Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Вайсят Ирина Александровна

Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной деятельности лежит игровой прием игра-путешествие, при помощи которого дети становятся настоящими жителями своего города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

«СВЕТЛЯЧОК»

Методическая разработка

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Речевое развитие»

для детей подготовительной группы

по теме: «Мой город».

        Выполнила:

Вайсят Ирина Александровна

воспитатель 1 категории

МБДОУ детского сада

комбинированного вида№1 «Светлячок»,

г. Александровск – Сахалинский

Адрес: г. Александровск-Сахалинский, улица Смирных, 26

Телефон:8(42434)450-59

e-mail: mbousvetlachok@list.ru

Александровск – Сахалинский

2016 год

Содержание.

Аннотация.        3

Актуальность.        4

Основная часть.        5

Список использованной литературы        17


Аннотация.

Данный конспект НОД представляет собой конспект интегрированной образовательной деятельности на тему «Мой город». Интегрированное занятие построено в виде экскурсии – рассказа о родном городе, его истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В группе была создана определенная предметно – развивающая игровая среда, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности.

В основе представленного конспекта НОД лежит игровой приём, приём мотивации на деятельность – игра-путешествие. При помощи которого, дети становятся настоящими жителями своего города.

Развивая ребенка в социальной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры своего города, участвовать в их сохранении и приумножении.


Актуальность.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Поэтому хотелось бы уповать на то, что сбудутся слова великого русского философа П. Флоренского о том, что нигилизм, исчерпав себя, докажет свое ничтожество, вызовет ненависть к себе, и тогда сердца и умы с новой силой обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси. Потребность в проведении такой деятельности сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознания и самоуважения народа.

Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.

Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.

Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения.


Основная часть.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия.

Форма проведения:

Игра – путешествие.

Словарная работа:

Новостройка, аттракцион, достопримечательность, музейный комплекс.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Ну-ка, буква, отзовись!», «Засели домик», «Составь предложение», «Четвёртый лишний»; индивидуальная работа с детьми по развитию фонематического, фонетического слуха и восприятия; целевые прогулки по улицам города; экскурсия в городской краеведческий музей имени Антона Павловича Чехова, в детскую библиотеку; игра «Узнай, где я нахожусь», беседы о родном городе Александровск-Сахалинский; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок с изображениями культурных мест города, достопримечательностями, мест отдыха.

Методы и приемы НОД:

Практические – игровое упражнение, развивающая игра, двигательное упражнение;

Наглядные – рассматривание иллюстраций, использование схем;

Словесные – констатирующие и познавательные вопросы, художественное слово (загадка), стих, объяснение, беседа.

Место проведения:

Групповая комната.

Образовательные задачи:

– Освоение представлений о родном городе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях («Познавательное развитие»);

– Овладение представлениями об истории родного города и выдающихся горожанах («Познавательное развитие»);

– Развитие познавательных процессов детей: зрительного восприятия, памяти, внимания детей («Познавательное развитие»);

– Формирование у детей понятия: звук, слог, слово, предложение (Речевое развитие);

– Формирование умения проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, упражнение в работе со слоговой схемой на 4-5 звуков и схемой на составление предложения из 3-4 слов («Речевое развитие).

Развивающие задачи:

– Способствовать развитию коммуникативных способностей при организации коллективной деятельности дошкольников («Социально-коммуникативное развитие);

– Активизировать развитие речевого творчества детей, умение отвечать на вопросы простым распространённым предложением, умение анализировать, делать выводы («Речевое развитие»);

– Способствовать развитию речевого слуха дошкольников, умению сочетать слова с движениями («Речевое развитие»);

– Способствовать развитию общей моторике воспитанников, профилактике нервно-эмоционального напряжения («Физическое развитие»).

Воспитательные задачи:

– Воспитывать у детей самоконтроль за речью, самостоятельность при выполнении заданий;

– Воспитывать у детей умении: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей и уважать их мнение;

– Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, родной город, любовь и уважение к ней («Социально-коммуникативное развитие»).

