Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Долинина Светлана Николаевна

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта

 «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»

Средняя группа 2014 – 2015 уч.год.

Автор проекта: воспитатель Аппа С.Н.

   Цель: Развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и проч.), об основных физических свойствах и явлениях (воды, снега и льда и т.п.) по внешним характеристикам и проч.
  • Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
  • Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
  • Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
  • Создавать положительно-эмоциональный настрой детей.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предполагаемый результат:

1. Создание предметно-развивающего пространства в опытно-экспериментальной деятельности.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Формы работы:

1. Подгрупповые занятия.

2. Индивидуальные экспериментирования.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 - май 2015 года.

Участники проекта:

- дети средней группы.

- педагоги группы.

Месяц

Тема

Содержание

Материал и оборудование

Сентябрь

“Знакомство с “волшебной” коробочкой”

“Как человек измеряет?”

Дидактические игры: “Определи на ощупь, “Угадай на вкус”, “Узнай предмет по звуку”, “Узнай по описанию”

“Чем можно измерять?”

Эксперименты

Беседа с детьми для чего человеку нужны те или иные предметы.

 

Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира “от себя”: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т.п.

Измерить стол, ковер в группе с помощью различных систем мер: с помощью локтей, ладоней, пальцев. Сформулировать почему результаты оказались разными (величина рук. ладоней, пальцев у разных людей отличается, поэтому и результат у всех разный).

1.Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины и веса.

2.Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов).

3.Научить способам использования измерительных приборов.

4.Обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

  •  1.Пользуясь линейкой, измерим длину ладони, пальцев руки, длину стола, книги.
  • 2.Используя весы и разновесы узнать вес кубика, куклы, машинки.

Линейка, сантиметровая лента, весы, термометр,часы песочные,и прочие предметы.

Художественная литература: Г. Остер “38 попугаев”.

Предметы для проведения  дидактических игр

“Определи на ощупь” (кубик, мячик и т.д.), “Угадай на вкус” (яблоко, лимон, лук, огурец и проч.), “Узнай предмет по звуку” (колокольчик, бубен, свисток и др.), “Узнай по описанию”.

Линейка, измерительная лента, весы с разновесами (стрелочные, электронные).

Октябрь

“Термометр и температура”

Опыты

“Часы и время”

Исследовательская деятельность.

1. Познакомить детей с понятием температура.

2.Формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре.

3.Сравнить разные виды термометров.

4.Формировать навыки безопасности при определении температуры.

5.Пополнить активный словарь детей новыми понятиями: “градус”, “шкала”, “температура”, “термометр”.

Рассмотреть, как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров.

  • Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.
  • Измерить температуру тела человека в группе и на улице, сравнить показания.
  • Измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а второй воду налили из теплого чайника. сравнить показания.

1.Познакомить детей с древними и современными способами измерения времени.

2.Формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах, сутках и т.д.

3.Формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, занятия, сон, физическую активность и т.п.

4.Совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.

  • Рассмотреть разные виды часов: древние и современные.
  • Изготовить вместе с детьми песочные часы.
  • Засечь время продолжительностью 1-2 мин на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека, 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой).

Часы песочные, механические, электронные, картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Ноябрь

“Твердое тело:материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, металлы)

Познавательная деятельность с детьми

1.Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло и проч.).

2.Познакомить с различными металлами (медь, алюминий, золото, серебро) и их значением.

  • Рассмотреть, взвесить предметы из стекла и пластмассы. Определить свойства этих предметов. Вспомнить, где они используются в жизни, в сказках, придумать собственные варианты их применения (реальные и волшебные).
  • Рассмотреть, пощупать, понюхать предметы из натурального дерева (не окрашенные и окрашенные). Определить их свойства и назначения.
  • “Что тяжелее? Тонет - не тонет” - игра-эксперимент.

Предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева, различных металлов.

Для игры-эксперимента:

- ёмкость с водой

 ( тазик или миска).

- предметы из различных материалов (пластик, дерево, металл, поролон и т.д.).

Декабрь

“Воздух”

Беседа с детьми о воздухе

Серия опытов с воздухом

1.Дать общие представления о воздухе: прозрачный, невидимый, легкий, находится везде.

2.Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

  •  В стакан с водой дуем через соломинку - появляются пузырьки (мы дышим воздухом).
  • “Пластилин в газировке”. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Значит воздух легче воды, он всегда всплывает.
  • Опустить пустую бутылочку в воду - из нее выходит воздух в виде пузырьков.
  • Воздух находится везде. Как в этом убедиться? Можно помахать веером (листком) у лица и тогда почувствуешь легкий ветерок - это и есть воздух.
  • Вспомнить, где используется свойство воздуха (надувной спасательный круг, спасательный жилет - не дает утонуть человеку).
  • Надуть воздушный шарик. Они тоже наполнены воздухом. Игры с воздушными шариками.

Пластилин, вода, вода газированная, 2 стакана, бутылочка. тазик или миска с водой, вееры (листы бумага, бумажные вееры) по количеству детей, воздушные шарики по количеству детей.

