Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней коррекционной группы «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Совместная деятельность с детьми средней группы по теме «Путешествие в осенний лес», направленная на решение задач познавательно-речевого, социального, художественно-эстетического, а также коррекционного направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_osenniy_les.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней коррекционной группы

Разработала: воспитатель Парменова М.Н.

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Используемые технологии: Сюжетно-дидактическая игра, элементы ТРИЗа, развивающие игры.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Задачи:

Познавательно-речевое направление:

  • Расширять и уточнять представление детей о характерных признаках осени.
  • Продолжать учить различать лиственные деревья (клен, дуб, береза).
  • Расширять представление детей о лесных ягодах и грибах, знакомить их  с особенностями внешнего вида и местами произрастания.
  • Активизировать речь детей, обогащать за счет использования в речи определений (какое дерево? Какая листва?), образных выражений («темной он покрыт корой, лист красивый, вырезной», «хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят», «русская красавица»).
  • Познакомить с возможностью находить и решать противоречия, заключенные в одном предмете, используя элементы ТРИЗ (д/игра «хорошо-плохо»).
  • Учить отгадывать загадки.

Социальное направление:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
  • Развивать умение общаться со сверстниками, активно участвовать в деятельности.

Художественно-эстетическое направление:

  • Закреплять умение лепить грибы, используя приемы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивания ладонями, лепку пальцами для уточнения формы.

Коррекционные задачи:

  • Обогащать зрительный сенсорный опыт дошкольников.
  • Развивать зрительное внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.

Материал:

  • Цветные силуэтные изображения ягод малины, земляники, черники, листьев березы, дуба, клена, корзинка, картинки с изображениями деревьев, ягод, модели для игры «Собери букет», муляжи грибов, фонограмма – вальс, пластилин.

Содержание:

  • Ребята, ночью дул сильный ветер, и к нам в окно залетел листик.

Показываю лист клена.

  • От какого дерева листик? Правильно, это кленовый листик. Он приглашает нас в путешествие по осеннему лесу. Я возьму с собой корзинку. Все, что увидим интересного, будем в нее складывать.
  • На чем можно добраться до леса? Давайте прокатимся на поезде. Вы все будете вагончики, а я – паровоз. Поехали!

Быстрее, быстрее колеса крутились,

И вот все вагоны вперед покатились,

Как будто они не вагоны, а мячики,

Так-тики, так-тики, так-тики.

Дети идут друг за другом, имитируя движение «поезда».

  • Приехали. Выходите из вагонов.

Раз, два, три, листик клена, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень желтою косой.

На полу разложены листья разных деревьев.

  • Как тихо в лесу, только листья шуршат под ногами.
  • Посмотрите, как их много. Какие вы узнали?
  • Найдите березовый лист. От какого он дерева? Березу все любят. Это дерево называют русской красавицей.

Воспитатель показывает картинку с изображением березы, предлагает стать всем «березками»

Физкультминутка.

Под мелодию вальса дети выполняют танцевальные движения по тексту:

Золотые листики с дерева летят,

Кружит ветер листики – это листопад.

Это, это, это листопад!

Мы идем по листикам, а они шуршат,

Кружит ветер листики – это листопад.

Это, это, это листопад!

  • Положите березовые листики в корзинку.

Воспитатель показывает картинку с изображением дуба.

  • А это что за дерево?

Темный он, покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

И на кончиках ветвей

Много-много желудей.

  • Найдите листья дуба. Как они называются?
  • Скажите листику приятные слова. Какой листик? (резной, темный, легкий…).

Воспитатель держит листик вертикально, спрашивает:

  • На что похож лист? (елочка, шишка…)

Воспитатель держит листик горизонтально:

  • А так на что похож лист? (тучка, облачко, лужа…)
  • Действительно, дубовые листики красивые, вырезные.

Воспитатель кладет листик дуба в корзинку.

  • Найдите листья клена. Осенью самые красивые листья у клена. Почему?

Показывает картинку с изображением клена.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной.

  • Давайте составим букеты из листьев.

Проводится игра «Соберем букет». Воспитатель предлагает вокруг моделей собрать листья, группируя их тремя способами:

1 вариант – собрать все березовые и все кленовые листья.

2 вариант – собрать все дубовые и все зеленые листья.

3 вариант – воспитатель показывает зеленый березовый лист. Дети вместе определяют, в какой букет поставить листик.

  • Красивые осенние букеты у нас получились.
  • Положу я осенний листочек в корзинку.
  • Пойдемте еще гулять по лесу.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Воспитатель подводит детей к ковролину, на нем – цветные картинки с изображениями ягод и силуэтное изображение ягод.

А на солнечной полянке любят расти ягодки.

Отгадайте загадку:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

  • О какой ягоде загадка? Почему вы так решили?
  • Да, малина растет на кустах. Поспевает летом.

Пальчиковая гимнастика «ягодка».

С ветки ягодки снимаю     (поглаживаем каждый пальчик, как будто

                снимаем с него ягодку).

И в лукошко собираю     (обе ладошки сложить перед собой чашечкой).

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко    (одну ладошку, сложенную лодочкой,

                 накрыть другой).

  • Найдите силуэтное изображение ягодки малины. Положите ягодку в корзинку.
  • Отгадайте еще загадку:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый стебелек

Держит красный огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки. (земляника)

  • Какие ягоды похожи на огоньки? Найдите среди картинок землянику. Эти ягоды растут на солнечных полянках, тени не любят. Ягоды на солнце краснеют, поспевают летом.
  • Найдите силуэтное изображение ягодки земляники. Положим ягодку в корзинку.
  • Кто знает, как называется вот эта маленькая ягодка? (черника).
  • Почему она так называется?
  • Растет  она в тени, солнце не любит. Поэтому искать ее надо в лесу, под елками.
  • Давайте сделаем «лес».

Воспитатель предлагает детям наборы фигур к игре «танграм». Дети на столах выкладывают из геометрических фигур «елочку». Воспитатель составляет «елочку» на ковролине.

  • Молодцы! Много черники вырастет в вашем лесу.
  • Возьмем черничку в корзинку.
  • Послушайте загадку:

Под деревьями, под елкой

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы. (гриб)

  • Пойдемте за грибами.
  • Представьте, что у вас в руках корзинки. Кем вы стали? Вы – грибники. Внимательно смотрите под ноги, поднимайте нижние ветки елок, срезайте грибы ножом.
  • А вот возле березы стоит грибок. (подберезовик)
  • Как он называется? Как вы догадались? Да, подберезовик растет под березой.

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

Воспитатель кладет гриб в корзинку.

  • А вот еще один гриб. (белый)
  • Наверно, тоже подберезовик?

Сравниваем белый гриб и подберезовик.

  • Кто знает, почему белый гриб так назвали, ведь шляпка-то коричневая. Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.

Воспитатель кладет гриб в корзинку.

  • Идем дальше. Смотрите, какие интересные грибы торчат. Люди их назвали лисичками. Как вы думаете, почему?

Проводится игра «Четвертый лишний». Дети рассматривают карточку, рассказывают, что на ней изображено, какой предмет лишний и почему.

Первая карточка: белый гриб, подберезовик, лисичка, листик

Вторая карточка: елочка, корзинка, гриб, многоэтажный дом.

  • Вот еще стоит красавец! (мухомор).
  • Вы знаете этот гриб? Он ядовит, но топтать его нельзя. Гриб нужен зверям. Лось и белка им лечатся. В природе нет ничего ненужного. Этот гриб мы не будем брать в корзинку.
  • Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем.

Воспитатель проводит развивающую игру «хорошо-плохо».

  • Ребята, давайте вместе подумаем, чем хороши грибы.        

Хорошо:

Грибы красивые, они, как цветы, рассыпаны по всему лесу. У них есть шляпка и ножка, шляпки могут быть разноцветные.

Под грибом могут спрятаться насекомые.

Некоторые животные лечатся грибами.

Грибы сушат на зиму, солят, из них варят суп.

Дети приводят свои примеры.

А теперь подумайте, если ли в грибах что-то плохое, или расскажите, что может произойти из-за грибов.

Плохо:

Грибы бывают ядовитые. В этом случае их надо обходить стороной, не топтать. Старые грибы червивые. Название грибов может быть обманчивое (сыроежки). Если грибы не срезать ножом, а срывать, на том месте может больше не вырасти грибов.

Дети приводят свои примеры.

  • Молодцы: Как много вы знаете о грибах.
  • Я предлагаю вам вылепить грибы, какие хотите.

Дети подходят к столам, выбирают пластилин. Обсуждаем, как слепить ножку гриба, какими движениями раскатать пластилин в шар. В процессе лепки воспитатель интересуется у детей, какие грибы они лепят.

Были с вами мы в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный. Золотой

Осень желтою косой.

  • Кленовый листочек зовет нас в обратный путь. Давайте возвращаться в детский сад. Садитесь в вагончики, поехали.

Дети идут друг за другом, имитируя движение поезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы «Прогулка в осенний лес»

Цель: закрепление знаний по теме «Лес осенью. Грибы. Ягоды».Задачи:1)    Коррекционно-образовательные:·        Обобщать и систематизировать представле...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в младшей группе «Путешествие в осенний лес»

Задачи: Учить детей узнавать и различать деревья; находить отличительные признаки (ёлка, берёза). Учить узнавать и называть овощи; диких животных (волк, лиса, заяц, медведь). Продолжать знакомить дете...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы «ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме "Осень" с использованием ИКТ, технологии моделирования, игровых технологий. Содер...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной коррекционной группы "В лес за грибами"

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме "В лес за грибами", направленная на решение задач познавательно-речевого, социального-комунникативного, а также коррекционног...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы "Путешествие в осенний лес"

В данном конспекте изложены цели и задачи интегрированного занятия с детьми 2-3 лет...