конспект ООД в старшей группе "Глина и песок-это интересно"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гатина Равиля Фанисовна

Знакомство детей дошкольников старшего дошкольног возраста со свойствами песка и глины путем опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №4»

городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Конспект ООД

в старшей группе

по познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Глина и песок-это интересно»

                                                                                           Выполнила:

Гатина Р.Ф.

                                                         

                                                      2019г

 «Глина и песок – очень интересно»

Цель: дать представление о свойствах песка и глины посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Задачи:

  •  Продолжать знакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
  • Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
  • Развивать речь детей, самостоятельность, инициативность.
  • Воспитывать любознательность.

 Словарная работа: Сыпучий, песчинки, частички, исследование,  эксперимент, песчаная буря.

 Материал: сухой  песок и глина в стаканчиках,  вода, ложечка, 2 тетрадные листы, две спичечные коробки   на каждого ребенка, две  3-х литровые  банки с полиэтиленовой крышкой с прорезью, резиновая трубочка, карточки со значками-песок-сыпучий, глина-нет; песок пропускает воду легко, а глина-нет; из мокрого песка и глины можно лепить, конверт с письмом.

Методы: экспериментирование, моделирование.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки «Три поросенка», просмотр презентаций на тему «Откуда в природе берутся песок и глина», беседа о пустыне.

Ход: В. К нам в детский сад по почте пришло письмо. Пишет нам Ниф- Ниф.  «Ребята, я хочу построить себе дом, но незнаю из какого строительного материала можно построить дом. Подскажите, пожалуйста!»

_-Как  вы думаете , из какого строительного материала можно построить дом?(из дерева, кирпича ит.д.)

_Где берут дерево?(в лесу). А из чего делают кирпичи?(из глины и из песка) (на экране слайд с изображением белого и красного кирпича). Красный кирпич делают из глины, а в составе белого кирпича есть и песок.

-Сегодня мы проведем несколько опытов с песком и глиной, узнаем их свойства и напишем письмо Ниф-Нифу о данных материалах.

Опыт 1. Сыпем сначала песок на тетрадный лист. Легко ли сыпется песок? Что можно сказать о песке? (песок сыпучий, песчинки легко отделяются друг от друга)

 Потом –глину сыпем. Что можно сказать о глине? (глина сыпется комочками, частички глины тесно прилеплены друг к другу)

Вывод: песок сыпучий, а глина –нет. (закрепляем в таблице на доске)

-Продолжим наши открытия

-Где бывает много песка?

(пустыня на слайде)

-Что вы знаете о пустыне? (Там очень жарко. Совсем не бывает зимы.Бывают сильные ветры и они создают песчаные бури)

-Хотите устроить песчаную бурю в 3-хлитровой банке?

Опыт 2. Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем воздух в банку воздух. Внутри создается ветер.

-Что же пройзодет с псчинками и глиной? Давайте попробуем.(вызвать ребенка одного)

Вывод. Песчинки сдуваются легко, потому что они легкие, не прилипают друг к другу, а комочки глины сдуваются труднее, п.ч. они тяжелые и тесно прилеплены друг к другу)

-Давайте смоделирум песок и глину (музыка-ветер) Игра-моделирование «Песок и глина»

Одна подгруппа детей-песок (песчинки), а вторая подгруппа – глина(частички). Под ветер (музыка) песчинки сдуваются, а частички глины держатся друг за друга-двигаются, но очень медленно.

-А что можно сделать с песком, чтобы песчинки не сдувались?

-Правильно.

Его можно намочить.

Опыт 3.  Впитывает ли воду  песок и глина. Аккуратно нальем воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (влажным, мокрым)

-А куда ичсезла вода? (она забралась в песок и уютно там устроилась между песчинками)

-Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как впитывается водичка: быстро или медленно (медленно, медленней чем в песок. Часть воды остается сверху на глине)

Вывод. Песок быстрее впитывает воду, чем глина. (отмечаем в таблице)

-Что можно сделать с мокрым песком? (из мокрого песка можно лепить)

-А с мокрой глиной? (из нее тоже можно лепить)

-Внесем наши данные в таблицу

-Да. Но чтобы из глины  можно было лепить, надо подождать некоторое время, пока глина не впитает в себя достаточно воды.

Опыт 4. Давайте возьмем мокрый песок и глину, положим их в спичечные коробки, и оставим для наблюдения. Что же с ними произойдет, когда они высохнут, мы посмотрим, внесем свои наблюденя в таблицу и напишем письмо Ниф-Нифу.

Рефлексия

-От кого мы получили письмо?

-Что собирается делать Ниф-Ниф?(строить дом. но незнает из какого строительного материала его построить)

-Из какого строительного материала можно построить дом?

-Где берут дерево?

-Из чего делают кирпич?

-Что мы узнали о песке и глине путем опытов? (закрепляем по таблице)