Проектная деятельность, как ресурс для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
проект по окружающему миру на тему

Степанова Светлана  Евгеньевна

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как ресурс для формирования экологической культуры у детей  дошкольного возраста

Воспитатели Степанова Светлана  Евгеньевна,

 Ахмедеева Разия Минтагировна

(ГБОУ СОШ (ОЦ) села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский  Самарской области структурного подразделения  «Зорька»)

Современное образование развивается в динамично изменяющимся мире, который предъявляет к его работе все возрастающие требования. Для максимальной эффективности при решении поставленных задач необходимы профессионально мыслящие педагоги.

В своей воспитательно - образовательной работе особое внимание уделяем формированию экологической культуры детей и развитию познавательно-речевой деятельности. Для решения задач познавательного развития детей нами широко применяется  проектная деятельность, которая предполагает различные формы активности детей.

Представленные нами разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии «Формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста». 

Нами был разработан и реализован проект «Зеленый дворик», направленный на благоустройство территории детсада. Совместными усилиями педагогов, детей и родителей каждый участок стал радовать всех многообразием  различных поделок из подручного материала и цветов .
Проект «Природа родного края» явился итогом ознакомления детей с историей родного села - малой родины. Мы познакомили ребят с многообразием растительного и животного мира окружающей
природы. В ходе реализации проекта  у детей формируются патриотические чувств, уважения и любви к родному краю. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

     Успешно решаются задачи экологического воспитания в непосредственно образовательной деятельности, где реализуются непосредственная интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»,  «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Безопасность»,  « Художественное творчество», «Музыка».

Как в образовательной,  так и в самостоятельной деятельности дается возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомиться с новым познавательным материалом.

В педагогике существует специальный термин - «исследовательское обучение», основанное на естественном стремлении ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель является - формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Все темы для исследовательской деятельности детей можно условно объединить в три основные группы: фантастические, теоретические, экспериментирование.  Наиболее интересным и перспективным направлением исследовательской деятельности является детское экспериментирование. Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и вместе ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения и проверять их, делать выводы в соответствии с результатами проверки, применять выводы к новым данным и делать обобщения. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Дети с интересом играют в экологические игры «Что сначала, что потом» детки на ветке», «Кто, где живет», «Природа и человек», «Времена года». В процессе общения с природой в игровой форме у детей формируются умение и желание беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его изучать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это - объекты исследования. Именно исследовательское поведение- главный источник получения представлений о мире и  является условием для познавательного развития ребенка.

Так же разработан и проведен нами экологический проект « Вырастим огород на окне». Продолжительность реализации разработки – краткосрочный (2 месяца) (Приложение 1).

В результате проведенного нами опроса возникла проблема: у детей проявлен недостаточный интерес к природе, особенностям жизни и развитию растений; нежелание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; недостаточные навыки в наблюдении и экспериментировании в процессе поисково-познавательной деятельности.

Недостаточное участие взрослых в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации проведения экологических мероприятий.

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической  исследовательской работе.  

Задачи проекта:

*Познакомить детей с особенностями жизни и развития растений.

*Формировать представление о том, что растение – это живой организм и нуждается в уходе.

*Способствовать у детей развитию познавательной активности.

*Помочь ребенку усвоить правила поведения и общения с миром природы.

*Формирование трудовых навыков и умений, воспитание ответственности за порученное дело.

*Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

*Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

 Работа по проекту «Огород на окне» ведется по этапам (Приложение 2), используются различные формы работы (Приложение 3).

Большая работа проводилась  с родителями: по подбору и проращиванию семян, создания коллекций. (Приложение 4).

Ожидаемые результаты

-активизация познавательного интереса к окружающей природе

-приобретение личного опыта в познавательно - исследовательской деятельности

-эмоциональное восприятие природы

-бережное отношение к природе

-формирование элементарных навыков выращивания овощей (лука, фасоли, огурца).

В ходе проведения проекта у детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. 

Проведя мониторинг «Экологическое воспитание дошкольника»  в начале года показатели  среднего уровня 57%, высокого 20%, к концу года дети показали отличные знания и умения: средний уровень 31%, высокий 62%.    (Приложения 5).

Результатом  проектной деятельности  по экологическому воспитанию является то, что у наших выпускников сформированы качества, которые помогают им успешно учиться в школе и применять на практике свои знания и умения. Дети физически развиты, любознательны, активны и способны решать интеллектуальные задачи.
Учителя начальных классов отмечают высокий уровень предшкольной подготовки, коммуникабельность и открытость наших детей, их готовность к обучению и сотрудничеству.
Дошкольное детство – это уникальный период человеческой жизни. Поэтому, заботясь о каждом ребенке, ценим его право на самостоятельные открытия, личностные проявления и счастливое детство.

Литература:

 Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»//Программа по экологическому воспитанию: Кондратьева «Мы»//Рыжова Н. «Наш дом – природа»// Шпотова «Игровая экология»// Плешакова А.А. «Зелёный дом»//Курбатова Р.А. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села»//Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»// «Практикум по детской психологии» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Опыт  работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...

“ Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края “

ldquo; Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края &ldquo...

Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...