Главные вкладки

    Песок- это интересно!
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    использование песка в жизни человека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesok.docx21.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

                                                                           

                                                              .

    Конспект НОД в старшей группе

     «Песок - это интересно!»

    Воспитатель

    Герасимова Людмила Павловна

                                                 

    12.03.2015г.

    г. Невинномысск.

    Конспект НОД в старшей группе  «Песок - это интересно!»

    Образовательная область: «познание», «коммуникация».

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

    Цель: закрепить знания детей о свойствах песка. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов для различных целей.

    Задачи:

    1. Расширить и систематизировать знания детей об особенностях песка и его применении.

    2. Формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации.

    Планируемые результаты: умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

    Обогащение словаря: лаборатория, песок шершавый, сыпучий, рассыпчатый, рыхлый, вязкий, плотный, песочная терапия.

    Материалы и оборудование: предметы из стекла, выставка работ из песка, стаканчики, блюдца, ложки, лупы, воронки, магниты.

    Ход занятия.

    Воспитатель. В мире много интересного,

                             В мире много неизвестного.

                             Все хотим на свете знать,

                             Тайны мира раскрывать.

    Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием.   Хотите? А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки.

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он на стройке и на пляже

    И в стекле расплавлен даже.

    Что же это такое? Правильно, это песок. Ребята, посмотрите, какой у меня красивый «волшебный мешочек». Интересно, что в нем? Потрогайте и определите на ощупь, что находится в мешочке. (Ответы детей).

    Песок - это какое ископаемое? Полезное. Сегодня мы будем исследовать песок, познакомимся со свойствами. А как вы думаете, где проводят опыты и исследования?
    Дети. В лаборатории.

    Воспитатель. Что такое лаборатория?

    Дети. Специальный кабинет, где проводят опыты.

    Воспитатель. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, послушайте сказку о полезных ископаемых.

    Воспитатель рассказывает сказку, показывая гранит, на котором нарисовано лицо, процесс рассыпания гранита на глину и песок.

           На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: «Солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину». И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к Деду Морозу, Ясному Солнышку и Ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители острова вновь зажили счастливо.

    Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?

    Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

    Прежде чем мы начнем наши исследования, нужно немного размяться.

    Физминутка.

    Встали, выпрямили спинки,

    Повороты влево-вправо.

    Нам известно всем давно:

    Там стена, а там окно.           (Повороты туловища влево и вправо).

    Приседаем быстро, ловко.

    Здесь видно уже сноровка.

    Чтобы мышцы развивать,

    Надо много приседать.          (Приседания).

    А теперь ходьба на месте,

    Это тоже интересно.              (Ходьба).

    Воспитатель. Отдохнули? Ну а теперь добро пожаловать в нашу лабораторию.

    Стоят столы полукругом. 

    Сегодня мы будем исследовать и проводить опыты с песком.

    Опыт 1. Что такое песок? Из чего он состоит?

    Возьмите немного песка, насыпьте его на тарелочку. На столах лежат лупы. Посмотрите через них на песок, что вы видите? (Ответы детей). Возьмите магниты и опустите их в песок. А теперь посмотрите через лупы, что вы видите на магнитах? (Песок состоит из маленьких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размеры, в песке присутствуют частички металла. На ощупь он шершавый.)

    Опыт 2. Давайте пересыпем сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку палочку и проводить в разные стороны. Что происходит? (Ответы детей). Значит, какой вывод можно сделать? (Песок сыпучий, рассыпчатый, рыхлый).

    Опыт 3. Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основание его площадь становится шире, если долго сыпать, то образуется сплывы. Подуйте на песок, имитируя ветер, частички песка что делают? (Передвигаются). Значит, вывод какой можно сделать?

    Дети. Песок может двигаться.

    Воспитатель. Правильно, песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

    Под песню «Учкудук» дети двигаются, танцуют.

    Воспитатель. Отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.

    Опыт 4. Возьмите баночку с водой и опустите в нее горсть песка, не размешивая его. Что происходит? (Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.) Какой вывод можно сделать? (Песок тяжелый, пыль остается на поверхности.)

    Опыт 5. В воронку кладем кусок марли и насыпаем песок, наливаем воду, вода проходит через песок. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, темный, может приобрести форму.

    Воспитатель. Дети, расскажите, где еще применяют песок?

