Золотая осень.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Хахурина Марина Павловна

Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zolotaya_osen_0.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект   комплексного занятия

     в  подготовительной   к  школе   группе

                   « Золотая   осень»

Интеграция  образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Цели: познакомить с репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень», учить описывать предметы, изображенные на картине, выделяя их характерные признаки; развивать эстетические чувства; формировать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях,  представление  о ярких цветах и теплых тоннах, использовать эти цвета при создании картины золотой осени;учить понимать «язык» живописи: воспринимать композицию и цветовое решение картины, как средства для передачи основного содержания и настроения картины;, учить понимать отношение художника к изображаемому; учить передавать в рисунке пейзаж золотой осени, ее колорит и находить средства для создания образа, используя различные методы рисования.

Планируемые результаты: знает  характерные признаки каждого времени года; составляет небольшой рассказ и ответы на вопросы педагога об особенностях явлений природы осенью; определяет общее настроение и характер музыкального произведения, рассказывает стихотворение об осени, использует в речи соответствующую лексику.

Материал: репродукция картины И.Левитана « Золотая осень»,слайд-шоу «Осень», набор гуашевых красок, кисти 3-х размеров, простой графитный карандаш, ластик, баночки  с водой, бумага тонированная.

Предварительная работа: рассматривание репродукций пейзажистов (Шишкина, Щербакова и т.д.), чтение и разучивание стихотворений русских поэтов об осени (Тютчев, Фет, Бунин, Есенин и др ), наблюдения в природе, тонирование бумаги.

         Содержание образовательной деятельности детей

1.Организационный момент.

                 « Есть в осени первоначальной

                    Короткая , но дивная пора.

                    Весь день стоит как бы хрустальный

                   И лучезарны вечера»         Ф.И.Тютчев

- Дети, я прочитала вам замечательные строки Тютчева. Они помогли нам окунуться в осеннею сказку природы, ощутить красоту, загадочность осеннего   пейзажа, прелесть и ослепительность ярких осенних красок.

2.Просмотр слайд-шоу и рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

 - Сегодня, дети, мы познакомимся с замечательным творением великого русского художника-пейзажиста Исаака Левитана, его картиной «Золотая осень». Я предлагаю вам посмотреть некоторые моменты его жизни и творчества ( просмотр фильма с короткой биографией Левитана, рассказа  и рассматривания картины «Золотая осень»).

- А теперь дети, перейдем к рассматриванию репродукции картины «Золотая осень»,  поговорим о красках, чувствах, которые вложил художник в написание этой картины.

- Скажите, ребята, какой период осени отображен на этой картине – ранний или поздний?  (  ранний )

- А почему вы так думаете?

Дети:       « Лес , точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

                  Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной ». ( Бунин.И )

А поздней осенью деревья стоят голые, оставшиеся листья темные, серые и мрачные.

- Да, дети, правильно вы заметили характерные краски для ранней осени. А какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

Дети:   - Она вызывает хорошее праздничное настроение;

           -  Очень красивые березки, они будто одеты в золотые платьица;

             -Река на картине красивая – вода в реке темно-синяя, а потом все голубее и голубее;

              -На фоне синей реки выделяется красно – розовый куст;

            -Очень красивое на картине голубое небо, с легкими пушистыми облаками.

-  Молодцы, вы, очень внимательны и наблюдательны. Ребята, а почему осень называется «золотой»? Поэт А.С.Пушкин в своем стихотворение использует выражение «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?

Дети:  - Осень называют золотой, потому что все листья желтые.

           - На многих  деревьях листья красные, оранжевые, коричневые.  

- А когда лес бывает таким золотым - в сухую или дождливую погоду? Как он отображен на картине Левитана? ( сухую )

- Все ли деревья одеваются осенью в золотой наряд?

Дети     - Нет , ель и, сосна всегда остаются зелеными. До поздней осени стоит зеленым дуб.

-  «Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

    Значит он выносливый, значит закаленный».

        -  «Лес  пахнет дубом и сосной

           За летом высох он от солнца.

           И осень тихою вдовой

            Вступает в пестрый терем свой».

- Дети, обратите внимание, как художник умело использует краски. Солнечные лучи, ярко освещающие природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка, видны луг и опушка, молодого, тоже желтеющего березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь  с голубизной неба.

- Дети, присмотритесь повнимательней к картине и скажите, что в картине главное? Может быть –лес? Может быть – река? А может быть небо? ( здесь главное – это русская природа).

- Да, дети, художник очень любил русскую природу, и всю свою любовь и чувства вложил и в реку, и в лес, и в небо, и в луга .Разве мог написать такую прекрасную картину человек без души ? конечно, нет.

- А помогли выразить художнику свои мысли – краски. Так какие краски были помощниками художнику в написании картины?  (желтые, красные, бурые, оранжевые, голубые, белые)

- Правильно. В основном, художник использовал теплые тона красок – желтые, красные, бурые оттенки. Но есть и холодные оттенки – синяя вода, голубое небо. Контраст холодных тонов воды с золотистой окраской берез и травы, усиливает праздничное настроение вызываемое картиной.

- Дети, рассматривая эту замечательную картину, слушая прекрасные строки об осени, хотелось бы на миг ощутить себя в березовой роще, подышать чистым свежим воздухом у реки.

- Закройте глаз, я скажу волшебные слова и мы  с вами окажемся на берегу реки, среди золотых березок, а когда вернемся, вы расскажите, что чувствовали там. Приготовились, я говорю слова «Крибли-крабли-бумс» . И мы с вами , дети, в березовой роще. Представьте, что вы все стройные березки. Над вами ясное, голубое небо, дует слабый ветерок. Тихо в лесу осенью, и все располагает к слушанию поэзии. (Чтение стихотворений об осени).

- Настала пора возвращаться нам назад, закройте глаза: «Крибли-крабли-бумс». Вот мы и на месте. Дети, что вы почувствовали , побыв в картине?

Дети: - Я почувствовала, что был теплый и солнечный день. Кругом была тишина.

          - А я слышала шум и шуршание осенних листьев.

          - У меня было настроение петь и танцевать.

           - Я слышала пение птиц  в роще.

            - Я чувствовала свежесть и прохладу ручья в лесу.

             - Мне хотелось посидеть под березой и помечтать.

- Сколько у вас осталось впечатлений. Действительно, в картине чувствуется тишина, спокойствие. Краски картины вызывают хорошее настроение.

3.Рисование «Золотая осень»

- Сегодня  мы с вами как настоящие художники, попробуем изобразить картины золотой и поздней осени.

- У нас будет 3 группы художников.

1-я группа – будет осень рисовать методом монотипии. Расскажи Ира, как ты это будешь делать.

2 – я группа – будет рисовать методом тычка. Расскажи Полина.

3 – я группа – рисует пастелью.

- По окончанию работы, мы с вами устроим выставку работ художников – пейзажистов.

- Приступаем к работе. ( Слежу за осанкой, помогаю  в работе с красками).

4. Итог занятия.

- Посмотрите, вы оказались тоже очень хорошими художниками. Каждый из вас видит осень по-своему. Поэтому нет ни одного похожего рисунка

Аня, а какой тебе понравился больше всего рисунок? Почему?

А теперь Таня прочитает стихотворение.

          Если видишь на картине, нарисована река

          Или ель и белый иней, или сад и облака

          Или снежная равнина, или поле и шалаш

          Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....