Январь

«Водичка–  водичка, умой моё личико…»

«Чудесница вода»

Что мы знаем о воде?

1.  Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, текучесть, запах и т.д.).

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

3. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Иллюстрации:

«Кому нужна вода»

«Где живёт вода»…

Опыты с водой:  

1)«жидкая»

2)«тёплая – холодная »

1. Развивать желание экспериментировать.

2. Познакомить со свойствами воды: холодная – тёплая.

- Ёмкости для переливания воды.

- Вода.

- 2 тазика с холодной и тёплой водой.

Игра- эксперимент на выявление прозрачности воды.

1. Развиваем любознательность, мышление и речь детей.

2. Учим детей высказывать свои предположения, делать выводы.

3. Вызываем интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

   Налить в один стакан молоко, в другой - воду. Кидать в стакан с молоко разные пуговицы, затем тоже самое проделать со стаканом с водой. В стакане с водой пуговицы видны, а в стакане с молоком - нет, следовательно вода - прозрачная.

2 стакана: один с водой, другой - с молоком,  пуговицы разной формы и цвета.

Февраль

«Снег – снежок, словно беленький пушок» Свойства снега: липкий – рассыпчатый

1. Познакомить детей со свойствами снега (липкий, рассыпчатый, белый, холодный, искрящийся, скрипит и т.д.).

2. Развивать тактильное восприятие (снег холодный).

3. Воспитывать чувственность и интерес к неживой природе.

- Снег.

- Лопатки, формочки, ведёрки.

Опыт на прогулке «Лепится – не лепится?»

1. Учить употреблять качественные прилагательные (липкий, рассыпчатый, холодный, белый).

2. Мотивировать детей к лепке снеговика.

3. Создание эмоционально-положительного настроения – радоваться снегу, зимним пейзажам.

- Снег.

Наблюдение

«Таяние снега»

1. Закрепить знания детей о свойствах снега.

2. Подвести детей к тому, что снег тает в тепле.

-Ведёрко со снегом.

Март

«Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд)

Свойства льда

1. Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).

3. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.

4. Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).

-Снеговик (игрушка). -Стеклянная миска.  

-Иллюстрации с изображением зимних детских забав.

-Снежный комок (муляж).

 -Две красивых жестяных банки.

-Сосулька.

-Кубики льда.

-Подносы.

-Салфетки (по количеству детей).

-Цветные льдинки.

Познавательная деятельность «Разноцветные льдинки»

Познакомить детей, что лёд получается из воды (образуется  в холоде), в воде растворилась краска, поэтому получились цветные льдинки. Закрепление цвета

-Стаканчики.

-Формочки.

-Краска.

-Вода.

Эксперимент – наблюдение  «Превращение льда в воду»

Вместе с детьми внести в группу лёд в ведёрке для того, чтобы определить что лёд – это вода в замёрзшем состоянии. Подведение итогов: снег и лёд – это вода.

-Лёд.

-Детское ведёрко.

Апрель

Наблюдение

“Огород на окошке”

Посадка лука.

Отмечаем, что лук - овощ (живой организм), нуждается в воде, свете, тепле.

Устанавливаем связь с неживой природой.

Наблюдаем за изменениями строения лука (появились корни, зеленые стебли)-”вершки-корешки”.

Зарисовываем изменения.

Лоток с землей, прозрачные стаканы, лук, вода, инвентарь для ухода за растениями ( лопатки, грабли, лейки и проч.), блокноты и карандаши по количеству детей.

Май

“Волшебное зеркало”

Эксперименты:

“Отражение”

“Кривые зеркала”

“Заколдованное письмо”

Игра-забава “Солнечные зайчики”

1.Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей (в зеркале отражается все “наоборот”).

2.Познакомить детей с понятиями “свет”, “отражение” и их свойствами.

  • 1. Рассмотреть отражение предмета в зеркале, в начищенном металлическом подносе. Как отражаются правая и левая сторона предметов (куклы, мишки, зайца, кубика, шара и проч.)?
  • 2. Кривые зеркала. Детям предлагается посмотреть на свое отражение в зеркалах разной формы и почувствовать изменение своего внутреннего состояния в зависимости от формы зеркала.
  • 3. С помощью зеркала “расшифровываем” письмо. Большинство, а может быть, даже все буквы оказались перевернутыми.
  • С помощью предметов с блестящим покрытием (например, плотная фольга) направить на солнечный свет.

Зеркала различной формы и размера, предметы с блестящим покрытием (по количеству детей),

1 металлический поднос, “зашифрованное” письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию, познавательному развитию, физическому развитию воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Это спортивная игра к празднику "День защитника отечества" (физическое развитие) В НОД используются задания по  познавательному и:речевому  развитию...

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Художественная деятельность в подготовительной группе посредством лепки, аппликации, рисования». Средняя группа 2014-2015 учебный год.

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Художественная деятельность в подготовительной группе посредством лепки, аппликации, рисования».Средняя группа 2014-2015 учебный год....

План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....

Опыт работы по теме « Исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития познавательной активности»

Обобщение опыта работы по исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

В статье описывается алгоритм работы над созданием мультфильма совместно с детьми старшего дошкольного возраста....