" В мастерской у народных умельцев"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сценарий интегрированного развлечения для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_masterskoy_u_narodnyh_umelcev.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад №9 «Малинка» комбинированного вида

Р А З В Л Е Ч Е Н И Е

«В  мастерской у народных умельцев»

Автор:

Руководитель изобразительной деятельности:

 Елизарова  Надежда Алексеевна

г.Щелково

2011 г.

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке. Развивать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства.

Интеграция областей: 

- Коммуникация ( развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе совместного творчества, развитие компонентов устной речи);

- Познание ( расширение кругозора детей в области народного промысла, традиций изготовления народных игрушек );

- Социализация ( формирование представлений о русской народной культуре, развитие игровой деятельности, формирование любви к Родине );

- Художественное творчество ( изготовление и роспись народных игрушек, использование иллюстраций, слайдов о народном искусстве );

- Чтение художественной литературы ( Чтение пословиц, поговорок,  народных сказок );

- Безопасность ( формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности );

- Труд (формирование  трудовых умений и навыков , трудолюбия в различных видах деятельности);

- Музыка ( слушание народных мелодий, пение частушек и хороводных песен, музыкальные народные игры )

Предварительная работа:

Показ слайдов из серии « Основы народного искусства». Рассматривание народной игрушки: Дымковская, Филимоновская, Тверская, Богородская. Рассказ о народных умельцах. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, частушек. Слушание народной музыки. Разучивание народных игр. Рисование и роспись игрушек. Организация выставки « Русская игрушка». Экскурсия в краеведческий музей г.Щелково.

Материал и оборудование:

Русский костюм, русская народная игрушка: матрешка, дымковская барышня, конь, уточка, богородская игрушка. Запись народных мелодий, трафареты, краски, кисти, глина, ножницы, клей, ватные палочки.

В зале оформлена мастерская:

1й стол-        материал для выполнения аппликации « Русская        

                      игрушка»; предметы декоративно- прикладного

                      искусства- матрешки.

2й стол-        глина для лепки Дымковской игрушки. Образцы-    

                      Дымковская барышня, конь, уточка, индюк.

3й стол-       мастерская для росписи Филимоновской игрушки

                     ( краски, трафареты, кисти, ватные палочки ).

                     Филимоновская игрушка- козлик, петушок и курочка,

                     Поросенок, медведь.

4й стол-       материалы для  рисования Богородской игрушки:

                     трафареты животных, простой карандаш, фломастеры,

                     масляные карандаши.  (Фото 1-4)

Под русскую народную мелодию в русских костюмах дети входят в зал. С ними Мастерица ( педагог ).

Дети. Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в мастерской!

Мастерица. Ой, сколько у нас сегодня гостей! Все гости не простые- педагоги знатные из города нашего. Зачем пожаловали?

Гости. Слыхали мы про игрушку вашу необыкновенную, веселую, расписную. Уж очень хочется посмотреть на нее и ремеслу вашему поучиться.

1й ребенок. Все, что знаем, мы расскажем, что умеем, то покажем.

2й ребенок. Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда! Проходите, проходите, на игрушку посмотрите!

Мастерица. Вот и первая игрушка. Что это за красавица такая? А ну-ка, мастера, расскажите, да игрушку покажите.

          Дети с Мастерицей подходят к первому столу.   

1й ребенок. Отгадайте загадку:

                      Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

                      Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

Правильно, это русская матрешка!

2й ребенок. Гости дорогие, нравится вам эта деревянная кукла? А знаете ли вы, что она появилась больше 100 лет назад в старинном русском городе Сергиевом Посаде? Сделал ее мастер Звездочкин, а раскрасил художник Малютин. (Фото №5, «А Вам нравится эта деревянная кукла)

3й ребенок. Была она раскрашена ярко, в красивом сарафане с ягодами и цветами, в косыночке и белой, с узором, кофточке. Щеки румяные, как у озорной девчонки. И назвали ее Матрена. С тех пор и полюбили матрешку и взрослые, и дети.

1й ребенок. А еще сюрприз был: в одной кукле прятались еще семь кукол.

Мастерица. Это правда, Матрешка- одна из любимых игрушек в нашей стране.           

( смотрит в сторону 2го стола ). Посмотрите, а что за мастера здесь работают?

Дети ( 2й стол ). Мы- Дымковские мастера, и наша игрушка тоже очень красивая и любимая.

Мастерица. Давайте посмотрим на ваши игрушки.

1й ребенок. Это знаменитая Дымковская игрушка ( показывает ), ее ласково называют Дымка.

Мастерица. А почему ее так называют?

2й ребенок. Дымковская игрушка из глины, ее лепят мастера в селе Дымково, поэтому она и называется Дымковская. Лепят из белой глины, потом сушат игрушку, потом белят белилами, только потом расписывают разноцветными красками.

1й ребенок. Основные элементы Дымковской росписи – это круги, точки, кольца, волнистые линии. Дымковская игрушка веселая, еще она может свистеть.

2й ребенок. Мы мастера веселые, любим потешки и частушки сочинять, поэтому и игрушка наша такая веселая. Вот, послушайте:

                                     Частушки.

1. Это что за хоровод в селе Дымково живет?

    Платья яркие в горошек, много точек и дорожек.

2. Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

    У большого индюка все расписаны бока.

3. Посмотри, как хороша, эта девица-краса,

  Щеки алые горят, удивительный наряд!

Мастерица. Да, эта глиняная игрушка выглядит очень празднично и нарядно. С давних времен Дымковская игрушка была украшением ярмарок и народных гуляний. Дымковские свистульки веселили народ и стар, и мал.

Ой, что это за сундук такой здесь стоит?

3й стол.