Материалы и оборудование: фотографии (иллюстрации)  города Александровск-Сахалинского, дидактическая игра «Составь предложение о достопримечательностях родного города»; дидактическая игра «Найди одинаковые звуки»( из комплекта игровых динамических раздаточных пособий «Карусель»); дидактическая игра «Найди одинаковые слоги» из комплекта карточек с заданиями для групповых занятий с детьми 6-7 лет; схемы предложений из 3-4 слов; 3 мольберта, иллюстрации с изображением школьных принадлежностей, других предметов по выбору воспитателя, модель «руль», музыкальное сопровождение песня М. Бабича «Александровск-Сахалинский», магнитофон.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

  1. Организационный этап

(Воспитатель приглашает детей встать в круг).

Ритуал начала занятия.

Колокольчик звенит, заливается,

Все ребята вокруг собираются,

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Я вас очень рада всех видеть.

Воспитатель:

Сегодня у нас всё можно, дружить, думать, фантазировать, сомневаться, ошибаться, искать, играть.

(Звучит музыка. Песня Бабича М. «Александровск-Сахалинский»)

(Дети стоят вокруг круглого стола, на котором лежат фотографии достопримечательности города).

Беседа о родном городе.

– О каком городе прозвучала песня?

(О городе Александровск-Сахалинском. Наш город называется Александровск-Сахалинский).

– А как называются люди, которые живут в Александровске-Сахалинском? (Александровцы). Я хочу подарить красивые, добрые слова нашему родному городу.

Любимый город

Люблю я город свой родной

Его особую красу,

И вижу я её везде

На море, в роще и в лесу.

На море родственники есть

Три брата, две сестры

А на верху стоит Жонкьер

И мы за них горды.

Наш город вроде небольшой,

Но красоты не счесть.

Как хорошо, что города

Такие все же есть!

Но наш особый городок-

Он исторический.

Здесь Чехов жил, была тюрьма

В наш век космический.

И каторжан со всех концов

Он принимал сюда,

Но разве можно не любить

Такие города.

Организация и самостоятельное моделирование образовательного пространства группы детьми.

Образовательная ситуация «Превратим нашу группу в наш родной город».

Воспитатель: – А давайте, нашу группу превратим в наш город.

(Дети размещают фото по периметру группы по своему желанию).

Вопросы:

– А как можно назвать одним словом места, такие как музей, памятник В.И Ленину, памятник юным добровольцам? (Достопримечательности)

– История города Александровск-Сахалинского неразрывно связана с судьбой русского народа, его горестями и радостями, победами и достижениями.

– Вам бы хотелось узнать поподробнее об наших некоторых достопримечательностях? Тогда я предлагаю вам отправится попутешествовать по нашему городу.

Динамическая минутка «Город».

Представьте, что мы водители.

По городу стремительно автобусы идут, («Едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут.

Спешишь ли в гости к другу

иль в школу на урок, (Делают повороты туловищем)

Они без опозданья тебя доставят в срок. («Едут» по кругу)

– Мы пассажиры.

Мы в автобус дружно сели (Приседают на корточки),

И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо – влево),

Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль»)

Воспитатель:

– Молодцы, приехали. Послушайте загадку. А отгадка этой загадки и будет нашей первой остановкой.

– Снаружи смотришь – дом, как дом.

Но, нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными (библиотека).

Воспитатель: – А скажите, пожалуйста, для чего нужна библиотека в городе? (Дети, взрослые берут книги, журналы, газеты для чтения; книги помогают писать разные доклады; знакомят с историей родного города и т.д.)

(Дети рассаживаются на стульчики для проведения дальнейшей викторины).

– Ребята, я предлагаю вам интересную викторину «Что мы знаем о городе Александровск-Сахалинском?» (Вопросы сопровождаются показом фото, иллюстраций. Дети могут находить на уже расположенных ими по группе изображений достопримечательностей города).

1. Сколько музеев в нашем городе? (Два музея. Краеведческий комплекс имени Антона Павловича Чехова, краеведческий музей имени Александра Трофимовича Цапко). (Приложение 1).

2. Назовите улицы, название которых носят Фамилию Имя и Отчество героев Великой отечественной войны? (Буюклы Антон Ефимович, Смирных Леонид Владимирович, Строков Алексей Иванович). (Приложение 2).

3.Как называется новый памятник, возведённый в парке нашего родного города? (Памятник юным сахалинцам – добровольцам). (Приложение 3).

4. Имя кого носит городская библиотека? (Михаила Семёновича Мицуля). (Приложение 4).

