Посиделки "В гостях у народных умельцев "
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Минаева Ирина Михайловна

 Основные задачи решаемые в ходе организации образовательной деятельности:  Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов.

Закреплять знания детей о характерных особенностях дымковской, хохломской, городецкой росписей: колорите, составных элементах, композиции.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным творчеством - изделиями мастеров Гжели.

Развивать восприятие особенностей колорита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Посиделки "В гостях у народных умельцев "

ПОСИДЕЛКИ

«В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»

Программное содержание: Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов.

Закреплять знания детей о характерных особенностях дымковской, хохломской, городецкой росписей: колорите, составных элементах, композиции.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным творчеством - изделиями мастеров Гжели.

Развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи / на белом

фоне синие цветы, листья, ветки, завитки/.

Словарная работа: активизировать и обогащать речь детей словами из терми-

нологии росписей: кудрина, завиток, розан, гирлянда и т. д.

Воспитывать уважение и любовь к искусству народных мастеров.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, пред-

метов быта, выполненных в стиле хохломской, городецкой росписи; репродук-

ций из альбомов; беседы о народных промыслах, дидактические игры.

Оборудование: оформленная «светелка»: нарисованная печь, перед ней

на лавке чугун, кувшины ухват; прялка; на мольбертах развешаны вышивка, вязание; репродукции из альбомов для детского художественного творчества; на столе, покрытом скатертью с хохломской росписью, стоят дымковские игрушки, предметы быта, расписанные хохломской, городецкой росписью, ИКТ.

Ход:

Вход ряженых детей и воспитателя в музыкальный зал:

«Дорогие ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в глубокую старину,

в то время, когда не было ни автомобилей, ни электричества, ни газа, ни многоэтажных домов. Приглашаю вас в простую русскую деревеньку.

/ звучит медленная русская народная мелодия/

Воспитатель: Позади трудовой день и когда солнышко клонится к закату, собирались красны девицы и добры молодцы на посиделки – хороводы водить, частушки, песни попеть; себя показать, да на других поглядеть, своим

мастерством похвалиться : кто вяжет, кто вышивает, кто из глины посуду лепит

да расписывает, кто узоры на дощечках выпиливает.

Вот и мы вас хотим пригласить на посиделки.

/экскурсия и рассказ о светелке/

«Дети, а где же хозяйка этой светелки? »

/ с поклоном выходит Хозяйка/

Воспитатель: Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

/ дети рассаживаются полукругом/

Воспитатель: Дети, какое богатство расписных дивных игрушек, посуды!

И все это изготовили наши русские мастера- умельцы.

Игра «Назови роспись»

Дети, послушайте первую загадку:

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

- назовите предметы, украшенные дымковской росписью?

- из какого материала они сделаны? Правильно, игрушки не простые – глиняные,

расписные.

- из каких узоров состоит дымковская роспись? / круги, пятна, дуги, точки, решетка, прямые и волнистые линии/

- какие цвета и оттенки используют мастера дымковской росписи?

А сейчас послушайте еще одну загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится :

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы в высь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят. / городец/.

Правильно, сначала городецкие мастера изготовляют игрушки, предметы быта, а затем расписывают их. А о том, как расписывали - нам дети споют частуш-

ки:

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце!

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветы –

Это все для красоты!

Коль на досточке девица –

Иль удалый молодец,

Чудо - конь и чудо- птица –

Значит это Городец!

Где ковши, кони – качалки

Очень радостных тонов –

Это все труды прекрасных

Городецких мастеров.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты

Красоте той нет конца –

Это все из Городца!

Воспитатель: А теперь послушайте третью загадку:

Ах, какая красота!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка., не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты

Блестят они как золотые,

А может солнцем залитые.

- о какой росписи загадка?

- какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?

/ травинки, кудрина, ягода, усики, завитки, листочки, цветы, клубничка, кустики/.

Воспитатель: Ой, красны девицы, да добры молодцы!

На лавочках не сидите, - на круг выходите.

