Конспект НОД по эксперементированию "Глина и песок-это интересно"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дать представление о свойствах глины и песка. Формировать умение делать простейшие умозаклюцения. Воспитывать любознательность к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_kitova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экспериментированию

в старшей группе

«Глина и песок-это интересно»

Подготовила

Китова Елена Геннадьевна,

 воспитатель МБДОУ детский сад №146

городского округа Самара

Самара, 2013 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе.

Тема: «Глина и песок – это интересно»

Цели: Дать представление о свойствах песка и глины; экпериментально подтвердить их свойства.

Задачи:

 Образовательные:

  • Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, любовь к окружающему миру.
  • Активизация словаря: сыпучий, твердая, фильтр, водопроницаемость.

Материал: песок и глина,  тетрадные листы,  лупы, резиновая трубочка, иллюстрация  пустыня, прозрачные стаканчики, вода, трехлитровая банка.

Логика проведения НОД

Воспитатель: Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите, садитесь за столы.(раздается  голос)

Незнайка: А про меня- то вы забыли? А я спешил к вам.

воспитатель: Ребята кто это может быть (ответы детей)

Незнайка: Да это я  незнайка. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Давай свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете (ответы детей) Молодцы! Садись Незнайка с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.

Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей)

Давайте проверим так ли это.

ОПЫТ №1

Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он?

(он сыпучий)

А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.

Что легче делать?

(насыпать песок)

Верно песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется?

(комочками)

  Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет

Давайте сделаем вывод: песок сыпучий, а глина нет, и  они не имеют запаха.

Незнайка ты запомнил эти свойства песка и глины?

Незнайка: Как интересно! Какие молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.

(Показ иллюстрации "Пустыня")

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне

(Рассказы детей)

(Рассказ воспитателя)

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности.  Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?

ОПЫТ №2

Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Что происходит с песчинками? Почему?

А с кусочками глины? Почему?

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Незнайка: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре?

(Дети отвечают)

 Незнайка: Ребята вы устали? Давайте поиграем.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

 (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

 (Руки перед грудью, рывки рукам.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

 (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте)

От души мы потянулись,

(Потягивания — руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся)

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?

два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.        

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Сделаем вывод: повторим его для Незнайки. Запомнил. Смотри внимательно и слушай.

Опыт № 4

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из песка и глины колобков! Как они высохнут, что  получиться?

(Дети отвечают)

Молодцы ребята!                

Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения.

Воспитатель: ребята, что мы узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

Опыт №5

Незнайка: Ребята давайте нальем не чистую воду, а грязную, и посмотрим что получиться.

Ребята,  а песок пропускает воду? Давайте проверим. «Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает»                

Берем две воронки в одной песок, в другой глина, потом

 ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем.

ВЫВОД: Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.

РЕФЛЕКСИЯ: Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Ребята, что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Незнайка: Спасибо вам ребята за помощь! Я с вами прощаюсь.  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"

Экспериментирование с предметами неживой природы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе

Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период...

Поисково-исследовательский проект в старшей группе детского сада "Песок - это интересно"

Проект для детей старшей группы с использованием экспериментальной деятельности....

Песок- это интересно!

использование песка в жизни человека...

"Глина и песок - это интересно!"

Конспект образовательной деятельсности по экспериментированию в старшей группе...

конспект ООД в старшей группе "Глина и песок-это интересно"

Знакомство детей дошкольников старшего дошкольног возраста со свойствами песка и глины путем опытно-экспериментальной деятельности...