НОД в подготовительной к школе группе "Мастерская русских умельцев"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Цымбарева Елена Олеговна

 

  Методическая разработка комплексного занятия с учетом ФГТ.  Возраст детей: 6 - 7 лет подготовительная к школе группа.

   Образовательная область:

·        приоритетная - «Социализация»;

·        в интеграции - «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд», «Музыка».

 

Цель: воспитание интереса к русскому народному творчеству, фольклору России.

Задачи:·        продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Хохломы и Дымково;

·        учить выразительно и интонационно читать стихотворения;

·        продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - пословицами, русскими играми;

·        развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам, через роспись дымковских игрушек и хохломской посуды;

·        вызывать эмоциональный отклик детей на прослушанные русские-народные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_masterskaya_russkih_umelcev.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мастерская русских умельцев»

Цель: воспитание интереса к русскому народному творчеству, фольклору России.

Задачи:

продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Хохломы и Дымково;

учить выразительно и интонационно читать стихотворения;

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - пословицами, русскими играми;

развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам, через роспись дымковских игрушек и хохломской посуды;

вызывать эмоциональный отклик детей на прослушанные русские-народные произведения.

Возраст детей: 6 - 7 лет подготовительная к школе группа.

Образовательная область:

приоритетная - «Социализация»;

в интеграции - «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд», «Музыка».

        Предварительная работа: знакомство с дымковской и хохломской росписью; прорисовывание отдельных элементов росписи; знакомство с историей народного промысла - Дымково; заучивание стихотворений.

Оборудование: дымковские игрушки, хохломские изделия, трафареты для росписи, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки под кисти, клеенки.

Хозяйка - воспитатель в русском костюме встречает детей.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях - «Для дорогого гостя и ворота настежь», - гласит русская народная пословица.

Дети здороваются и проходят в группу.

Хозяйка.

Позвонили в бубенец -

И попали во дворец!

Открывается палата,

Смотрим, чем она богата:

Нет ли там чудовища?

Есть ли там сокровища?

Подводят детей к дымковским игрушкам.

Хозяйка. Ребята, наша русская земля издавна славится своими  умельцами. Какие прекрасные изделия делали народные мастера, славно трудились. Об их труде сложено много пословиц и поговорок. Назовите, какие вы знаете?

 Ответы детей.

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

«Хочешь есть калачи, так не  сиди на печи».

«Кто труда не боится, того и лень сторонится».

«Работай до поту, так и поешь в охоту».

«Каков мастер, такова и работа».

«Умение работать дороже золота».

«К большому терпению придет и умение».

«Мала пчела, да и та работает».

«Умелые руки не знают скуки».

Воспитатель дополняет ответы детей.

Хозяйка.

Посмотрите-ка сюда -

Здесь игрушки у меня.

Игрушки эти не простые,

Они волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, полоски, точечки -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

Хозяйка. Ребята, а как называются такие игрушки?

Дети. Дымковские.

Хозяйка. Правильно ребята, это дымковские игрушки. Их сделали мастера - умельцы. А из чего они сделаны?

Ребенок.

Из глины речной,

Волшебной, мастеровой.

Ребенок.

Свистульки, петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные -

Гривы расписные!

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Хозяйка. А где же можно встретить всю эту красоту?

Звучит медленная музыка.

Ребенок.

Много сказочных мест в России,

Городов в России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Ребенок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке, все кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково прозвали.

Ребенок.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой длинны.

А лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А дымковские расписные.

Хозяйка. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны эти дымковские игрушки?

Дети. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берегут.

Хозяйка. Совершенно верно, а еще многие дымковские игрушки находятся в музеях, для того, чтобы на них могли полюбоваться все желающие.

Хозяйка.

Вот они какие

Игрушки Дымковские.

Вот петух нарядный,

Весь такой он складный.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Барыни - сударыни,

Шляпы трехэтажные,

Платья расписные -

Вы такие важные.

Скачут, скачут два дружка

Вдоль зеленого лужка.

Оба веселы, красивы,

Их лошадки черногривы.

Индюшки лиловые

Прохожих зазывают

«У нас места дешевые,

Дешевле не бывает.

Утка Марфутка

Вывела утят.

Уточки Марфуточки

Купаться хотят.

Воспитатель читает стихи и демонстрирует игрушки детям. Дети рассматривают игрушки и передают друг другу по очереди.

Хозяйка. Любуйтесь, дети на работу мастеров - умельцев, которые прославили свою Родину - Россию. Не забывайте и народные традиции - в каком народе живешь, того обычая держись. А на Руси - матушке любили не только потрудиться, но и повеселиться. Давайте поиграем с вами в народную игру «Четыре стихии».

Правила игры. Играющие выстраиваются в одну линию. Водящий становится перед ними с мячом в руках на расстоянии 5-6 шагов.

Четыре стихии - это вода, воздух, земля, огонь.

В воде живут рыбы, в воздухе - птицы, на земле - звери, в огне никто не живет.