5. Как звали тренера по дзюдо и самбо, который основал нашу детскую спортивную школу? (Василий Сергеевич Ощепков). (Приложение 5).

6. Самая первая общеобразовательная школа на Сахалине? (Первая школа Основана в 1898 году). (Приложение 6)

Динамическая минутка «Город»

Воспитатель: Я предлагаю отправиться дальше на прогулку по городу:

– Представьте, что мы водители.

По городу стремительно автобусы идут, («Едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут.

Спешишь ли в гости к другу

иль в школу на урок, (Делают повороты туловищем)

Они без опозданья тебя доставят в срок. («Едут» по кругу)

– Мы пассажиры.

Мы в автобус дружно сели (Приседают на корточки),

И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо-влево),

Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль»)

– Молодцы, приехали.

Воспитатель: Что можно увидеть на улицах нашего города?

Дети: Дома, магазины, детские сады, школы, остановки.

Воспитатель: Пожалуйста, послушайте загадку и узнаете на какую первую нашу остановку мы прибыли.

В этом светлом магазине

Ты увидишь на витрине

Не одежду, не продукты,

И не книги, и не фрукты.

Здесь микстура и таблетки,

Здесь горчичники, пипетки.

Мази, капли и бальзамы

Для тебя, для папы с мамой (Аптека)

Так, какая наша первая остановка?

Дети: Аптека.

Воспитатель: Что продается в аптеках?

Дети: Лекарства.

Игра «Волшебные звуки».

Дидактическая задача: развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З].

При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж]. (Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).

Воспитатель: Если вы запомните эти упражнения и будете их выполнять, то волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

Воспитатель: Двигаемся дальше?

Мы в автобус дружно сели (Приседают на корточки),

И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо, влево),

Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль»)

Воспитатель: Молодцы, верно, расселили мальчиков и девочку. Двигаемся дальше. (Делают автобус из стульев. Усаживаются, имитируют езду на автобусе)

Воспитатель: Мы прибыли на остановку «Школа». Кто знает сколько у нас в городе школ? (Три школы: №1, №2, №6). (На мольберте прикреплены картинки с изображением школьных принадлежностей и любые другие). Я предлагаю вам поиграть с картинками, но для этого нам надо поделиться на команды. А я вам предлагаю поделиться на команду мальчиков и девочек.

Вы все скоро пойдёте в школу, и для учёбы вам, конечно же, нужны будут школьные принадлежности. Вот для начала вам нужно выбрать из предложенных вам картинок, те, на которых вы считаете, изображены предметы, нужные вам для школы. По очереди выходят по одному из команды девочек, затем из команды мальчиков. (На мольберте дети отбирают картинки с изображением школьных принадлежностей: краски, тетрадь, ручка, карандаши, карандаш, линейка, резинка, книга, книги, кисточки, кисточка, ножницы – на дополнительный свободный мольберт, остальные картинки убираются).

Воспитатель: Молодцы! Хотите поиграть в игру? Игра называется «Угадай, сколько слогов в слове». Вам нужно выбранные вами картинки разложить на две группы: картинки, в названиях которых 2 слога и картинки, в названиях которых 3 слога. Выходим по очереди, сначала из команды девочек, затем из команды мальчиков. Количество слогов вам показано схемами. (Приложение 7)

(Дети, выходя по одному, выбирают картинку и соотносят количество слогов со слоговой схемой, определяют ей место. Для определения количества слогов, применяют способ: проговаривания, держа руку под подбородком или хлопки. Развешивают картинки на мольберты).

Воспитатель: Двигаемся дальше. (Делают автобус из стульев. Усаживаются, имитируют езду на автобусе).

Мы в автобус дружно сели (Приседают)

И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо, влево),

Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль»)

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть много каруселей, аттракционов, развлечений? (в парке) Конечно же, в парке. И наша следующая остановка «Парк». В парке, как вы знаете есть скамейки, беседки, места для отдыха. Располагайтесь, давайте поиграем в игры. (Предлагаю детям разделиться по желанию на пары – 6 пар.Самостоятельно ставят стулья за столы).

Дидактические игры:

«Найди одинаковые слоги».

Цель: Способствовать развитию воображения, речи.

