Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Волкова Татьяна Ивановна

Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)

Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».

Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И».

Цель: Уточнить и закрепить в знании детей понятие «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».

Задачи: 

образовательные:

  • Расширение представлений детей о перелетных и зимующих птицах, их внешнем виде и образе жизни.
  •  Активизация и обогащение номинативного, предикативного и атрибутивного словарей по лексической теме;
  • Уточнение звучания гласных У , А, И, О и дифференциация артикуляции этих звуков.

коррекционно-развивающие:

  • развитие грамматического строя речи (функции словоизменения существительных в родительном и именительном падежах множественного числа;  согласования существительных с прилагательными; словообразования относительных прилагательных);
  • развитие фонематического анализа;
  • развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
  • развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики; 
  • развитие плавности выдоха, дифференциации носового и ротового дыхания;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • регуляция психоэмоционального состояния, расслабление мышц тела.
  • Развитие умения ориентироваться на плоскости.

воспитательные:

  • воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения;
  •  развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Оборудование:  экран с иллюстрированным материалом для показа, веточки для постройки «гнезда» с буквами, картинки с изображениями, которые начинаются на  гласные буквы А О У И, мольберт с магнитами, «бассейн» с макаронами и фасолью для пальчиковой гимнастики, аудиозапись пения птиц и музыкального сопровождения для физминутки, указка.

Ход занятия.

Задачи

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I

II

1.

2.

3.

4.

5

6

7

8

9

10

III

Вводная часть: Организационный момент. Активизация атрибутивного словаря,

развитие грамматического строя речи  - согласования существительного с прилагательными.

Основная часть: Дыхательная гимнастика

развитие плавности выдоха, дифференциации носового и ротового дыхания;

учить произносить фразу на выдохе.

Психогимнастика «Солнышко».

Активизация и обогащение атрибутивного словаря.

Развитие мимической мускулатуры, регуляция психоэмоционального состояния

Прослушивание голосов птиц.

Развитие слухового внимания, памяти.

Прослушивание голоса грача Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа

Игра «Поможем грачам найти червячков»

Развитие мелкой моторики, кинестетических ощущений, слухового внимания, развитие функции согласования числительных с существительными

Динамическая пауза

Развитие общей  моторики, развитие слухового внимания, развитие функции словообразования относительных прилагательных

Игра «Найди веточку»

Развитие мелкой моторики, развитие слухового и зрительного внимания; способствовать формированию умения соотносить звук с буквой; развитие фонематического анализа. Уточнение артикуляции гласных звуков.

Игра «Построим гнездо»

Развитие умения ориентироваться на плоскости.

 «Перелётные птицы

Активизация и обогащение словаря по лексической теме, развитие функции словоизменения существительных во множественном числе

Активизация и обогащение словаря по лексической теме (развитие предикативного словаря).

Заключительная часть.

Итог занятия.

Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

-Послушайте загадку:

Снег вокруг темнеет, тает,

С юга птицы прилетают,

Лес проснулся ото сна,

Значит, к нам пришла …

-Я приглашаю вас на прогулку, встанем в круг. Подышим свежим весенним воздухом. Руки кладем на грудь, плечики не поднимаем. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Сначала я, а потом вы, вместе со  мной.

-А теперь, восхитимся нашей весной:

 Помните, плечи не поднимаем, щеки не надуваем, положим ручки на грудь (вдох через нос, на выдохе произносим): -Ах!

-А сейчас, поприветствуем нашу весну (сначала я, а потом вместе) - Весна идет!

-Молодцы, садитесь на свои места!

-Ребята, а весной у нас так же холодно, как зимой? Почему?

-Посмотрите на солнышко, сильно оно припекает, зажмурили глазки, а теперь приоткроем глазки. Опять закроем глаза, а теперь откроем правый глаз, а теперь левый. Молодцы!

Посмотрите на солнышко, какое оно?  

Покажем, как мы радуемся, когда наше солнышко припекает (дети улыбаются), а если оно за тучку спрячется, как нам станет грустно? (показывают, повторяем 2 раза)

-Дети, увидев наше солнышко, даже птицы поют, послушайте! Но у каждой птицы, ребята, есть свой голос, послушайте, голос какой птицы сейчас зазвучит? (звучит аудиозапись – карканье вороны), а чей голос зазвучит сейчас? (звучит аудиозапись голоса сороки). А это, чей голос (воробья)?

-Посмотрите, вот птицы, голоса которых вы только что услышали (на экране 4 птицы – ворона, сорока, воробей и грач). А голос какой птицы вы не услышали? (если дети затрудняются ответить, то звучит загадка -

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...
) А кто здесь лишний, чем грач отличается от остальных птиц?

-А что значит – перелётная, что значит – зимующая?