    Рассказ детей о применение песка в быту.

    1. Стекло. По ходу рассказа ребенок показывает иллюстрации к рассказу.

    Сколько всего можно сделать из песка! И добывать его просто, ведь песок лежит совсем неглубоко, а то и вовсе на поверхности земли. Запустил в песочный карьер экскаватор, он своим ковшом подцепил кучу песка, высыпал его в самосвал, и побежала машина с песком к тем, кому он нужен. Самое простое, что можно сделать с песком, это сыпать его под основание будущего здания, на дорожки в парках и стадионах и в песочницы, чтобы детишки могли возводить свои песчаные постройки. Но это действительно очень просто. А если с песком поработать, то можно получить совершенно удивительный материал. Угадайте, какой:

    Его не видишь, а потрогать можно.  
    На лед оно похоже, но не тает. (Стекло)

    Воспитатель. Правильно, это стекло. Вазочки и стаканы, лампочки и люстры, очки и зеркала, окна – без всего этого мы уже не можем представить нашу жизнь (показать предметы из стекла на выставке).

    А нравится вам калейдоскоп? Из чего получаются такие красивые узоры? Из цветных стеклышек. Знаете, из чего сделаны звезды на башнях московского кремля? Это все тоже стекло, которое когда-то было простым песком… Где еще используется песок?

    Дети. При изготовлении бетона, кирпича, красок, тротуарной плитки. Для укладки дорог, для очистки воды, при сварке, для украшения дома, при пожаротушении, для посыпки скользких дорожек. Для украшения дома, для изготовления картин.

    Воспитатель. Даже животные используют песок. Как?

    Дети. Некоторые животные откладывают яйца в песок и там их высиживает.

    воспитатель. Кира расскажи пожалуйста как можно использовать в медицине песок.

    1. Песок в медицине и для укрепления здоровья. (Рассказывая, ребенок демонстрирует мешочки с песком).

    Очень приятно использовать песок для оздоровления организма. Ходьба босиком по песку не только приятно, но и очень полезно. через маленькие точки на наших ступня песок влияет на все наши внутренние органы. Те люди, которые часто ходит по песку, жадно нём, укрепляют свое здоровье. для развития силы рук и меткости можно ли встать с постели или в даль ручки с песком. А вы знаете как можно вылечить больные колени спина мышцы? Можно прогреть 500, засыпать в мешочек, хорошо завязать, чтобы суп не высыпался и прикладывать к больному месту.

    Воспитатель. А что такое песочная терапия?

    1. Песочная терапия. (По ходу рассказа ребенок демонстрирует доску для рисования песком и способы рисования на ней).

    С песочницы начинается детство каждого из нас. И взрослые тети и дяди, отдыхая на пляже, с удовольствием строят замки из песка. И все потому, что песок нас успокаивает. Это «доктор», который помогает восстановить душевное спокойствие и равновесие, наладить отношения с близкими, стать более общительным и уверенным в себе. С песком можно играть не только на пляже в песочнице, но и дома. Для этого можно сделать песочный сад или доску для рисования песком. Это очень интересно и приятно - окунать руки в песок и создавать свои картины.

    Воспитатель. Спасибо, ребята, вам за интересные рассказы. Мы все хорошо поработали, узнали очень много нового о песке. И изготовили с родителями замечательные поделки из песка. А вам понравилась наша исследовательская лаборатория? Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. С каким природным материалом мы сегодня проводили опыты? Как человек применяет песок из жизни? Что понравилось в лаборатории? Благодарим вас за участие в научных экспериментах. Каждому из вас присваивается звание ученого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по эксперементированию "Глина и песок-это интересно"

    Дать представление о свойствах глины и песка. Формировать умение делать простейшие умозаклюцения. Воспитывать любознательность к окружающему миру....

    Поисково-исследовательский проект в старшей группе детского сада "Песок - это интересно"

    Проект для детей старшей группы с использованием экспериментальной деятельности....

    "Глина и песок - это интересно!"

    Конспект образовательной деятельсности по экспериментированию в старшей группе...

    конспект ООД в старшей группе "Глина и песок-это интересно"

    Знакомство детей дошкольников старшего дошкольног возраста со свойствами песка и глины путем опытно-экспериментальной деятельности...

    Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

    Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

    Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

     Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...