Поспеши, народ!

Собирайся в хоровод!

Хоровод «Во поле береза стояла»

Воспитатель: А сейчас, дети, я познакомлю вас с изделиями еще одних русских мастеров – умельцев. Приглашаю в сине – голубую сказку. Почему так

называется? Сейчас вы сами поймете.

Презентация.

РАССКАЗ О ГЖЕЛЬСКОМ ФАРФОРЕ

Гжель… Прислушайся, как звучит это слово. Будто звенит фарфоровая

чашка от легкого прикосновения к ней ложечкой… .Гжель.

1 слайд : Посмотрите, сколько здесь разной посуды: чайник, подсвечник, ваза

для цветов, фруктов, самовар

2 слайд: Сине- белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Может с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Так откуда же пришла к нам посуда, расписанная сине- голубыми цветами?

3 слайд: В тихом Подмосковье, речка Белка бежит,

Вдоль этой речушки деревенька Гжель стоит.

Резные оконца, на крыше конек

Из чистого колодца водицы глоток.

4 слайд: Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в этой деревушке живут.

Расписную посуду они мастерят.

Синим по белому чудо творят.

5 слайд : Гжелью называют фарфоровую посуду, украшенную синей росписью

удивительной красоты. Имя это дал подмосковная деревня Гжель.

Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и росписи.

Чайники, чашки, сахарницы, кувшины, фигурки людей и животных так

полюбились людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась по

всему миру.

6 слайд: Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается рос-

пись! Здесь и полевые цветы, ромашки, колокольчики, васильки, и

ягодки, и колоски. Но самый излюбленный узор – гжельская роза,

такая нежная, хрупкая, с прозрачными тонкими лепестками. Смотришь

на цветок и кажется, что он излучает голубой, волшебный свет.

7 слайд: Сами гжельцы любят говорить, что небо у них как нигде в России, синее

- синее. Вот изадумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Художники быстро, свободно, широкими, сочными мазками рисуют

узор серой краской. Потом в горячей печи, где обжигают посуду,

от сильного жара невзрачная эта краска вдруг загорается ярко- синим

цветом.

8 слайд: С чувством большой симпатии лепил мастер небольшую статуетку под

названием «Чаепитие». Он старательно разрисовывал платья женщи-

нам, посуду, а скатерть расписывал цветами. Не забыл и про малень-

кого котенка, который тут же примостился у ног.

9 слайд: Красавица, что подает самовар, с секретом. Это статуетка – шкатулка.

10 слайд: Кроме посуды в Гжели делают игрушки. Среди них можно увидеть

Любимых детьми сказлчных персонажей: Аленушку в длинном платье,

Курочку из сказки «Курочка Ряба», сцену из сказки «Колобок» и т. д.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сине-голубая посуда? Скажите, из какого

материала изготовляют посуду? Какой краской покрывают? А какой она становится

после жаркого печного огня? А где ее родина?

Мы продолжим знакомство с гжельской посудой и ее росписью.

Воспитатель: Дети, вам понравились наши посиделки? А каждые посиделки

заканчиваются чаепитием, угощением.

/приглашаю детей к столам с угощением/

Ну, вот и настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим всем : До свидания…

До счастливых новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В мастерской у народных умельцев"

Сценарий интегрированного развлечения для детей подготовительной к школе группы...

Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»

Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...

Досуг "Народные Умельцы"

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста, воспитывает патриотические чувства, развивает познавательный интерес к народно - прикладному искусству древней Руси....

« В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»

     Систематизировать  знания  детей о различных видах декоративно – прикладного  искусства  и  изделиях  народных  промыслов....

Конспект занятия по рисованию "В гости к народным умельцам"

Занятие направлено на закрепление знаний детей о народном декоративном творчестве (Дымка, Хохлома, Городец)...

Развлечение для детей старшей группы "Посиделки "В гостях у народных умельцев".

Данный материал знакомит детей с видами народного прикладного искусства, воспитывает интерес к искусству родного края....