СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
проект по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Акимова Наталья Владимировна

В статье описывается алгоритм работы над созданием мультфильма совместно с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Акимова Наталья Владимировна

Россия, Нижегородская область, г. Дзержинск

e-mail: nata-v33@yandex.ru

 Аннотация: статья направлена на решение одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогом дошкольного учреждения – создание благоприятных условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов совместно с детьми.

 

Заказ современного общества - творчески активная личность, обладающая способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности. Проблема современности состоит в том, что на фоне кажущегося благополучия информационного пространства, предоставляющего огромный объем познавательных, развивающих программ, передач, компьютерных игр, дети воспринимают предметы и явления окружающего мира как данность – «Он такой, потому что такой, и другим быть не может». Получая все «на блюдечке», у ребенка развивается инертность, пассивность мышления, снижение познавательной активности, отсутствие пытливости ума, что само собой не толкает ребенка на более глубокое изучение свойств предмета или явления.

 Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, позволило педагогам использовать новые, более

эффективные психолого-педагогические подходы к процессу организации

дошкольного воспитания и обучения. Семимильными шагами вошли в нашу повседневную профессиональную жизнь разнообразные компьютерные технологии, что позволило создать огромные возможности для реализации различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели [11].

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, когда соотношение «ребенок — взрослый» строится на соучастии не только детей и педагогов ДОУ, а также родителей и других членов семьи.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Дети свободны в своем творчестве.

Проект – продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, родителей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, предметными, готовыми к применению. Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу, развивать познавательный интерес.

Одним из важных средств формирования познавательного интереса является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.

Познавательный интерес, прежде всего, вызывает и подкрепляет тот учебный

материал, который является для учащихся новым, неизвестным, заставляет

удивляться, поражает их воображение. Удивление является сильным стимулом познания, его первичным элементом. Но познавательный интерес к учебному материалу не может всё время поддерживаться только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком [7]. Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот поэтому для поддержания и развития познавательного интереса старших дошкольников важно учить их умению в знакомом видеть новое.

В поисках методов, способствующих формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видео продукта.

Создание мультфильма – это многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. [11].

При реализации задач по созданию мультфильмов с детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:

 - принцип систематичности и последовательности, который обеспечивает единство реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач развития дошкольников, позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- принцип доступности позволяет построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - принцип деятельности исключает передачу детям готовых знаний, направляет детскую деятельность в русло самостоятельного принятия детьми решений, познания нового путем практического освоения технологии. Педагог при этом использует активные формы и методы обучения дошкольников, способствуя тем самым развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества;

- принцип творчества и результативности направлен на приобретение дошкольниками собственного опыта творческой деятельности, на формирование у них умения создавать новое, находить нестандартное решение проблемных ситуаций и на получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня развития детей.

Мультипликация в образовательном процессе – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.[12]

Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включает в себя несколько этапов.

Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизни, чтения произведений художественной литературы, просмотра телепередач и других источников [11].

Дети совместно с воспитателем, родителями продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма, делают его раскадровку (последовательность рисунков, определяющих монтажные планы), обговаривают место, где происходят все события, кто является главными героями и что нужно для того, чтобы обыграть сюжет. Выбирают технологию создания мультфильма (рисованный, кукольный, пластилиновый и другие). Изготавливают декорации и персонажей в соответствии с выбранной технологией, имея возможность активно использовать при этом бросовый и природный материал. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир [11].

Съёмка мультфильма и его озвучивание осуществляется руководителем студии с малыми подгруппами детей, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники, детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Озвучивание мультфильма осуществляется по эпизодам. Перед этим целесообразно предложить «актерам», озвучивающим персонажей, провести театрализацию отрывка с целью погружения в роль и поиска выразительных средств интонирования. Дети участвуют в выборе фоновой музыки в соответствии с сюжетом создаваемого мультфильма.

Монтаж одной из частей мультфильма можно произвести в присутствии детей с целью ознакомления их с мультимедийными возможностями компьютера, в целом же руководитель студии монтирует все части мультфильма без участия детей.

Заканчивается творческий проект просмотром созданного мультфильма совместно с воспитанниками других групп и с родителями [11].

В процессе работы с литературой, читая многочисленные статьи об использовании технологии создания мультфильмов совместно с детьми, я очень заинтересовалась данной темой. В рамках проекта «Космос» мы с детьми познакомились с историей первых «космонавтов» - собак Белки и Стрелки. Многие ребята вспомнили одноименный мультфильм, незаметно мы перешли к обсуждению любимых мультфильмов, затем побеседовали о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои – неживые существа и оживляют их люди. Дети узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор. А сюжет по созданию рисованного и кукольного мультфильма, просмотренный совместно с детьми, вызвал огромное желание у них создать мультфильм своими руками. Дети предложили создать мультфильм «Космическое путешествие».

На этапе разработки сюжета, персонажей и декораций договорились, что они будут создавать с помощью пластилинографии.

В период съемки мультфильма шла работа с малыми подгруппами детей. В роли оператора съемки могли попробовать себя все желающие, однако присутствие воспитателя - руководителя студии было обязательным, в силу возраста детей.

Во время озвучивания актеры погружались в роль, прониклись атмосферой мультфильма.

Монтировал все части мультфильма воспитатель с помощью программы «Moviemaker».

Результат работы будет представлен на заключительном родительском собрании.

Использование метода – создание мультфильмов с детьми в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников творческой активности, инициативности, самостоятельности в реализации творческого замысла. При этом, при осуществлении данного вида проектной деятельности не нарушается целостность педагогического процесса. Это многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. Новизна опыта заключается в разработке собственной методики по созданию мультфильма в ходе образовательной деятельности дошкольников. Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, представленного в педагогической литературе, в преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта. Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Библиографический список:

1. Закон «Об образовании»

2. ФГОС Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

3. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии, 1984, № 1.

4. Венгер А.А. Педагогика способностей. – М: Просвещение, 1988 – 106 с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1997 – 93 с.

6. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей – М: Наука, 1991 – 44 с.

7. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества, 1994 – 76 с.

8. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М: Просвещение, 1972.

9. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

10. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.

11. Уколова О.В. Создание мультфильма как вид проектной технологии // Амурский научный вестник. Вып. 1: сборник научных трудов. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ. – 2014. – 198 с.

12. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М, 1973 – С. 123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Создание мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности»

Представляю свой опыт работы по созданию мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности....

"Использование ЛЕГО конструктора при создании мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста"

Пошаговая инструкция создания мультфильма с детьми дошкольного возраста...

"Создание мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках деятельности по развитию речи"

Я выбрала данный метод потому, что он является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность развития всех структурных компонентов речи: словарного запаса, грамматического ст...

Опыт работы по теме « Исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития познавательной активности»

Обобщение опыта работы по исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс «Создание мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности....

Творческий проект по созданию мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста «Детская мультстудия «Жираф production»»

Творческий проект по созданию мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста«Детская мультстудия «Жираф production»» ...

Проект по созданию мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста

Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. Мультфильмы – это очень эффе...