В мире льда, воды и пара.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Морозова Надежда Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Березка».

 

 

 

Образовательная область «Познание».

Конспект занятия по формированию целостной картины мира:

«В мире льда, воды и пара»

 

 

Старшая группа №5 «Подсолнушек»

Воспитатель Морозова Надежда Сергеевна.

 

 

 

 

 

 

п.Северный, Талдомский район

2014год

 

 

 

Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.

Задачи.

1.                       Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.

2.                       Развивать представления о знаках и символах.

             3.  Воспитывать экологическое сознание дошкольников. 

 Предварительная работа. Беседы о воде, чтение экологической сказки «Путешествие капелек», подвижная игра: «В царствах льда, воды и пара»       наблюдения и опыты.

 Демонстрационный материал: проектор, экран, презентация «Путешествие капельки воды», презентация «Мир в капле дождя», запись инструментальной спокойной музыки, кукла-Капитошка, кастрюля, ширма, символы тепла (солнце), холода (Дед Мороз), банка с водой, лёд, термос с горячей водой, зеркало.

Раздаточный материал: символы льда, воды, пара, краски, кисточки, ёмкости с водой, 0,5 альбомного листа.

Ход занятия.

1.Организационный момент «Улыбка»

Воспитатель. Сегодня замечательный день, к нам пришли гости, давайте встанем в кружок и поздороваемся с ними, а теперь улыбнемся друг другу и скажем «Сегодня замечательный день!» (дети встают в круг и выполняют задание).

2. Беседа об агрегатных состояниях воды и демонстрация опытов.

Воспитатель.  Мы в хорошем настроении садимся за столы. (раздается плач)

Ой, что это? Слышите? Кто-то плачет! Посмотрите, что это такое? (кастрюля).

По-моему плач доносится оттуда. Давайте посмотрим, кто же в ней так горько плачет? (вынимает Капитошку). Ребята, кто это?( ответы детей: «Капитошка»).

Воспитатель.   Капитошка  заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился, чуть в суп не превратился! Что же ему теперь делать, как к маме-тучке вернуться? Не расстраивайся, Капитошка, оставайся у нас в гостях, а мы тебе расскажем и покажем, как тебе можно домой вернуться.

Ребята, а кто такой Капитошка? Правильно, капелька воды. А мы с вами знаем, что происходит с водой во время нагревания и охлаждения.

Воспитатель загадывает загадки.

Если холод вдруг придет,

Из водички будет…(лед)

 

Если вдруг тепло настанет

Жарко будет, лёд…(растает)

 

Лед растает и тогда,

Будет из него …(вода)

 

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет …(пар)

 

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в…( водицу.

Воспитатель. А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? (твердое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар).

Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.

А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара  настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.

Послушайте заклинание: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»

 

Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму. ( результат узнаем в конце занятия)

Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.

Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды.(вывод: при охлаждении пар превращается в воду), прячет зеркало за ширму).

 

А теперь давайте посмотрим, как путешествуют капельки в природе.

Показ презентации № 1 «Путешествие капельки воды»

( показ сопровождается рассказом воспитателя)

1.На земле капельки живут в лужах, реках, озерах, ручьях, морях, океанах…

Припекло солнышко, капелька превратилась в пар, стала легкая и улетела на небо

2. А в небе капельке стало холодно и чтобы согреться, она позвала другие капельки, прижались капельки друг к другу и превратились в большую дождевую тучу.

3. Тесно стало капелькам в туче, стали они большие и тяжелые, не могли уже удержаться в воздухе, и упали вниз на землю.

4. И снова капельки на земле. Превратились капельки в лужицы, ручейки, побежали ручейки в речки, моря, чтобы снова когда-нибудь улететь на небо.

Это называется круговорот воды в природе.

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)

И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)

Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли, посмотрите – мокрыми стали.(наклон туловища вперед)

Плечами дружно поведем (движение плечами)

И все капельки стряхнем (встряхнуть  кистями рук)

От дождя мы убежим, (бег на месте)

Под кусточком посидим.( садятся за столы).

 

3.Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»

Дети напоминают значение символов.

1.                 Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)

2.                 Хорошо мы все запомним, что водичка  - это волны.( показ символа воды)

3.                 А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда)

Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов тепла и холода. (Дед Мороз и солнышко)

 

 

Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на результаты наших опытов.

Демонстрация детям банки с водой в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.(делает вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились)

 

Воспитатель. Ребята, а теперь вы знаете, как помочь Капитошке? ( ответы детей: надо погреться на солнышке и превратиться в пар.

Капитошка говорит, что ему с нами очеь интересно, даже улетать не хочется.

За то, что вы ему помогли, он хочет показать вам волшебство.

Воспитатель читает стихотворение.

Капля воды на раскрытой ладошке.

В ней отражается…

Показ презентации № 2

 После презентации дети рассказывают Капитошке, что они увидели в каплях дождя ( цветы, траву, дома, радугу и т.д.). Капитошка прощается и «улетает».

 

4.                Рисование.

Воспитатель Ребята, а давайте на память об этом волшебном, добром дне нарисуем картинки. Мы изобразим в них мир, который отражается в капле воды. Пусть это будут прозрачные, чистые капли, в которых видно много всего интересного. (дети приступают к рисованию).

 

После занятия устраивается выставка рисунков «Мир в капле дождя»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_lda_vody_i_para.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Березка».

Образовательная область «Познание».