1й ребенок. Загляните в наш сундучок!

                      Таратушки, таратушки, это русские игрушки,

                      Полосатые, забавные, нарядные,

                      Из глины ненаглядные!

      Дети достают Филимоновские игрушки из сундучка.

Мастерица. Полосатые? Забавные? Из глины? Что это за игрушки такие? Гости дорогие, вы знаете? А ну, мастера, показывайте свою полосатую игрушку!

1й ребенок. Это Филимоновские игрушки. Их лепят, как и Дымковские, из глины. Только форма у них другая. Филимоновские игрушки длинные, вытянутые, как у жирафа шея, а Дымковские круглые и толстые. (Фото №6, «Филимоновская игрушка»)

2й ребенок. И роспись совсем не такая. Филимоновские мастера использовали только три цвета, которые им подсказала сама Матушка- природа. Это зеленый цвет, похожий на травку, малиновый, как ягода малина, и желтый. Как вы думаете, гости дорогие, кто подсказал мастерам этот цвет? Правильно, солнышко!

1й ребенок. Элементы росписи- это только полоски- маленькие и большие. Кто хочет расписать нашу игрушку? Не забудьте: всего три цвета, и только полоски.  

Мастерица. Я слышу какой-то стук! Что это? Давайте спросим у этих мастеров. ( показывает на 4й стол ).

                         Дети переходят к 4му столу.

1й ребенок. Тук- тук, щелк-щелк,

                      Медведь, мужик, лиса и волк.

                      Деревянные игрушки: и курочки, и старушки.

                      То сидят, а то стучат, ребятишек всех смешат.

Узнали? Это Богородская игрушка!

2й ребенок. Это смешные игрушки. Они подвижные. Когда они двигаются, всем становится весело. Это герои из народных сказок: « Мужик и медведь», « Лиса и заяц», « Вершки и корешки».

А какие вы знаете русские народные сказки?

        Дети и взрослые называют русские народные сказки.

1й ребенок. А вы хотите поиграть с нашими игрушками?

Мастерица. Очень хотим. Выходите, гости дорогие, да ноги  свои разомните!

2й ребенок. Собирайся, детвора, начинается игра! Кто приходит в хоровод, тот играть не устает!

                 Проводится русская народная игра.

Все встают в круг, в середине водящий с Богородской игрушкой « курочки». Дети и гости идут в одну сторону, водящий- в другую.

              Хоровод мы заведем и пойдем, пойдем, пойдем.

              Курочки не простые, Богородские такие.

Напротив кого остановился водящий, тот выходит в круг, берет « курочек» и исполняет потешку, частушку и т.п. ( игра проводится 4-5 раз ).

Мастерица. Ох, позабавили вы нас, а теперь пора и за работу.

Мастера с 1го стола.

 Кто хочет научиться расписывать матрешку? Проходите к нам в мастерскую!

Мастера со 2го стола. Мы приглашаем к нам в мастерскую глину помять и игрушку слепить.

Мастера с 3го стола. А у нас вы научитесь расписывать Филимоновскую игрушку.

Мастерица. ( обращается к Богородским мастерам)

А вы, мастера-резчики, чему научите?

Мастера с 4го стола. Вырезать и расписывать нашу забавную игрушку.

Гости по 2-3 человека ( по желанию ) проходят, кто куда хочет, и вместе с детьми принимаются за работу.(Фото № 7,8,9,10,11,12). Звучит русская народная мелодия. Когда работа закончена, Мастерица обращает внимание на сделанные игрушки.

Мастерица. Посмотрите, получилась настоящая ярмарка русских игрушек! Давайте полюбуемся их красотой. Вы- самые настоящие мастера! Про таких говорят: « Мастер- золотые руки».

В разных странах любуются яркими, веселыми, смешными и озорными игрушками, сделанными в России. Эти игрушки прославили наших мастеров на весь мир. Не зря говорят: « Игрушки из России славят испокон чудо- руки золотые наших мастеров».(Фото№13 «Мы настоящие мастера»)

А какие пословицы и поговорки о мастерах и труде вы знаете?

- дело мастера боится;

- мастера по работе видно;

- умелые руки не знают скуки;

- человек без труда, что без песни;

- делу- время, потехе- час.

А и вправду потрудились вы на славу, пора и повеселиться. Запевай частушки!

                                    Частушки.

  1. Курам просо не дают и они брусок клюют

          Возле беленьких зайчат куры клювами стучат.

  1. Кони глиняные мчатся на подставках что есть сил,

          И за хвост не удержатся , если гриву упустил.

  1. Молодица-нарядница вы куда идете?

          С зонтиком и сумочкой глиняная тетя!

  1. Летели две птички собой невелички,

          Как они летели , все люди глядели,

          Как они садились , все люди дивились.

  1. Сказочные птицы прилетели на цветы ,

          И украсили игрушки небывалой красоты.

  1. Мы на белом материале все игрушки расписали ,

          Постарались от души , ах, игрушки хороши!

 

Мастерица. Спасибо вам, ребята, за радушный прием, за добрые слова, за мастерство ваше. А нам, гости дорогие, пора и честь знать!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе

Тема:   «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей  к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи.      Образовательные: ...

НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев

Примерная  общеобразовательная программа  «От рождения до школы»под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г. Возрастная группа: группа старшего возраста Тема ...

Проект "Мастерская Народных умельцев"

Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных м...

НОД по развитию речи «Мастерская народных умельцев»

ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные задачи:  Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве об их характерных особенностях.  Расширять словарь по теме «Народные пр...

Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»Описание работы:Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народ...

Путешествие по мастерским народных умельцев

Цель: Развитие речи и творческих способностей череззнакомство детей с изделиями народных промыслов.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хо...