Конспект занятия для 1 мл.группы «Осязание. Мокрое или сухое»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для 1 мл.группы «Осязание. Мокрое или сухое»
Цели:
1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека (ощущения сухости и влажности
2. Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета.
3. Работать над умением определять название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.
4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.
6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с красками, прививать нравственно-эстетические качества.
Материалы к занятию:
1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для стирки кукольной одежды, мыло, веревки для просушки белья, прищепки, наборы игрушечной посуды, образец композиции “Кружка для чая”, вырезанной из картона и разукрашенной красками (гуашь).
2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для каждого ребенка, несколько предметов кукольной одежды для стирки каждому ребенку, материалы для изготовления композиции “Кружка для чая” для каждого ребенка: силуэты кружек, вырезанные из картона, гуашевая краска четырех основных цветов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: “Ква-ква-ква!”
Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.
Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)
II. Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”
Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты). После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо:
— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.
Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.
III. Упражнение “Стирка белья”
Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).
— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?
(Высушили его.)
IV. Физкультминутка
“Стойкий оловянный солдатик”
Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
V. Игра “Купание куклы”
Игре предшествует вводная беседа для усвоения понятий “живой — неживой”.
Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:
— Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.
Выставляются картинки с изображением животных.
— Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. А теперь назовите всех живых существ.
Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.
Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы, которые они могли бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте (слово “мокрый”, когда ребятишки играют с водой, и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно также дать ребятишкам тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.
VI. Дыхательная гимнастика
“Ходьба”
Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.
Мы проверили осанку, — дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.
И свели лопатки, — дети отводят плечи назад.
Мы ходим на носках, — дети идут на цыпочках.
Мы идем на пятках, — идут на пятках.
Мы идем, как все ребята, — шагают маршеобразно.
И как мишка косолапый, — идут размашисто, вразвалку
Возможен другой вариант этой игры. Все проводится, как и в первом варианте, движения сопровождаются проговариванием слогов “ах”, “ох”, “ух” в такт шагов.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Как косолапый мишка,
Пойдем мы все потише,
Потом пойдем на пятках,
А после на носках.
Потом быстрее мы пойдем (“Ох, ох, ох”)
И после к бегу перейдем.
Малыши бегут, затем останавливаются, произнося: “Ухх”, м чуть позже они произносят: “Ах!”
VII. Рисование красками. Композиция “Кружка для чая”
Для рисования нужно приготовить для каждого ребенка гуашевые краски четырех цветов, разведенные до состояния жидкой сметаны, силуэты кружек, вырезанные из картона (можно разного цвета, но желательно, чтобы они были светлых пастельных оттенков), и мокрые салфетки для вытирания рук. Для воспитателя также нужны гуашевые краски, силуэт кружки, салфетка и готовый образец уже украшенной кружки.
Педагог объявляет детям, что сейчас они будут учиться украшать кружку для чая. Воспитатель сначала показывает силуэт, который еще не раскрашен, а потом — готовый образец.
— Для того чтобы украсить кружку вот такими горошками, ним не понадобятся кисточки. Отгадайте, чем мы будем рисовать горошки? Правильно, мы их сделаем с помощью наших рук, и точнее, с помощью пальчиков: пальчики нужно будет окунуть и краску, которая вам больше понравится. Вот так (взрослый окунает указательный палец в жидкую гуашь и ставит отпечаток на силуэте кружки). И так несколько раз. Можно украсить кружку горошком разного цвета. Тогда, поставив отпечатки одного цвета, нужно вытереть палец, которым мы рисовали, мокрой салфеткой, чтобы он стал чистым, и только после этого окунуть палец в краску другого цвета и продолжать рисовать горошки на этой же кружке.
После того как педагог расскажет и продемонстрирует все этапы украшения кружки, дети приступают к работе. В этой работе обычно помощь воспитателя не требуется, разве только в том, чтобы вовремя вытереть детям руки. На тот случай, когда кто-то из детей захочет украсить еще одну или две кружки, нужно приготовить несколько запасных шаблонов кружек, которые можно предложить таким плодовитым художникам. По завершении работы все работы нужно просушить и устроить выставку кружек для чая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное комплексное занятие "Мокрое или сухое"
Тема: Мокрое или сухое. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы на тему: «Мокрое или сухое».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3 – 4 года) по теме: « Мокрое или сухое». Данный материал будет полезен воспитателям второй ...
Конспект занятиядля детей средней группы "Деревянные чудеса"
Расширить представления о дереве,его качествах и свойствах....
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: "Свойство сухого и мокрого песка"...
Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе (по технологии ТРИЗ) «Фрукты были мокрые – стали сухие»
В коспекте используются такой прием ОТСМ-ТРИЗ, как выделение признаков предмета Все задачи реализуются через игровые моменты, в занятие включены двигательно-речевые упражнение....