Водящий бросает одному из ребят мяч и называет, например, «Воздух!». Тот, кому он бросает мяч, сразу же кидает его обратно, называя какую-нибудь птицу, например, ворона или воробей.

Если водящий скажет: «Огонь!», и бросит мяч, то ловить его нельзя, пусть пролетает мимо.

Водящий может бросить мяч несколько раз подряд одному и тому же играющему, все убыстряя темп.

За неправильный ответ или длительную задержку участник выбывает из игры. Сумевшие продержаться до самого конца - победители.

Хозяйка. А теперь переходим к следующему столу.

Открывается палата,

Смотрим, чем она богата.

Нет ли тут чудовища?

Есть ли тут сокровища?

Нынче праздник во дворце,

Гости бьют в ладошки,

Начинается концерт -

Выступают ложки!

Дети вместе с воспитателем подходят к столу с предметами хохломской росписи.

Хозяйка. Ребята, посмотрите, как здесь много разных предметов: ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, миски. А как можно назвать все это одним словом?

Дети. Посуда.

Хозяйка. А каким узором она расписана?

Дети. Хохломским.

Хозяйка. Верно. А как вы догадались?

Дети. Она сделана из дерева.

На посуде изображены завитки, кустики, ягодки, листочки, осочки, капельки, усики, травинки.

Хозяйка. Да, действительно, все это элементы хохломской росписи.

Ребята, чтобы получилась такая красивая расписная посуда, сначала из дерева вырезали предмет, обтачивали, покрывали слоем глины, пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Затем изделие припудривали алюминиевым порошком, и оно становилось серебряным. После этого художник наносил рисунок кистью, и изделие снова покрывали олифой. Далее его клали в печь и закаляли при температуре 60-90 °С, изделие становилось золотым.

Поэтому хохлому называют «золотой».

Ребенок читает стихотворение о Хохломе.

                Разные ложки и ковши

                Ты разгляди-ка, не спеши.

                Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Все листочки как листочки,

Здесь же - каждый золотой.

Красоту такую люди называют Хохломой.

Хозяйка. Ребята, вы можете взять и рассмотреть все  эти предметы поближе. А пока вы рассматриваете, я предлагаю всем вам превратиться в мастеров-умельцев.

Раз-два-три - превращения начни:

(звучит музыка)

Я приглашаю вас в мастерскую, где вы начнете творить чудеса.

В мастерской можно будет  расписать дымковские игрушки, а также посуду хохломской росписью.

Дети проходят и по выбору садятся за столы.

Хозяйка. А чтоб ваши изделия получились сказочными, нужно заколдовать инструменты, которыми вы будете рисовать. Для этого вместе произнесем заклинание.

                Кисти, кисти, помогите,

                Рисовать узор начните,

                И поможет нам дружок -

                Славный мастерский тычок.

Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, то они помогут вам. И еще одним помощником для вас будет музыка, которая, как и песни, всегда сопровождала труд русских мастеров.

Дети начинают рисовать. Звучит музыка. Во время работы воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, выбирали цвет. По окончании творческого процесса проводится анализ детских работ.

Ребенок. У меня барашек - бока крутые, рога золотые, копытца с оборкой.

Ребенок.

                А у меня барышня.

                Руки крендельком,

                Ходит по улице пешком.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа!

Щечки алые горят,

Удивителен наряд.

Сидит кокошник горделиво.

Ох, как барышня красива!

Ребенок.

Вот конь!

Он копытами бьет,

Удила грызет.

Ребенок.

У большого петуха

Все расписаны бока.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Ребенок.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы.

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!

Ребенок.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Золотая Хохлома!

Дети читают стихи и показывают выполненные ими работы.

 

Используемая литература:

С чего начинается Родина?» под  ред. Л.А. Кондрыкинской

«Воспитатель» №2 / 2009 г.

 «Росписи Хохломы» С. Жеглова

 «Народное искусство в детском саду» №1 / 2008г.

«Волшебный ларец» Юнна Мориц

«Карусель» Т. Маврина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кнспект НОД для подготовительной к школе группе "Русская матрёшка" ( аппликация в технике квиллинг).

Занятие по ручному труду. Подготовительная группа.                ...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Русская берёза» и презентация "Русская берёза".

Конспект образовательной деятельности  "Русская берёза" знакомит детей с символом нашей Родины - деревом берёзой....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Русская матрешка ».

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Методическая разработка экологического праздника для детей подготовительной к школе группы "Русская берёзка"

Важное значение в развитии ребёнка имеет экологическое образование, которое необходимо  начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.Берёзка…  Нет милее и роднее де...

Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группе "Русский узор"

Отчет по проектной деятельности в виде презентации....

Технологическая карта по музыкальному развитию, подготовительная к школе группа "Русское народное творчество, как часть нашей истории"

Тема:Русское народное творчество, как часть нашей истории.Образовательные области:Социально-коммуникативное, Познавательное, Художественно-эстетическое.Группа (возраст):Подготовительная к школе.Тип за...