Главные вкладки

    Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Долинина Светлана Николаевна

    Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt2.docx15.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта

     «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»

    Средняя группа 2014 – 2015 уч.год.

    Автор проекта: воспитатель Аппа С.Н.

       Цель: Развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

    Задачи:

    • Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и проч.), об основных физических свойствах и явлениях (воды, снега и льда и т.п.) по внешним характеристикам и проч.
    • Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
    • Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
    • Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
    • Создавать положительно-эмоциональный настрой детей.
    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

    Предполагаемый результат:

    1. Создание предметно-развивающего пространства в опытно-экспериментальной деятельности.

    2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

    3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

    4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

    Формы работы:

    1. Подгрупповые занятия.

    2. Индивидуальные экспериментирования.

    Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 - май 2015 года.

    Участники проекта:

    - дети средней группы.

    - педагоги группы.

    Месяц

    Тема

    Содержание

    Материал и оборудование

    Сентябрь

    “Знакомство с “волшебной” коробочкой”

    “Как человек измеряет?”

    Дидактические игры: “Определи на ощупь, “Угадай на вкус”, “Узнай предмет по звуку”, “Узнай по описанию”

    “Чем можно измерять?”

    Эксперименты

    Беседа с детьми для чего человеку нужны те или иные предметы.

     

    Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира “от себя”: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т.п.

    Измерить стол, ковер в группе с помощью различных систем мер: с помощью локтей, ладоней, пальцев. Сформулировать почему результаты оказались разными (величина рук. ладоней, пальцев у разных людей отличается, поэтому и результат у всех разный).

    1.Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины и веса.

    2.Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов).

    3.Научить способам использования измерительных приборов.

    4.Обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

    •  1.Пользуясь линейкой, измерим длину ладони, пальцев руки, длину стола, книги.
    • 2.Используя весы и разновесы узнать вес кубика, куклы, машинки.

    Линейка, сантиметровая лента, весы, термометр,часы песочные,и прочие предметы.

    Художественная литература: Г. Остер “38 попугаев”.

    Предметы для проведения  дидактических игр

    “Определи на ощупь” (кубик, мячик и т.д.), “Угадай на вкус” (яблоко, лимон, лук, огурец и проч.), “Узнай предмет по звуку” (колокольчик, бубен, свисток и др.), “Узнай по описанию”.

    Линейка, измерительная лента, весы с разновесами (стрелочные, электронные).

    Октябрь

    “Термометр и температура”

    Опыты

    “Часы и время”

    Исследовательская деятельность.

    1. Познакомить детей с понятием температура.

    2.Формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре.

    3.Сравнить разные виды термометров.

    4.Формировать навыки безопасности при определении температуры.

    5.Пополнить активный словарь детей новыми понятиями: “градус”, “шкала”, “температура”, “термометр”.

    Рассмотреть, как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров.

    • Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.
    • Измерить температуру тела человека в группе и на улице, сравнить показания.
    • Измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а второй воду налили из теплого чайника. сравнить показания.

    1.Познакомить детей с древними и современными способами измерения времени.

    2.Формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах, сутках и т.д.

    3.Формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, занятия, сон, физическую активность и т.п.

    4.Совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.

    • Рассмотреть разные виды часов: древние и современные.
    • Изготовить вместе с детьми песочные часы.
    • Засечь время продолжительностью 1-2 мин на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

    Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека, 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой).

    Часы песочные, механические, электронные, картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

    Ноябрь

    “Твердое тело:материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, металлы)

    Познавательная деятельность с детьми

    1.Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло и проч.).

    2.Познакомить с различными металлами (медь, алюминий, золото, серебро) и их значением.

    • Рассмотреть, взвесить предметы из стекла и пластмассы. Определить свойства этих предметов. Вспомнить, где они используются в жизни, в сказках, придумать собственные варианты их применения (реальные и волшебные).
    • Рассмотреть, пощупать, понюхать предметы из натурального дерева (не окрашенные и окрашенные). Определить их свойства и назначения.
    • “Что тяжелее? Тонет - не тонет” - игра-эксперимент.

    Предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева, различных металлов.

    Для игры-эксперимента:

    - ёмкость с водой

     ( тазик или миска).

    - предметы из различных материалов (пластик, дерево, металл, поролон и т.д.).

    Декабрь

    “Воздух”

    Беседа с детьми о воздухе

    Серия опытов с воздухом

    1.Дать общие представления о воздухе: прозрачный, невидимый, легкий, находится везде.

    2.Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

    •  В стакан с водой дуем через соломинку - появляются пузырьки (мы дышим воздухом).
    • “Пластилин в газировке”. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Значит воздух легче воды, он всегда всплывает.
    • Опустить пустую бутылочку в воду - из нее выходит воздух в виде пузырьков.
    • Воздух находится везде. Как в этом убедиться? Можно помахать веером (листком) у лица и тогда почувствуешь легкий ветерок - это и есть воздух.
    • Вспомнить, где используется свойство воздуха (надувной спасательный круг, спасательный жилет - не дает утонуть человеку).
    • Надуть воздушный шарик. Они тоже наполнены воздухом. Игры с воздушными шариками.

    Пластилин, вода, вода газированная, 2 стакана, бутылочка. тазик или миска с водой, вееры (листы бумага, бумажные вееры) по количеству детей, воздушные шарики по количеству детей.

    Январь

    «Водичка–  водичка, умой моё личико…»

    «Чудесница вода»

    Что мы знаем о воде?