Конспект занятия по формированию целостной картины мира:

«В мире льда, воды и пара»

Старшая группа №5 «Подсолнушек»

Воспитатель Морозова Надежда Сергеевна.

п.Северный, Талдомский район

2014год


Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.

Задачи.

  1. Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
  2. Развивать представления о знаках и символах.

             3.  Воспитывать экологическое сознание дошкольников.  

 Предварительная работа. Беседы о воде, чтение экологической сказки «Путешествие капелек», подвижная игра: «В царствах льда, воды и пара»       наблюдения и опыты.

 Демонстрационный материал: проектор, экран, презентация «Путешествие капельки воды», презентация «Мир в капле дождя», запись инструментальной спокойной музыки, кукла-Капитошка, кастрюля, ширма, символы тепла (солнце), холода (Дед Мороз), банка с водой, лёд, термос с горячей водой, зеркало.

Раздаточный материал: символы льда, воды, пара, краски, кисточки, ёмкости с водой, 0,5 альбомного листа.

Ход занятия.

1.Организационный момент «Улыбка»

Воспитатель. Сегодня замечательный день, к нам пришли гости, давайте встанем в кружок и поздороваемся с ними, а теперь улыбнемся друг другу и скажем «Сегодня замечательный день!» (дети встают в круг и выполняют задание).

2. Беседа об агрегатных состояниях воды и демонстрация опытов.

Воспитатель.  Мы в хорошем настроении садимся за столы. (раздается плач)

Ой, что это? Слышите? Кто-то плачет! Посмотрите, что это такое? (кастрюля).

По-моему плач доносится оттуда. Давайте посмотрим, кто же в ней так горько плачет? (вынимает Капитошку). Ребята, кто это?( ответы детей: «Капитошка»).

Воспитатель.   Капитошка  заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился, чуть в суп не превратился! Что же ему теперь делать, как к маме-тучке вернуться? Не расстраивайся, Капитошка, оставайся у нас в гостях, а мы тебе расскажем и покажем, как тебе можно домой вернуться.

Ребята, а кто такой Капитошка? Правильно, капелька воды. А мы с вами знаем, что происходит с водой во время нагревания и охлаждения.

Воспитатель загадывает загадки.

Если холод вдруг придет,

Из водички будет…(лед)

Если вдруг тепло настанет

Жарко будет, лёд…(растает)

Лед растает и тогда,

Будет из него …(вода)

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет …(пар)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в…( водицу.

Воспитатель. А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? (твердое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар).

Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.

А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара  настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.

Послушайте заклинание: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»

Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму. ( результат узнаем в конце занятия)

Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.

Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды.(вывод: при охлаждении пар превращается в воду), прячет зеркало за ширму).

А теперь давайте посмотрим, как путешествуют капельки в природе.

Показ презентации № 1 «Путешествие капельки воды»

( показ сопровождается рассказом воспитателя)

1.На земле капельки живут в лужах, реках, озерах, ручьях, морях, океанах…

Припекло солнышко, капелька превратилась в пар, стала легкая и улетела на небо

2. А в небе капельке стало холодно и чтобы согреться, она позвала другие капельки, прижались капельки друг к другу и превратились в большую дождевую тучу.

3. Тесно стало капелькам в туче, стали они большие и тяжелые, не могли уже удержаться в воздухе, и упали вниз на землю.

4. И снова капельки на земле. Превратились капельки в лужицы, ручейки, побежали ручейки в речки, моря, чтобы снова когда-нибудь улететь на небо.

Это называется круговорот воды в природе.

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)

И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)

Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли, посмотрите – мокрыми стали.(наклон туловища вперед)

Плечами дружно поведем (движение плечами)

И все капельки стряхнем (встряхнуть  кистями рук)

От дождя мы убежим, (бег на месте)

Под кусточком посидим.( садятся за столы).

3.Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»

Дети напоминают значение символов.

  1. Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)
  2. Хорошо мы все запомним, что водичка  - это волны.( показ символа воды)
  3. А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда)

Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов тепла и холода. (Дед Мороз и солнышко)

Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на результаты наших опытов.

Демонстрация детям банки с водой в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.(делает вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились)

Воспитатель. Ребята, а теперь вы знаете, как помочь Капитошке? ( ответы детей: надо погреться на солнышке и превратиться в пар.

Капитошка говорит, что ему с нами очеь интересно, даже улетать не хочется.

За то, что вы ему помогли, он хочет показать вам волшебство.

Воспитатель читает стихотворение.

Капля воды на раскрытой ладошке.

В ней отражается…

Показ презентации № 2

 После презентации дети рассказывают Капитошке, что они увидели в каплях дождя ( цветы, траву, дома, радугу и т.д.). Капитошка прощается и «улетает».

  1. Рисование.

Воспитатель Ребята, а давайте на память об этом волшебном, добром дне нарисуем картинки. Мы изобразим в них мир, который отражается в капле воды. Пусть это будут прозрачные, чистые капли, в которых видно много всего интересного. (дети приступают к рисованию).

После занятия устраивается выставка рисунков «Мир в капле дождя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать  сенсорну...

Открытое занятие по окружающему миру.Тема: «Вода. Берегите воду!».

Задачи :- обеспечить условия для изучения и закрепления знаний о реках родного края и способах их охраны;- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;- способс...

"Удивительные предметы" (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира) Дидактическая игра "Найди пару"

Задачи: Закрепить умение  детей сравнивать предметы придуманные людьми, с предметами природы и находить между ними общее.Активизировать познавательную деятельность. Развивать мышление, внима...