Кружок "Маленькие умельцы".
методическая разработка (младшая группа) по теме
Подготовить детей интеллектуально мыслить в нравственно –познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа Дополнительного образования кружок «Маленькие Умельцы».
Пояснительная записка.
Ребёнок - дошкольник обладает огромными возможностями к познанию.
Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению предполагает форсированность различных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, последовательность, аналогии
Дети, готовые к дальнейшему обучению успешно овладевают нравственно –познавательными знаниями, умениями и навыками, а так же умеют поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе со сверстниками.
Для предупреждения нагрузок и переутомлений, риска неуспеваемости, многие дети требуют особого внимания ещё до начала обучения.
Цель:
Подготовить детей интеллектуально мыслить в нравственно –познавательной деятельности.
Задачи:
Развитие психических процессов ( внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).
Содержание программы:
Внимание одно из главных психических явлений, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребёнка. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних проявлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Если ребёнку оказать помощь, то произвольное внимание начинает развиваться довольно интенсивно, по мере развития таких свойств, как объём, концентрация, устойчивость внимания. Все свойства внимания значительно развиваются в результате целенаправленного систематического обучения.
Для овладения ребёнком навыков письма, чтения и счёта неоценимая роль восприятия, отражения сознанием человека предметов и явлений действительности в момент воздействия на органы чувств. В результате специально организованных занятий с детьми, интенсивно формируется мышление, в частности, словесно-логическое, которое с использованием и преобразованием понятий. Это позволит ребёнку - дошкольнику, опираясь на словесные рассуждения, схематические изображения, понимать главную мысль текста.
Одним из важнейших условий обучения, приобретением знаний является способность к получению, хранению и воспроизведению информации, памяти. Важно научить ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и обучить приёмам, помогающим лучше запоминать.
Для познавания и освоения ребёнком окружающего мира, к концу дошкольного возраста должно быть в достаточной степени развито творческое воображение, сформирован рациональный подход к действительности. Ребёнка нужно научить представлять ситуации, с которыми он некогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога.
Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Занятие в группе развивающего обучения позволяет ребёнку развить и реализовать свои возможности.
В основе занятий в группе развивающего обучения лежат принципы, позволяющие подводить занятия более эффективно, а именно:
- Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку интересно заниматься, а интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу не достаточных успехов и малого продвижения вперёд.
- Будьте терпеливы, не спишите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребёнком нужна мера. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравиться.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.
- Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодиться в социально сложной атмосфере.
- Избегайте не одобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчёркивайте его слабость в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Кружок « Маленькие умельцы» могут посещать дети младшего дошкольного возраста от 2-3 лет, два раза в месяц, 15-20 минут с динамическими паузами.
Методы:
- Использование в работе наглядных материалов, карточек с изображением предметов по данной теме, игрушки.
- Использование музыкальных инструментов и записей дисков.
- Использование предметов для развития моторики рук.
- Используется в работе метод приёма в виде «образца работы
воспитателя» по данной теме изучения.
- Используется метод помощи детям при затруднении выполнении работ в поставленных задачах.
Программные задачи:
- Развитие психических процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помогать им.
- Продолжать развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом, научить играть и заниматься вместе.
- Продолжать эстетическое воспитание, развивать художественное
воспитание.
Отличительные особенности программы.
-присутствует показ изображения предметов и образец, созданный взрослым;
- активно используются модели, конструкции , схемы для естественного освоения нравственно – познавательных знаний.
- занятия по нравственно – познавательным знаниям проводятся только в сочетании творческого подъёма и желания творить.
На занятиях используются разнообразные наглядные пособия (иллюстрации, плакаты, муляжи).
Программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет.
Срок реализации 1 год.
Программа реализуется в форме игры с подгруппами 1 раз в две недели ( 1 и 3 недели месяца).
Понедельник 15.30-15.45
В результате реализации данной программы даже неуверенные в себе дети обретают уверенность в своих силах, проявление скрытой возможности.
Способ проверки достигнутого результата - диагностика, по средствам диагностических карт.
Форма подведения итогов - проведение для родителей и просмотр игр – занятий, по достигнутым результатам.
Особенности организации практической деятельности детей.
