«Лукерья – комарница» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Домникова Ирина Вадимовна

 

           Непосредственно организованная образовательная деятельность.

                    Познание. Формирование целостности картины мира.     

                                           в средней группе

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukerya_komarnitsa.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

                            ДЕТСКИЙ САД№14

           Непосредственно организованная образовательная деятельность.

                    Познание. Формирование целостности картины мира.      

                                            «Лукерья – комарница»

 в средней группе

                                                                   Составила: воспитатель

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                   Домникова Ирина Вадимовна

                                                                     

                                             Москва 2012 год.

                           

Цель: Продолжать формировать знания детей о народных праздниках. Закрепить знания детей о природных явлениях весны и о насекомых. Продолжать учить детей петь напевно, протяжно, распевая гласные буквы. Совершенствовать умения детей петь а,капелла. Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах. Развивать у детей средствами музыкального движения эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное восприятие, мышление, память. Вовлекать детей в музыкально-двигательное творчество, умение ориентироваться в пространстве зала.

Словарная работа: Лукерья-комарница, насекомые, зеленые листочки, зазеленела травка, зацвели цветы.

Предварительная работа: Занятия: «Шестиногие малыши», «В гости к муравью», «Как вести себя в природе». Наблюдения и беседы на прогулке за божьей коровушкой, за изменениями в природе.  Изготовление из природного материала «Муравеника». Экологический проект «Март, апрель, май» с отражением системы последовательности явлений в природе через изобразительную деятельность. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники кляксографии по теме «Бабочка». Разучивание потешек «Ванька, Ванька – комарок», «Божья коровушка». Сюжетно-ролевая игра «Поездка на дачу весной».

Подготовка к досугу: Музыкальный репертуар: «Весной» С. Насауленко, В.Мурадели «Солнечный зайчик», Н.А.Римский - Корсаков «Полет шмеля», «Таит снег» А.Филиппенко, С. Майкапар «Мотылек», р.н.п. «Сел комарик на дубочек». Русские народные наигрыши «Карусель». Фонограммы: пения птиц, жужжание пчелы, шмеля, комара.

Составление конспекта досуга с подбором народных закличек, потешек (стрекоза, комар, муравей, жук, бабочка, пчела), загадок (комар), стихотворений и народных игр («Черный жук», «Пчелы», «Карусель»). Оформление зала детскими работами с изображением насекомых, коллаж по теме «Весеннее пробуждение природы». 

Подбор детских костюмов с изображением насекомых: «Стрекоза», «Бабочка», «Божья коровка», «Муха».

Ход занятия

Дети входят в зал с песней «Весной» С. Насауленко. Воспитатель обращается к детям:   Весна пришла – тепло принесла!

                 Девочки и мальчики

                 Гляньте, сколько солнца!

                 Солнечные зайчики

                 Скачут по оконцам.

Ребята, давайте посмотрим в окошко, какая сегодня погода: пасмурная или солнечная? А мы ведь с вами знаем, что надо делать, чтобы солнышко выглянуло из-за туч. Правильно, давайте вспомним закличку о солнышке.

                Солнышко – ведрышко

                Выгляни у окошко.

                Твои детки плачут,

                По камушкам скачут.

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить по музыке песню и назвать ее. Далее, дети исполняют песню В. Мурадели «Солнечный зайчик».

Воспитатель продолжает беседу с детьми. Сегодня замечательный, теплый весенний день. В такую погоду всегда хочется отправиться на природу. Вы любите гулять? Я предлагаю вам отправиться в весенний лес и посмотреть, как он изменился  после зимы. На каком транспорте мы отправимся в поездку? (обращает внимание детей на заранее подготовленный поезд). Под музыкальное сопровождение А. Василенко «Зелененький вагончик» дети исполняют движения, сидя на стульчиках, соответствующие словам текста песен. Вот мы и приехали в лес.

(Воспитатель с детьми походит к декорациям весеннего леса, рассматривают их).

Посмотрите, как здесь красиво? Деревья стоят зеленые, на полянках нарядные полевые цветы. А как хорошо дышится в лесу. Давайте вдохнем чистый воздух. (проводится дыхательное упражнение).  Посмотрите, как изменилась жизнь растений и насекомых с приходом весны. Они проснулись, на деревьях и кустарниках появились зеленые листочки, зазеленела травка, зацвели цветы. Кто же их разбудил? А кто расскажет стихотворение о солнышке? Ребенок читает стихотворение:

Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий.

