О хлебе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «О хлебе»
Старший дошкольный возраст
Программное содержание
• Продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.
• Пополнить и активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.
• Развивать внимание, мышление, память, совёршенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
• Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря.
• Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Проведение экскурсии в хлебный магазин, чтение рассказов, сказок: «Колосок», «Моя мама пахнет хлебом» В.Сухомлинского и др. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. Ежедневно обращать внимание детей на то, что хлеб – необходимый им продукт, его надо беречь. Приготовить колосок, зернышки в розетках на каждый стол, хлеб и хлебобулочные изделия, руль и шапочку для игры.
Ход занятия
Воспитатель. Отгадайте, дети, загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят». Что это? – Колосок. Вот они колоски пшеницы у меня на столе. Иди, Оля, покажи на колоске, где кармашки, а где «ребятки». Что это за ребятки? – Это зернышки. Правильно, зерна пшеницы. Дети повторяют слова.
– Посмотрите, у вас на столах зерна пшеницы, потрогайте их и скажите, какие они? – Маленькие, твердые, гладкие. Раздавите их кубиком. Что получилось? – Мука белая, пшеничная. Дети за воспитателем повторяют ответ. – Что пекут из муки? – Блины, пироги и т. д. А хлеб, который мы каждый день едим, где пекут? – На хлебозаводе. Если дети что-то забыли, воспитатель сам говорит, а дети повторяют. – На этом заводе пекут разный хлеб, а пекут его пекари – это профессия такая. Дети повторяют слова хором и индивидуально. – Потом хлеб привозят в магазин, и мы его покупаем каждый день. Стук в дверь.
Воспитатель. Кто-то к нам пришел. Входит няня в роли пекаря, на ней белый колпак,.
Няня. «Здравствуйте, дети! Я пекарь, я принес вам гостинцы! А какие – отгадайте!
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает... подгорелый! (Хлеб)
Правильно. Это пшеничный, белый каравай. Его я испек, он не подгорел (открывает салфетку и показывает). Такой каравай в праздник подают к столу, чай пить с вареньем. Я его вам оставляю, угощайтесь. До свидания! Дети прощаются с пекарем, говорят «спасибо».
Воспитатель. Катя, расскажи стихотворение.
Катя.
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Воспитатель. Посмотрите на каравай. Расскажем, какой он?
– Какой формы каравай? – Каравай круглый. Настя, попробуй корочку, какая она? – Хрустящая, жесткая.
– Дети, какая у него корочка? – Хрустящая, жесткая, золотистая, румяная. Дети повторяют слова.
– Какой каравай внутри? – Белый. Из какой муки его пекли? – Из белой, пшеничной.
– Понюхайте (подносит) хлеб, какой у него запах? – Вкусный, душистый ароматный. Потрогайте пальчиком, какой он? – Мягкий, свежий. Посмотрите сколько дырочек – он ноздреватый, пышный, воздушный, легкий. Дети все слова повторяют за воспитателем, который дает всем по кусочку. – Какой хлеб на вкус? – Вкусный, сладковатый, не черствый, а мягкий, с хрустящей корочкой. Дети эти слова называют сами или повторяют за воспитателем.
– Зачем нужно есть хлеб? – Он полезный, чтобы расти, быть здоровыми, стать сильными.
Воспитатель обобщает. – Это хлеб, круглый каравай, его пекут из белой пшеничной муки, добавляют сахар, дрожжи, яйца. Вот он такой и вкусный: пышный, душистый, мягкий с золотистой, хрустящей корочкой. Кто его съест, станет сильным и здоровым. Мы его поели. Теперь покажем, какими сильными мы стали. Дети встают со стульев и делают движения: руки вверх, в стороны, на бока – наклоны, приседают и садятся вновь. – Молодцы!
Открывает еще салфетку. – Пекарь еще что-то принес. Посмотрите! Что это? – Черный хлеб.
Его испекли из других зерен – из ржаных. Растение – рожь, как и пшеница, растет в поле. А мука из зерен ржи – темная, ржаная. Дети повторяют слова.
– Попробуем этот хлеб и расскажем о нем, какой он? Дети выявляют качества хлеба, называют их, воспитатель подсказывает точное слово, дети повторяют все новые слова. Воспитатель обобщает все сказанное детьми.
– Это ржаной, темный хлеб. Буханка похожа на кирпичек. Корочка у него поджаристая. Хлеб душистый, на вкус кисловатый. Этот вкусный и полезный хлеб надо обязательно есть для крепкого здоровья. Кто про него хочет рассказать как я? 1—2 ребенка повторяют рассказ, но могут и по-своему рассказывать, опираясь на образец воспитателя.
– Замечательно! Посмотрите, к нам шофер приехал, привез хлеб и еще что-то. Садитесь в машину, поедем и споем песенку.
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим,
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай! Играют два раза.
Воспитатель. Очень хорошо!
Давайте посмотрим, что еще испек нам пекарь, а шофер привез. Дети перечисляют все, а воспитатель, указывая на все жестом, называет: Это хлебобулочные изделия. Дети повторяют словосочетание и хором и индивидуально. – Дети, давайте все разложим по полкам: на белую полку – все хлебные изделия, испеченные из белой пшеничной муки, а на коричневую – изделия из ржаной муки. Все правильно, как в магазине.
– Дети, а если хлеб не купили, и он стал черствым, что с ним можно сделать, кого можно им накормить? Дети предполагают, высказывают свое мнение.
Воспитатель. Да, ребята, хлеб нужен всем. Не зря в народе говорят: «Хлеб – всему голова!». Он на столе главный. Повторим пословицу. Дети повторяют хором и индивидуально! Воспитатель угощает детей хлебными изделиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.
Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....
Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?
презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....
«Хлеб хлебу – брат» по формированию культуры толерантности в подготовительной группе
Сценарий занятия по формированию культуры толерантности в подготовительной группе «Хлеб хлебу – брат»...