В практике часто воспитатели не удовлетворены детскими ответами, из добрых побуждений, пытаясь помочь ребёнку, исправляют их неправильные результаты в ходе конкретных работ.
Если ребёнок сопротивляется вмешательства помощи взрослого, то со временем привыкает к тому, что взрослый ему пытается помочь.
Дети 2-3 лет имеют очень маленький опыт в развитии нравственно – познавательной деятельности, их нужно многому научить:
- умению наблюдать,
- определять качество и свойство предметов (мягкий, твёрдый);
- умению слушать, понимать и запоминать.
Любое занятие должно проходить в виде игры, с целью заинтересовать ребёнка и привлекать развивать далее.
Особой заботой для воспитателя, являются дети малоактивные – не принимающие нигде участия. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима.
Следует учитывать, что рассеянное внимание в раннем возрасте, способствует устойчивости замысла.
Ребёнок – активный и неуёмный «почемучка», ему всё хочется знать, всё потрогать и, если можно, «попробовать на зуб», педагог должен дать ему в руки ту вещь (предмет), которая его заинтересовала.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные виды работ, с поощрением.
Особенности процесса восприятия и практической деятельности детей.
Особенности организации процесса восприятия:
Воспитатель знакомит детей с особенностями нравственно – познавательной деятельности, использует моменты на развитие внимания, памяти и мышления. Например: « Кто больше увидит и запомнит», « Правильно услышим и покажем», « не пропусти растение».
В дошкольном возрасте внимание ребёнка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестаёт быть для него интересен.
Удивление, возникающее у ребёнка, в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.
Педагог, используя метод сравнения и сопоставлений реального объекта с нереальным (сказочным) или необычным, определяет значимость вещи, её эстетическую ценность.
Так, постепенно в сознании ребёнка формируются представления о многообразии форм и способов выражения.
Восприятие будет более глубоким, если органично сольётся с игровыми действиями.
К каждому занятию, педагог готовит соответствующий его целям сценарий, обдумывает ход занятия, подбирает материал и оборудование, которое способствует к формированию в детях установки отношений к окружающему миру.
Диагностический инструментарий.
Развивающая игра «Животные»
Цель: развивать память у детей при знакомстве с животными, сопоставлять по иллюстрациям или карточкам с картинками животных и детёнышей (Мамы и детки)
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 113.
Развивающая игра «Растения»
Тема кружка: «Не пропусти растение»
Цель: развивать способность у детей, к переключению внимания, используя карточки с изображением этих растений.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 115-116.
Развивающая игра «Прячем игрушку и ищем её».
Тема кружка: «Кто больше увидит и запомнит».
Цель: развивать внимание и память, воображение у детей.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 56.
Развивающая игра «Что пропало или изменилось?».
Тема кружка: «Лишний предмет».
Цель: развивать у детей мышление, зрительную память.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 63
Развивающая игра кружка «Найди себе пару».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление и зрительную память.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 60.
В кружке «Маленькие умельцы» задания направлены на развитие всех компонентов речи, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, познавательных процессов, творческих способностей, это отчасти и является новизной кружка «Маленькие умельцы».
Срок реализации программы «Маленькие умельцы» - 1 год, в форме игровых моментов (занятий) – 1 раз в две недели, во второй половине дня.
В результате реализации программы в кружке раскрывается творческий потенциал ребёнка. Развивается речь, расширяется словарный запас, ребёнок приобретает коммуникативные умения.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход каждому ребёнку, учитываются его психофизические и речевые возможности.
Способ проверки достигнутого результата – проведение диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" В мастерской у народных умельцев"
Сценарий интегрированного развлечения для детей подготовительной к школе группы...
НОД в подготовительной к школе группе "Мастерская русских умельцев"
Методическая разработка комплексного занятия с учетом ФГТ. Возраст детей: 6 - 7 лет подготовительная к школе группа. Образовательная область:·...
Посиделки "В гостях у народных умельцев "
Основные задачи решаемые в ходе организации образовательной деятельности: Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов...
Кружок по аппликации "малыши умельцы"
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.Дети успешно овладевают техническими н...
Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки
Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...
Перспективное планирование кружковой работы "Юные умельцы" в средней группе.
Перспективное планирование кружковой работы « Юные умельцы» в средней группе. Цель: развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативнос...
- Мне нравится (1)