Снег задумался чуть-чуть

И ручьем пустился в путь.

Красивое стихотворение  о солнышке. Что же оно сделало? (ответы детей)

А теперь давайте прислушаемся к звукам природы. (звучит фонограмма пения птиц). Ребята, чьи голоса вы слышите? (ответы детей). Давайте, вспомним, как называются птицы, которые прилетают только зимой. А вы помните, зимой мы отмечали праздник прилет зимних птиц. Как он назывался? (Зиновий-синичник). А как называют птиц, которые улетают от нас осенью и прилетают весной? (Перелетные). А как называют птиц, с которыми приходит весна? (Грачи)

Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в игру «Таит снег» А.Филиппенко.

(Дети выбирают трех грачей, а другие дети делают два гнездышка. Звучит музыка, птички летают. По окончанию музыки птица должна занять свой домик. Какой птице домика не хватило, тот и проиграл).

А кто еще у нас в лесу проснулся? Звучит фонограмма жужжание пчелы, шмеля, комара. Дети отгадывают.

Воспитатель предлагает: Скажем дружно раз-два-три

                                           Сказка дверь нам отвори.

(Дети одевают костюмы насекомых и под музыку Н.А.Римского-Корсакого «Полет шмеля» свободно двигаются по залу).

Как много насекомых слетелось к нам на весеннею полянку и это не случайно. Ведь сегодня у вас праздник, который называется Лукерья-комарница. Все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть, поэтому они легко прячутся и окрас у них такой, что не каждый заметить сможет. Зачем им такая защита? (ответы детей). Ой, ребята, а что это за куча с палочками, хвоинками? Правильно, это муравейник. Муравьи полезные насекомые, их называют санитарами леса. Почему? (ответы детей) А для какого животного муравьи являются лакомством? Правильно, для медведя. А кто знает стихотворение про муравья? Ребенок читает стихотворение В. Соколов «Муравей».

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот

Как бревно, взвалив на спинку

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей

Он ползет уже с трудом,

Но зато, какой хороший

Муравей возводит дом.  

Звучит музыка С. Майкапара «Мотылек».  Вылетают пчелки, двигаются по залу, а воспитатель комментирует: пчелки полетели собирать сладкий сок с цветов, чтобы у нас был вкусный полезный мед. Давайте рассмотрим наших пчелок, посмотрите какая яркая у них окраска, как вы думаете почему? (ответы детей). А какое насекомое похоже на пчелу? Воспитатель предлагает ребенку прочитать загадку-стихотворение:

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела.           (В. Викторов)

Правильно, ребята, это оса. Она очень похожа на пчелу, и тоже любит есть мед.

Ой, ребята, кто это поет? (звучит фонограмма пения комара) Воспитатель загадывает загадку: Летит- пищит

              Ножки длинные тащит.

              Случай не упустит

              Сядет и укусит.

Правильно, комары. Ребята, раз сегодня праздник «Лукерья-комарница» я вам приготовили потешку про комара:

Сел комарик под кусточек,

На еловый на пенечек

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под листочек –

Спрятался!  (дети  потешку повторяет два раза)

Музыкальный руководитель просит детей послушать новую русскую народную песню «Сел комарик на дубочек». Затем вместе с детьми под музыку инсценируют песню, параллельно ее разучивая.

Вот и подошло к концу наше занятие, посвященное насекомым. Скажите, ребята, что произойдет с нашей природой, если исчезнуть насекомые? (ответы детей). Насекомые это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

Какому народному празднику было посвящено наше занятие? Лукерье-комарнице. В этом году мы с вами отмечали много народных праздников. Давайте вспомним и назовем. Это и Зиновий-синичник, Агафья-коровница, Василий – капельник. А напоследок я приглашаю вас прокатиться на каруселях. Проводится русская народная игра «Карусель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Мини - проект "Огород на окне. "У Луки и Лукерьи" в первой младшей группе.

Мини - проект «Огород на окне. «У Луки и Лукерьи» в первой младшей группе.Цель исследования:развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.привлечь родителей к акти...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....