    1.  Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, текучесть, запах и т.д.).

    2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

    3. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

    4. Воспитывать бережное отношение к воде.

    Иллюстрации:

    «Кому нужна вода»

    «Где живёт вода»…

    Опыты с водой:  

    1)«жидкая»

    2)«тёплая – холодная »

    1. Развивать желание экспериментировать.

    2. Познакомить со свойствами воды: холодная – тёплая.

    - Ёмкости для переливания воды.

    - Вода.

    - 2 тазика с холодной и тёплой водой.

    Игра- эксперимент на выявление прозрачности воды.

    1. Развиваем любознательность, мышление и речь детей.

    2. Учим детей высказывать свои предположения, делать выводы.

    3. Вызываем интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

       Налить в один стакан молоко, в другой - воду. Кидать в стакан с молоко разные пуговицы, затем тоже самое проделать со стаканом с водой. В стакане с водой пуговицы видны, а в стакане с молоком - нет, следовательно вода - прозрачная.

    2 стакана: один с водой, другой - с молоком,  пуговицы разной формы и цвета.

    Февраль

    «Снег – снежок, словно беленький пушок» Свойства снега: липкий – рассыпчатый

    1. Познакомить детей со свойствами снега (липкий, рассыпчатый, белый, холодный, искрящийся, скрипит и т.д.).

    2. Развивать тактильное восприятие (снег холодный).

    3. Воспитывать чувственность и интерес к неживой природе.

    - Снег.

    - Лопатки, формочки, ведёрки.

    Опыт на прогулке «Лепится – не лепится?»

    1. Учить употреблять качественные прилагательные (липкий, рассыпчатый, холодный, белый).

    2. Мотивировать детей к лепке снеговика.

    3. Создание эмоционально-положительного настроения – радоваться снегу, зимним пейзажам.

    - Снег.

    Наблюдение

    «Таяние снега»

    1. Закрепить знания детей о свойствах снега.

    2. Подвести детей к тому, что снег тает в тепле.

    -Ведёрко со снегом.

    Март

    «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд)

    Свойства льда

    1. Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

    2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).

    3. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.

    4. Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).

    -Снеговик (игрушка). -Стеклянная миска.  

    -Иллюстрации с изображением зимних детских забав.

    -Снежный комок (муляж).

     -Две красивых жестяных банки.

    -Сосулька.

    -Кубики льда.

    -Подносы.

    -Салфетки (по количеству детей).

    -Цветные льдинки.

    Познавательная деятельность «Разноцветные льдинки»

    Познакомить детей, что лёд получается из воды (образуется  в холоде), в воде растворилась краска, поэтому получились цветные льдинки. Закрепление цвета

    -Стаканчики.

    -Формочки.

    -Краска.

    -Вода.

    Эксперимент – наблюдение  «Превращение льда в воду»

    Вместе с детьми внести в группу лёд в ведёрке для того, чтобы определить что лёд – это вода в замёрзшем состоянии. Подведение итогов: снег и лёд – это вода.

    -Лёд.

    -Детское ведёрко.

    Апрель

    Наблюдение

    “Огород на окошке”

    Посадка лука.

    Отмечаем, что лук - овощ (живой организм), нуждается в воде, свете, тепле.

    Устанавливаем связь с неживой природой.

    Наблюдаем за изменениями строения лука (появились корни, зеленые стебли)-”вершки-корешки”.

    Зарисовываем изменения.

    Лоток с землей, прозрачные стаканы, лук, вода, инвентарь для ухода за растениями ( лопатки, грабли, лейки и проч.), блокноты и карандаши по количеству детей.

    Май

    “Волшебное зеркало”

    Эксперименты:

    “Отражение”

    “Кривые зеркала”

    “Заколдованное письмо”

    Игра-забава “Солнечные зайчики”

    1.Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей (в зеркале отражается все “наоборот”).

    2.Познакомить детей с понятиями “свет”, “отражение” и их свойствами.

    • 1. Рассмотреть отражение предмета в зеркале, в начищенном металлическом подносе. Как отражаются правая и левая сторона предметов (куклы, мишки, зайца, кубика, шара и проч.)?
    • 2. Кривые зеркала. Детям предлагается посмотреть на свое отражение в зеркалах разной формы и почувствовать изменение своего внутреннего состояния в зависимости от формы зеркала.
    • 3. С помощью зеркала “расшифровываем” письмо. Большинство, а может быть, даже все буквы оказались перевернутыми.
    • С помощью предметов с блестящим покрытием (например, плотная фольга) направить на солнечный свет.

    Зеркала различной формы и размера, предметы с блестящим покрытием (по количеству детей),

    1 металлический поднос, “зашифрованное” письмо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию, познавательному развитию, физическому развитию воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

    Это спортивная игра к празднику "День защитника отечества" (физическое развитие) В НОД используются задания по  познавательному и:речевому  развитию...

    Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Художественная деятельность в подготовительной группе посредством лепки, аппликации, рисования». Средняя группа 2014-2015 учебный год.

    Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Художественная деятельность в подготовительной группе посредством лепки, аппликации, рисования».Средняя группа 2014-2015 учебный год....

    План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»

    Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....

    Опыт работы по теме « Исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития познавательной активности»

    Обобщение опыта работы по исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

    Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

    laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

    СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

    В статье описывается алгоритм работы над созданием мультфильма совместно с детьми старшего дошкольного возраста....