Познавательная деятельность детей
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гладченко Инна Викторовна

Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста

 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.                                                        Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды - необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех-семи лет. В связи с тем, что оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах.

            Наиболее эффективным средством формирования целостной картины мира являются  методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ технологии.  С помощью таких методов как «Системный оператор», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица» и другие,    решаются такие  познавательные  задачи, как расчленение целостного объекта на составляющие компоненты, определение его функции,  формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Усвоенные мыслительные операции помогают детям структурировать имеющуюся у него отрывочную информацию, дополнить ее с помощью аналогий и сравнений.

 Начиная с младшего  дошкольного возраста,  мы формируем у детей понятия, что у любого целого объекта есть свои части,  и выводим  правило  (закон):    «Любой целый объект состоит из частей».

С помощью  метода «Системный оператор»  можно проследить за изменением объектов во времени. Например: Автомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило; хлеб был тестом и т.д. Таким образом,  выводим новый  закон  -  «Любой объект изменяется во времени».     

Одним из методов освоения детьми реальной картины мира, является создание книги «Законы мира».  Дети самостоятельно разрабатывают схематическое изображение  каждого закона. В таблице  представлены законы мира, определенные детьми и их схематическое изображение.

Закон

Пример

Карточка- схема

Любой объект (О) имеет своё место.

Цель: формировать понятия, что любой объект имеет своё место.

Книга – стоит на полке, посуда – в шкафу, ковёр – на полу, дерево на улице, воздух на земле и т.д.

О (объект)  имеет

место

 

Любой объект (О) изменяется во времени. Цель: формировать понятия, что любой объект

изменяется во времени.

 

 

 

Овтомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило, хлеб был тестом и т.д.

О (объект)  изменяется

во времени

Любой целый объект (О) состоит из частей.

Цель: формировать понятия, что у любого целого объекта есть свои части.

Мяч – оболочка и воздух; тесто – мука, соль, яйцо, вода… человек – голова, туловище, ноги, руки …

О (объект)  состоит

частей

 

Любой объект (О) может быть опасен и полезен.

Цель: формировать понятия, что любой объект 

может быть опасен и полезен.

Бумажный листочек: опасен тем, что им можно порезать палец, загореться, а полезен тем, что на нём можно писать, рисовать и т.д.

О (объект)  может быть

опастным и полезным

 

 

У любого объекта (О) есть положительное и отрицательное.

Цель: формировать понятия, что у любого объекта есть положительное и отрицательное.

 

Хорошо когда один- плохо когда много, плохо когда один- хорошо когда много. Один ребёнок в маленькой комнате хорошо, а двадцать детей плохо; много лампочек в большой комнате хорошо, в маленькой комнате плохо.

О (объект)   есть

+ -

 

 

 

На любой объект (О) есть объект лучше.

Цель: формировать понятия, что на любой обект есть объект лучше.

 

На любую песню бывает песня лучше, на любые часы бывают часы лучше и т.д.

На О (объект)   есть О (объект)   лучше

 Для восприятия и понимания реальности мира детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать. Они с интересом наблюдают за живой, неживой природой.

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Чувственное восприятие мира, побуждает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке.

Таким образом, методы  ОТСМ-ТРИЗ технологии развивают познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связи дают возможность раскрыть важные особенности объектов, сформировать знания о мире обобщенного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гладченко И.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Снегирёк»

Г. Белоярский, ХМАО-Югра

Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста

 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.                                                        Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды - необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех-семи лет. В связи с тем, что оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах.

         Наиболее эффективным средством формирования целостной картины мира являются  методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ технологии.  С помощью таких методов как «Системный оператор», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица» и другие,    решаются такие  познавательные  задачи, как расчленение целостного объекта на составляющие компоненты, определение его функции,  формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Усвоенные мыслительные операции помогают детям структурировать имеющуюся у него отрывочную информацию, дополнить ее с помощью аналогий и сравнений.

 Начиная с младшего  дошкольного возраста,  мы формируем у детей понятия, что у любого целого объекта есть свои части,  и выводим  правило  (закон):    «Любой целый объект состоит из частей».

С помощью  метода «Системный оператор»  можно проследить за изменением объектов во времени. Например: Автомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило; хлеб был тестом и т.д. Таким образом,  выводим новый  закон  -  «Любой объект изменяется во времени».     

Одним из методов освоения детьми реальной картины мира, является создание книги «Законы мира».  Дети самостоятельно разрабатывают схематическое изображение  каждого закона. В таблице  представлены законы мира, определенные детьми и их схематическое изображение.

Закон

Пример

Карточка- схема

Любой объект (О) имеет своё место.

Цель: формировать понятия, что любой объект имеет своё место.

Книга – стоит на полке, посуда – в шкафу, ковёр – на полу, дерево на улице, воздух на земле и т.д.

О (объект)  имеет

Любой объект (О) изменяется во времени. Цель: формировать понятия, что любой объект

изменяется во времени.

Овтомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило, хлеб был тестом и т.д.

О (объект)  изменяетсяКартинка 8 из 80984

Любой целый объект (О) состоит из частей.

Цель: формировать понятия, что у любого целого объекта есть свои части.

Мяч – оболочка и воздух; тесто – мука, соль, яйцо, вода… человек – голова, туловище, ноги, руки …

О (объект)  состоит

Пирамидка

Любой объект (О) может быть опасен и полезен.

Цель: формировать понятия, что любой объект  

может быть опасен и полезен.

Бумажный листочек: опасен тем, что им можно порезать палец, загореться, а полезен тем, что на нём можно писать, рисовать и т.д.

О (объект)  может быть

http://prevencionar.com/wp-content/uploads/2011/01/calavera.gifhttp://www.anthemis.nl/aroma/analysetholie/wpe1174.jpg

У любого объекта (О) есть положительное и отрицательное.

Цель: формировать понятия, что у любого объекта есть положительное и отрицательное.

Хорошо когда один- плохо когда много, плохо когда один- хорошо когда много. Один ребёнок в маленькой комнате хорошо, а двадцать детей плохо; много лампочек в большой комнате хорошо, в маленькой комнате плохо.

О (объект)   есть

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=221452464-33-72&n=21

На любой объект (О) есть объект лучше.

Цель: формировать понятия, что на любой обект есть объект лучше.

На любую песню бывает песня лучше, на любые часы бывают часы лучше и т.д.

На О (объект)   есть О (объект)   лучше

 Для восприятия и понимания реальности мира детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать. Они с интересом наблюдают за живой, неживой природой.

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Чувственное восприятие мира, побуждает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке.

Таким образом, методы  ОТСМ-ТРИЗ технологии развивают познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связи дают возможность раскрыть важные особенности объектов, сформировать знания о мире обобщенного характера.

C:\Users\KamaZ\Desktop\Новая папка (2)\DSCN3840.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (поисково- познавательная деятельность детей) Группа дошкольного младшего дошкольного возраста. «Вот какая вода»

Цель: Выявить свойства воды : прозрачность, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.Задачи: Показать  детям , как заваривать чай, понаблюдать  за этим процессом...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"

Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...

Тема. Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР.

Консультация для педагогов Тема : Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР...

Конспект ООД в форме _познавательной__ деятельности детей Тема деятельности _____"Измерение жидкости " _

Научить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.Так же посмотрите обучающий мультфильм "Измерение жидкости" ССЫЛКА http://www.youtube.com/watch?v=y-Cp3yNnT80...