Инструкция: Какие слова начинаются с одного слога? (Гиря – гитара, ворона – оробей, черепаха – чемодан, банан – барабан, молоток – мороженное). Какие предметы можно объединить? Какие слова заканчиваются на звук «а». (Приложение 7)

«Найди одинаковые звуки».

Цель: Способствовать освоению действия сравнения звуков в начале и в конце слов.

Инструкция: Найдите заданное слово на картинке (например, медведь) и установите над картинкой языковой язычок со стрелочкой, выделить заданный на схеме (первый или последний) звук слова, подберите к выделенному звуку картинку с таким же звуком и в той же позиции, перевернуть «Карусель» и проверить своё решение задачи (совпадением цветовых кружочков). (Приложение 7)

Воспитатель: Ребята, путешествуем дальше?

Мы по городу шагаем, (шагать на месте)

Много видим, называем. (повороты головы в стороны)

Вот дороги и машины, (руки вверх и вниз)

Парк, площадки и дома. (прыжки на месте)

Вот какая красота. (разводим руки в стороны)

Воспитатель: Вот так и незаметно, мы оказались в центре города. (на площади)

Воспитатель: Вы любите отгадывать и загадывать загадки? Вот, давайте  мальчики загадают загадки девочкам, а девочки мальчикам, и увидим потом отгадки, если вы правильно назовёте ответ. (После отгадки даётся картинка с изображением отгадки).

– По ней в торжественные даты,

Парадом шествуют солдаты

И ёлкой самою большой

Она украшена зимой (Площадь).

– Стоит дом, кто в него войдёт, тот знания приобретёт (Школа)

– Тут хожу я каждый день

Так, нужно, даже, если лень,

Там всех уже пять лет я знаю,

Я с ними ем, и сплю, играю (Детский сад)

– Стоит на площади герой,

Он мускулистый, молодой,

Стоит в жару, стоит в мороз

Он к месту накрепко прирос (Памятник)

Воспитатель: – Ну, а теперь моя очередь.

– В нём предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ,

Посмотреть на них идёт (Музей)

– На радость, местной детворе

Залит зимой он во дворе

Я позову друзей пяток

Возьми коньки, нас ждёт…(Каток)

– Над рекой, поперёк,

Великан в растяжку лёг.

Через реку, на спине

Он ходить позволил мне (Мост)

Дидактическая игра «Составь предложение».

Дидактическая задача: Составление предложений из 3-4 слов с данными словами, согласно схеме, умение согласовано работать в команде.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь поиграем в игру «Составь предложение». Каждая команда может взять свои фотографии и с их помощью составить предложения по схеме. (Приложение 7)

(Для каждой команды дается схема из 3-4слов. Дети в командах составляют предложения, произносят их, другие дети проверяют соответствие схеме – считают количество слов.)

Воспитатель: – Молодцы, все верно сделали.

3. Заключительный этап

Воспитатель: – Ребята, а в какие игры мы сегодня играли? А какие игры вам понравились? А какие задания или игры были для вас трудные? Так из чего состоят предложения? (Из слов). А из чего состоят слова? (из звуков, из букв).

Воспитатель: – Мне тоже понравилась игра «Волшебные звуки». И я хочу на память подарить вам эмблемы с изображением волшебных звуков, которые в нужное время придут к вам на помощь (дарю эмблемы детям). (Приложение 7)

Я вам открою один секрет: ученики одной из школ приглашают нас в гости, мы обязательно с ними встретимся и узнаем много нового и интересного о жизни школьников…


Список использованной литературы

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  2. Дошкольная педагогика: научно-практический журнал. – Издательство «Детство-пресс», 2013 г. №3
  3. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2009.

методические рекомендации

  1. Методические рекомендации: математика: комплект игровых динамических раздаточных пособий «Карусель» для дошкольников / Е.Н. Куликова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 32 с.
  2. Методические рекомендации: комплекты карточек с заданиями для групповых занятий с детьми от 6 до 7 лет / С.В. Погодина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 32 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему «Есть на волге город Сызрань».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группына тему «Есть на волге город Сызрань».  Автор конспекта ННОД:Капустина Вероника Ринатовна ГБОУ ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности c ЗПР на тему: «Знакомство детей с родным городом»

Конспект данного занятия поможет воспитателям познакомить детей с родным краем. Глубже узнать историю города Балашихи Московской области(гимн, герб, флаг), вызвать интерес к изучению исторических мест...