- Скажите, а когда прилетают к нам грачи?

-Долго летят к нам грачи, после перелёта они уставшие. Им надо отдохнуть, размяться. Встанем и покажем, как грачи будут разминаться. Выпрямим спинки, сначала они чистят свои перышки, разомнём и мы наши пальчики, вот так, сначала один, затем второй…, -А сейчас погладим ручки, также как грачи, гладят свои крылышки, снизу вверх (сначала одну руку, затем вторую). Теперь погладим наши головки, сверху вниз, затем к ушкам.

-Погладим наши лобики, глазки, теперь носик, щечки, подбородок.  Разомнем губки, сформируем клювики. Погладим все личико.

-Вот отдохнули наши грачи после долгого перелёта, сделали гимнастику и проголодались!

-Что им надо сделать? Чем питаются грачи? А где они их добывают?

-Давайте поиграем! Подойдите ко мне, представьте, что перед вами весенние поля. Как только зазвучит музыка, каждый из вас, как грач, попробует добыть себе червячков! Найденных червячков, складывайте на тарелочки. С прекращением музыки – вы должны закончить поиск. (перед детьми – 4 «бассейна» с фасолью, накрытые тканью, где спрятаны макароны, а около каждого «бассейна» «тарелки»).

-Р., сколько червячков ты нашёл? А ты Д., сколько?

-Вот наши грачи отдохнули, подкрепились и полетели петь и танцевать.

-Отдохнули наши грачи, а теперь задумались, а где они будут жить? Как называется дом птиц?  А из чего птицы строят гнезда? А если бы гнезда строили из соломы, то какие бы они были? А из металла? А из стекла? А из бумаги? А бывают такие гнезда?

 -Я предлагаю вам поможем грачам построить гнездо?

Строить гнездо мы будем из веток, но для строительства подойдут особенные веточки. Мы будем вить звуковое гнездо, а помогут нам в этом картинки (детям раздаются картинки). Только никому не показывайте! Подойдем к другим полянкам, вам нужно выделить первый звук в названии вашей картинки и найти веточку с буквой, обозначающей этот звук. Как только зазвучит музыка, приступайте к поиску.

-Молодцы, буквы на веточках никому не показываем! А теперь поиграем в игру, которая называется «Молчанка» - каждый из вас будет показывать звук той буквы, которая у вас в руках, но только ртом, без голоса, а остальные попробуют определить, какая у вас буква.

 -Сейчас построим гнездо. Р., твоя веточка станет донышком гнезда, куда нужно положить веточку? Д., а твоя веточка станет правой стенкой гнёздышка…(и т.д.- левая стенка, верхняя часть гнезда – «ветки» вывешиваются на мольберт). Вот наше гнездо и готово. Теперь наши грачи выведут здесь птенцов!

-Садитесь на свои места. Наши грачи очень радуются, что нам удалось построить такое красивое гнездо.

-Ребята, вслед за грачами прилетают и другие перелетные птицы. Посмотрите, какие птицы прилетают весной?

 (на экране по одному появляются изображения перелётных птиц: ласточки, аисты, журавли, скворцы, лебеди, утки)

-Что же делают перелётные птицы, когда возвращаются к нам весной? (дети подходят к экрану и рассказывают, что делают перелётные птицы весной).

-Наше занятие подходит к концу, вам понравилось? А нашим гостям, понравилось? Давайте попрощаемся с нашими гостями! До свидания!

Дети садятся на места.

-весна

Звучит музыка

для релаксации

-Ах!

- Весна идет!

Нет, становится теплее.

Потому что начинает пригревать солнце.

Варианты ответов детей: весеннее, тёплое, веслёлое…

Дети выполняют движения .

Звучит запись птичьих голосов

-Вороны

-сороки

-воробья,

грача

грач – это перелётная птица, а остальные зимующие.

Дети объясняют

-весной

Звучит музыка

для релаксации

дети выполняют движения по показу логопеда

Червячками, личинками.

-под землей

Звучит музыкальное сопровождение

Дети играют

-Я нашёл 5 червячков, а я нашла три червячка…

Звучит песня «Весна»

-гнездо

-из веток, прутьев, листьев...

-металлические, бумажные … нет

Перед детьми – подносы с веточками и буквами

Звучит музыкальное сопровождение

Дети по очереди показывают нормальную артикуляцию звука

-веточку нужно положить вниз.

-веточку нужно поставить справа…слева… наверху

Дети отвечают полным предложением:

-Весной прилетают аисты, журавли т.д.

На экране слайд с изображением всех перелетных птиц.

-клюют, вьют, строят,

высиживают…

дети прощаются с гостями и уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Проект "Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста"

Проект: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь вн...

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста»...

«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Проект«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

ВведениеВ настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела...