Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной коррекционной группы "В лес за грибами"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме "В лес за грибами", направленная на решение задач познавательно-речевого, социального-комунникативного, а также коррекционного направлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_les_za_gribami.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной коррекционной группы

                                                                            Разработала: Парменова М.Н.

Воспитатель ГБДОУ №98

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга,

высшая квалификационная категория

     Тема: «В лес за грибами»

     Используемые технологии: Сюжетно - дидактическая игра, образовательные ситуации, развивающие игры, мнемотехника.

     Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

      Задачи:

  • Познавательное и речевое развитие:
  • Развивать интерес к познанию природы.
  • Расширять и углублять представления о лесе как о зелёном доме.
  • Формировать понимание того, что грибы- живые организмы.
  • Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов.
  • Расширять представления о значении грибов в жизни человека (использование в питании, в быту).
  • Развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширять и обогащать словарь детей посредством включения новых понятий и их дифференцировке (грибы съедобные, несъедобные; дороги шоссейные, железные), обучая употреблению качественных прилагательных (воздух чистый, свежий, легкий; страна равнинная; лес смешанный; осинка стройная).
  • Активизировать словарь за счёт образных выражений: «серенькие шапки», «рябенькие ножки», «рыжие лисички».
  • Развивать умение разучивать стихотворение с опорой на зрительное восприятие (по мнемотаблице).
  • Социально-коммуникативное развитие:
  • Воспитание  бережного отношения  к природе.
  • Развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения. Формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить в практических ситуациях средства общения (пантомима): что я делаю (собираю рюкзак…), что я чувствую (увидел в лесу змею, пошел дождь…), различные походки (походка, когда несёшь корзину, полную грибов…) и т. п.
  • Формирование интереса к общению.
  • Способствовать осознанию детьми правил поведения в лесу.
  • Коррекционные задачи:
  • Обогащение  зрительного сенсорного опыта детей.
  • Развитие слухового восприятия (узнавание звуков окружающего пространства).
  • Развитие  обонятельного восприятия (определение с помощью обоняния запахов).
  • Формирование понятия о рядах и столбиках (ориентировка в микропространстве).

Материал: географическая карта России, рюкзак, набор предметов для игры - соревнования (телефон игрушечный, спичечный коробок, перочинный нож, фонарик, бутылка с водой, плащ-дождевик, мягкие игрушки, акварельные краски, кисточка, набор конструктора, пластилин), фланелеграф, модель «Корзина» с прорезями, картина «Лес» с прорезями, фигурки грибов (или силуэтные изображения грибов), тарелочки с грибами (сушеные, свежие, соленые, жареные), поднос, аудиозапись «Звуки леса», рабочие листы с упражнением «Дорисуй грибы» (на каждого ребенка), цветные карандаши, мнемотаблица по стихотворению Л. Родниковой «Опятки», картинки с изображением грибов, индивидуальные коврики.

Ход деятельности:

        Воспитатель показывает детям географическую карту России.

  • Какого цвета больше всего на карте? (зелёного)
  • Что это значит? (В России много лесов, полей лугов)
  • Подумайте, какие средства передвижения удобны в таких местах? (шоссейные и железные дороги)
  • А зачем тратить силы, время, средства на постройку дорог, если есть самолёты? (по многим причинам, например: в нелётную погоду самолёты не летают, а поезда ходят всегда; билеты на поезд дешевле билетов на самолёт; из окна поезда можно близко увидеть посёлки, реки, поля и леса.)

Не зря в песне поётся: «Широка страна моя родная,

                                         много в ней лесов, полей и рек»

  • Люди говорят: «Лес – наше богатство».  Как вы думаете, почему родилась такая пословица?
  • Лес – это зелёный наряд Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Там живут звери и птицы. Лес – кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды. Давайте мы с вами отправимся в лес, попробуем отыскать дары. Но к походу в лес надо приготовиться.

       (Перед  детьми на столе лежат разные предметы, включая те, которые нужны грибнику).

  • Ребята, как вы думаете, кому могут пригодиться некоторые из этих предметов? (грибнику).

       Игра – соревнование: «Собираем рюкзак для грибника». (В конце игры рассматриваем отобранные предметы, дети обосновывают свой выбор).

  • Итак, рюкзак собрали, решили ехать в лес на поезде.
  • Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. В каждом вагоне может ехать только один человек. Сколько вагонов должно быть в поезде? (Столько же, сколько детей).

       (Садимся в поезд).

  • Почему говорят: «Крепко поспал - гриба не видал?»

       (Приехали. Входим в лес).

  • Кто мы теперь? (Грибники)

(Тихо идем по лесу, вдыхаем запах опавшей листвы).

  • Лес – это удивительный мир. В нём можно услышать множество звуков. Давайте послушаем их.

     Игровая ситуация «Узнай звуки в лесу»

 (Звучит аудиозапись «Звуки леса»: щебет птиц, шорох падающих листьев, журчание ручейка. Дети слушают звуки, высказывают свои предположения).

     Развивающая ситуация «Соберём грибы»

  • А сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

(На фланелеграфе висит модель «Корзина» и картина «Лес», на которых сделаны специальные прорези для грибов).

  • Я буду загадывать вам загадки, а вы отыскивать среди грибов тот, о ком была загадка. И если гриб съедобный, его надо будет вставить  в прорезь корзины. При этом можно сказать: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке». Ядовитые грибы надо вставить  в прорези на картине «Лес».

     Загадки: 1. Растут в лесу сестрички, рыжие… (лисички).

                      2. Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

                          Меня узнаешь за версту, зовусь я …(подосиновик).

                      3. Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

                          Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый… (мухомор).

                      4. Ах, семейка хороша! Соберём их неспеша.

                          Полюбуйтесь-ка, ребята, на пеньке растут… (опята).

                      5. Средь молодых сосёнок в блестящей тёмной шапочке

                          Растёт грибок… (маслёнок).

                      6. Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой,

                          То в красной или в сероватой. Собирай, не мешкай, это… (сыроежки).

                       7. Для здоровья очень вредная – лучше ты её не трожь!

                           Её обходит даже ёж (бледная поганка).

                       8. Серенькие шапки, рябенькие ножки

                           Под берёзой растут. Как их зовут? (подберёзовик).

                       9. А этот красавец на беленькой ножке, он в красненькой шляпке,

                           На шляпке горошки (мухомор).

                     10. На толстой белой ножке коричневая шапка,

                           Наверняка любой  грибник найти мечтает… (боровик).

  • Загадки отгаданы. Вы были внимательными грибниками, все ядовитые грибы оставили в лесу.
  • Давайте поиграем.

     Подвижно-дидактическая игра «Ловушка»

С помощью считалки выбирается «грибник» и четыре-пять человек образуют круг- «корзину». Остальные дети – «грибы». Они бегают и прыгают через ловушку. По сигналу грибника «Хлоп!» дети опускают руки и приседают. «Посмотрю, что попало в мою корзинку», - говорит грибник. Дети, попавшие в ловушку, демонстрируют грибнику свою картинку, и тот должен правильно назвать гриб. Если картинка названа правильно, ребенок присоединяется к общему кругу, если неправильно, то «грибник» должен отпустить игрока за круг продолжать игру.

  • А что можно сделать с собранными грибами? (сварить, засушить, засолить, пожарить).

    Игра - задание «Узнай по запаху»

  • У меня на подносе в тарелочках лежат разные грибы: сушеные, свежие, солёные, жареные (показ). Тот, кого я вызову, закроет глаза. Я поднесу к носу одну из тарелочек с грибами. Нужно будет по запаху узнать, какие грибы в тарелочке.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса» (шум дождя).

  • Ребята, что напоминают вам эти звуки? Посмотрите, тучи набежали,  наверно дождь пойдёт сейчас.

    Физминутка «Дождик».

                 Капля первая упала - кап! (сверху вниз показывают траекторию её движения)

                 И вторая прибежала - кап! (повторяют ещё раз)

                 Мы на небо посмотрели, (смотрят вверх)

                 Капельки кап – кап запели,

                 Намочили лица, мы их вытирали, ( вытирают лицо руками)

                 И сапожки, посмотрите, мокрыми стали. ( показывают руками вниз)

                 Плечами дружно поведём и все капельки встряхнём. ( движения плечами)

                 От дождя мы убежим, под кусточком посидим. ( приседают)

(Дети садятся на индивидуальные коврики.)

    Познавательная минутка «А вы знаете, что…» (Гриб – самое большое живое существо на планете, т. к. некоторые подземные грибницы занимают площадь в сотни гектаров; Есть гриб, который умеет ходить. Он перемещается медленнее улитки, ходит по лесу, переваливаясь с боку на бок, как Колобок; Есть грибы – светлячки, которые светятся зелёным цветом).

  • Дождь закончился, я предлагаю вам выполнить задание.

    Упражнение «Дорисуй грибы» (на рабочих листах дети дорисовывают грибы по рядам и столбикам).

    Чтение стихотворений

  • Давайте вспомним стихотворения о лесе (дети читают стихи).
  • А я знаю стихотворение о грибах. Послушайте:

                 Конопатые опятки,

                 Не играйте с нами в прятки.

                 Всё равно домой в корзинке

                 Унесём вас по тропинке.

                                                (Л.Родникова)

     Разучивание стихотворения по мнемотаблице

  • Давайте разучим  это стихотворение, и поможет нам в этом таблица.

(Детям показывается таблица и разбирается то, что в ней изображено).

  • Молодцы. С помощью таблицы вы быстро запомнили стихотворение.

    Игра – пантомима: «Догадайся…»

(Дети разыгрывают пантомиму: что я делаю (собираю рюкзак, ищу грибы); что я чувствую (идёт дождь, увидел огромный гриб, заблудился в лесу); какому животному я подражаю (лиса, кабан); различные походки (походка, когда несёшь корзину, полную грибов, когда ты поранил ногу и т. д.).

  • Ребята, устали вы, конечно. Давайте присядем на пенёчки, отдохнём и вспомним главные правила грибников:
  • Собирать можно только известные съедобные грибы!
  • Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их. Они нужны лесу.
  • Собирая грибы, срезаем их ножиком. Если срезать нечем, его можно раскачать. Затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой.
  • Не нарушать места, где растут грибы.
  • Если гриб оказался червивым, разломать его шляпку на несколько частей и разбросать в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте.
  • Ребята, как много вы знаете о дарах леса. Вы понимаете, что лес- это кладовая. Это дом для зверей и птиц, это зелёный наряд Земли. Лес – наш друг. Давайте относиться к нему как к другу: бережно и внимательно.
  • Наш поход в лес подошёл к концу. Садитесь в электричку.

(Возвращаемся в детский сад)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знаменитые петербуржцы"

Расширить представления детей о знаменитых петербуржцах, которые жили и работали на Васильевском острове.  (В.В. Бианки, И.А. Крылов, Ю.А. Васнецов). Познакомить с их творчеством через чтение худ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней коррекционной группы «Путешествие в осенний лес»

Совместная деятельность с детьми средней группы по теме «Путешествие в осенний лес», направленная на решение задач познавательно-речевого, социального, художественно-эстетического, а также коррек...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы «ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме "Осень" с использованием ИКТ, технологии моделирования, игровых технологий. Содер...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...