картинки )

1. Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;

2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;

3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.

4. В Антарктиде  живут животные: тюлень, морской котик,  морской слон.  Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью,  тело овальной формы.  Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу. У них рождаются живые детеныши, их кормят молоком.

5. В Антарктиде живут птицы: пингвины, поморник, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают. Поморник, буревестник  воруют яйца и птенцов у пингвинов.

6. В Антарктиде короткий полярный день,  длинные  полярные  ночи…

В Антарктиде  уже наступает полярная ночь  и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 18 – Видео – Слайды  Полярное Сияние. Красота небесного свечения!

Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей  прочитать в энциклопедии.

Воспитатель: Чем же вам понравилось волшебное явление?  ( блестит как бриллиант, искрится ка снежок на солнышке, мерцает как звездочка)

Воспитатель: Какое сияние? ( сверкающее, блестящее, красивое )

Воспитатель: Какие чувства вы испытывали?  ( радость, удивление, восхищение ) Воспитатель:  Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду?  Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно  станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. Молодцы, вы мне очень  понравились:  ( Семен, Виталик очень интересно рассказали про пингвинов, Лиля, Камилла интересно рассказали об Айсбергах; - хвалю каждого ребенка  не только за результат, но и за деятельность в работе ). Спасибо за помощь в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Морское путешествие».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему "Морское путешествие". ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми подготовительной к школе группы  по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"

Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной де...

ООД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Путешествие в Антарктиду».

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой....

непосредственно - организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы «Подсолнухи» по образовательной области «познавательное развитие» на тему: «Лекарственные растения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Иршинская НОШ»         Конспект непосредственно - организованной образовательной деятел...